Илон Маск часто удивляет всех неожиданными новостями или анонсами. Например, в апреле этого года он заявил, что его компания Tesla Inc. планирует создать электрогрузовик. Спустя несколько месяцев в Сети появилась информация о том, что первые экземпляры таких тягачей вскоре начнут проходить испытания в Неваде — штате, в котором часто проходят испытания инновационные автомобили ряда компаний, включая Google, Mercedes, Volvo и, конечно, Tesla.
Кроме того, переговоры о возможности «полевых» испытаний на дорогах общего пользования ведутся с администрацией штата Калифорния. Пару недель назад представители штата подтвердили эту информацию, заявив о том, что совместная с сотрудниками Tesla встреча состоялась, и на ней была проведена «беседа о нюансах деятельности компании, производящей автономные грузовики». Дело в том, что эти тягачи Tesla собирается сделать не только электрическими, но еще и «умными», чтобы водитель лишь следил за работой роботизированной системы.
Анонсировать электрогрузовики Маск пообещал уже в сентябре этого года. При этом также сообщалось, что запас хода у такого рода транспортного средства составляет 2-5 сотен километров. Хватит ли этого для того, чтобы электрические грузовики начали массово покупать? Возможно, хотя у этой точки зрения есть и противники. К сожалению, представители Tesla при обращении к ним журналистов с просьбой прояснить этот вопрос заявили, что не хотят спекулировать на слухах о создании электрического грузовика.
Но предположим, что создание такого рода транспортного средства — реальность. Хватит ли ему запаса хода в 200-500 километров? Некоторые специалисты полагают, что да. По статистике, лишь малая толика грузовых автомобилей проезжает более 300-500 км в день. Подавляющее большинство преодолевают и того меньшее расстояние. Так что Илон Маск вполне может рассчитывать на то, что его машины найдут свою нишу в качестве транспортников для доставки грузов на средние расстояния.
С другой стороны, есть представители транспортной сферы, которые не согласны с этой точкой зрения. Например, Кен Харпер, один из руководителей компании DATSUN (производитель автомобилей DAT), считает, что дизельные грузовики во многих ситуациях более выгодны, чем электрические транспортные средства. Дело в том, что в транспортной сфере есть неявные проблемы, о которых мало кто вспоминает, говоря о преимуществах электрогрузовиков. Например, водители грузовых машин не могут работать дольше положенного законодательством времени.
Как и везде, здесь есть нормы, нарушать которые нельзя. По закону время, проведенное в кабине во время зарядки грузовика будет идти водителю в общий зачет. Ну а поскольку зарядка занимает в этом случае гораздо больше времени, чем в случае заправки дизельным топливом, то львиная часть рабочего времени водителя будет уходить на ожидания. Соответственно, на саму перевозку грузов будет оставаться не так и много времени.
Эту проблему можно решить, но транспортные компании будут терять свои средства. И если дизельный грузовик будет приносить из расчета на единицу времени больше денег, чем электрический автомобиль, то не нужно быть гением, чтобы понять, какое из транспортных средств выберет компания.
С другой стороны, значительную часть затрат транспортной компании составляют расходы на горючее и обслуживание автомобиля. В этом плане электрогрузовики находятся в более выгодном положении, поскольку электричество будет обходиться дешевле бензина, а обслуживание электрических автомобилей проще в техническом плане, чем обслуживание дизелей. Если грузовики от Tesla Inc. по двум этим параметрам будут обходиться транспортным компаниям дешевле дизелей, они вполне могут конкурировать со своими «собратьями» с ДВС. Ну а то, что у электрогрузовиков будут нулевые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу — еще один большой плюс.
Кстати, вполне возможно, что электрические грузовики Tesla будут активно использоваться самой компанией на ее «Гигафабрике аккумуляторов». Расстояние между этим объектом и сборочными цехами Tesla во Фремонте составляет около 350 км.
К сожалению, пока относительно грузовиков Tesla Inc. Можно строить лишь догадки. Дело в том, что компания не раскрывает детали конструкции своих новых систем, так что пока мы почти ничего не знаем — ни запас хода электрогрузовика, ни другие характеристики таких автомобилей. Но зная Маска, можно предположить, что если грузовики действительно рассматриваются компанией в качестве важного проекта, то они обязательно появятся на дорогах общего пользования. И это может произойти гораздо быстрее, чем мы можем ожидать.
Автор: Максим Агаджанов