Постольку-поскольку некоторое время проживаю в Шанхае, решил осветить популярное в Китае за последние 3 года явление — байкшеринг — Система проката велосипедов без базовых станций которые, в отличие от предыдущих не привязаны к конкретным местам в городе, т.е. их можно взять где угодно, и оставить в любом месте, где вообще разрешено оставлять велосипеды.
Описываю только велики двух компаний, т.к. они сейчас наиболее распространены в Шанхае и именно ими пользовался я лично, это Mobike и ofo, их сайты соответственно mobike.com и www.ofo.so
У обеих компаний есть приложения для iOS и Android. У ofo также есть веб версия приложения.
Немного истории
Основатель mobike — Ху Вэйвэй 胡玮炜 (1982 г. рождения)
Компания Mobike
2015 г.
- 7 декабря, пробный запуск в Шанхае
2016 г.
- 22 апреля, оф. запуск в Шанхае
- 1 сентября, оф. запуск в Пекине
- 16 октября, первые пробные партии в Шэньчжэне
- 21 октября, запуск легкой версии великов в Шанхае
- 26 октября, оф. запуск в Гуанчжоу
- 16 ноября, запуск в Чэнду
- 22 ноября, оф. запуск в Шэньчжэне
2017 г.
- 13 января, запуск в Дунгуане (провинция Гуандун)
- 21 января, запуск в Чжухае (провинция Гуандун)
- 3 марта, запуск в Уси (провинция Цзянсу)
- 21 марта, запуск в Сингапуре
Компания ofo
Основатель ofo — Дай Вэй 戴威 (в 2016 г. было 25 лет)
С 2015 г. старт в Пекине
2016 г.
- Апрель — Шанхай
- Сентябрь — Ханчжоу
- Ноябрь — Шэньчжэнь
- Декабрь — Гуанчжоу
- Декабрь — Чэнду
- Декабрь — Макао
- Декабрь — Куньмин
- Декабрь — Лондон
- Декабрь — Кремневая долина
2017 г.
- Январь — Тянзин
- Январь — Ухань
- Январь — Гуанчжоу
- Январь — Наньцзин
- Январь — Хэфэй
- Февраль — Сингапур
- Февраль — Наньнин
- Март — Уси
- Март — Циндао
- Март — Чжухай
- Март — Кембридж
- Апрель — Гуйлинь
Также на магазете есть немного про историю, и про использование приложения.
Типы велосипедов
Вообще на улицах Шанхая можно встретить огромное кол-во разных велосипедов общего пользования, в т.ч. с батареей, педали которых не обязательно крутить, а также не привязанных к конкретным точкам города. Также есть куча стоянок с велосипедами которые необходимо брать и оставлять на таких остановках.
Например, на этом фото можно заметить как минимум 4 типа таких велосипедов: зеленые, желтые, голубые, серебряно-оранжевые.
По данным business.china.com.cn в первом полугодии 2017 г. в Шанхае уже будет более полумиллиона таких велосипедов.
Желтые это ofo, а серебряно-оранжевые это mobike.
У ofo в разных регионах и странах могут быть различные версии (6 штук), велосипедов, но на личном опыте могу выделить две версии: старые (без симкарты и gps модуля) с механическим замком (в Шанхае уже почти все утилизированы или лежат в оврагах), и новые (с выходом в сеть и gps) и электронным замком. Высоту седушки регулировать можно. Камеры воздушные. Велики очень легкие. Передача цепная. Колеса обыкновенные со спицами. Питание умных замков новых великов от батареи.
У mobike можно выделить также пару версий, хотя их было больше, но сейчас в городе четко выделяются именно две — тяжелые 25кг. (которые уже тоже трудно найти), в которых оригинальные безспицевые колеса (если их скрутить, то не поставишь на другой велик), отсутствует цепь, питание замка от генератора при кручении педалей, и вообще они выглядят футуристично и легкие велики 17кг., с цепью и спицами, на них кататься гораздо удобнее, так как они легче, питание замков от батареи, а её зарядка от солнечной батареи в корзине. В обоих версиях mobike присутствует gsm и gps модули, а также есть bluetooth, который включается чтобы разблокировать велик. На некоторых можно регулировать высоту сиденья, на некоторых нельзя. Камеры безвоздушные. В приложении есть функция звонка для облегчения поиска велика, а в велике соответственно есть издающий звонок динамик.
Регистрация и оплата
Аккаунты привязываются к номеру телефона (который потом можно заменить без проблем) и к конкретному человеку по паспорту (в приложении заливаешь фото паспорта и фото как ты его держишь) для иностранца, или к ID-карте (身份证) для китайцев.
Вносишь залог (который можно вернуть если потом откажешься от услуги), для mobike — 299 юаней, ofo — 99 юаней, тебе дается пару купонов для бесплатной поездки. В реальности у обеих компаний почти большая половина дней это какие-то акции и поездки бесплатны. Потом закидываешь депозит, причем если суммы не совсем маленькая, то могут на счет положить больше, например, у mobike закидывал 100 юаней, на счет зачислили 200 юаней.
За каждую поездку снимается либо 0.5 либо 1 юань за пол-часа в зависимости от типа велика (в приложении на карте видно), и округляется все до получаса в большую сторону.
С их постоянными акциями, даже при том что я каждый день использую велики, лично мои 200 юаней мне кажется я никогда не потрачу. И очень многие, кстати задаются вопросом как они вообще зарабатывают тогда. Пока что в них только инвестируют.
Как их использовать
В общем случае сценарий следующий:
открываешь приложение, видишь велик на карте поблизости и идешь к нему, потом сканируешь QR-код и велик открывает эл. замок. Садишься едешь, когда приехал защелкиваешь руками замок, и идешь по своим делам.
Чаще бывает еще проще: выходишь, видишь велик, открываешь приложение сканируешь, садишься едешь (в случае ofo нужно будет сначала самому ввести код замка). Приехал, закрыл замок. Пошел по своим делам.
На практике же, не все велики показываются на карте, вместо сканирования можно вручную ввести номер велика, некоторые велики поломаны, но показываются на карте, у mobike можно 5 раз в день зарезервировать велики неподалеку от тебя на 15 минут, чтобы их не перехватили пока ты идешь к ним. Некоторые велики прячут в гаражи и за заборы, и по карте этого не всегда понятно.
Личный опыт использования
За пару месяцев использования велосипедов обеих фирм успел осознать некоторые моменты.
Отсутствие gsm и gps модулей у ofo старой версии делало их не очень привлекательными, т.к. в приложении небыло видно великов на карте, и оно вообще служило только хранилищем паролей к замкам. Если с ofo старой версии стирают его номер, то ты больше не сможешь посмотреть код его замка, а тот кто стер этот номер по сути становится «хозяином» такого велика, так как только он теперь знает код замка, и ofo ни как это не может отследить если последний пользователь больше не указывает в приложении, что он пользуется этим великом (не сканирует его QR-код), а ему то больше это делать и не нужно, т.к. код он просто запомнил. Хотя, как я выше писал, таких великов уже почти не осталось, сейчас все с умным замком.
На фото ofo старой версии со стертым номером. Передний номер у него оторван.
Проблемы использования
Вскрытый замок велосипеда одного из конкурентов ofo и Mobike.
Кроме вышеперечисленных проблем есть куча других. Люди не чувствуют ответственности, не бережно относятся к велосипедам. В сети можно найти фото буквально гор поломанных желтеньких и оранжевых велосипедов.
Некоторые пользователи бросают их где и как попало, хотя в основном из-за того что они поломаны.
Поломки далеко не сразу видны с первого взгляда, а у ofo еще и камеру нужно потрогать чтобы убедиться что колеса не спущены. Сиденье может быть не закреплено, а без ключа это самому не исправить. Что-то где-то погнуто, не работают или плохо работают ручные тормоза и т.д. и т.п.
Утром все велики съезжаются к метро, а вечером наоборот разъезжаются по дворам, поэтому утром и вечером бывает нелегко найти велик. Бывает вечером приехал, например, в парикмахерскую, подстригся вышел, а велика нет, и поблизости его найти не всегда просто, т.е. ни когда не знаешь получится ли найти велик.
Методы решения проблем компаниями
Во первых это привязка регистрации к паспорту, т.е. чтобы один и тот же человек не мог зарегистрировать много аккаунтов. Затем в обеих в приложениях обеих компаний ведется система баллов. Изначально дается по 100 баллов и далее начисляется по баллу за поездку, или отнимается 20 баллов за неправильную парковку. Также добавляются пару баллов за донос на неправильную парковку. Когда баллов станет менее 80 пользоваться услугой будет нельзя. За злостные нарушения, типа использования своего замка или внесение изменений в велик, балы списываются до ноля.
У mobike и великов новой версии ofo, замки с встроенным gps и gsm, есть пищалка которая активируется если по велику с закрытым замком постучать.
Чтобы пользователи оставляли велики в людных местах обе компании используют бонусные системы — велики в каком-то районе показываются как бонусные (красные конвертики либо что-то подобное), т.е. если на них покататься и поставить в людном месте, то можно получить денежный бонус, который можно вывести из приложения.
Немного фотоподробностей
У mobike и ofo новые версии великов оснащены умными замками с gsm и gps модулями. Однако в текущей версии великов ofo необходимо вручную вбивать код замка (используя клавиатуру с цифрами 1-4).
Велики ofo
При разборе умного замка ofo пользователи заметили, что используется Литий Оксид Марганцевые (LiMn2O4, LMO) батареи у которых ограниченный цикл перезарядки, и это один из факторов низкой себестоимости великов ofo — по некоторым данным в сети — 300 юаней.
Видно симкарту China Unicom. Также пользователи сайта на котором выкладывали эти фото заметили что в замке отсутствуют модули Beidou — китайской навигационной системы, но ранее заявлялось что они будут в этих великах.
Mobike старой версии (25 кг.)
Первое число — идентификатор города, в данном случае 021 это Шанхай.
Умный замок тяжелых Mobike заряжался от движения педалей. И раньше можно было часто найти велики без видимых внешних повреждений, которые однако не открывались через приложение (показывалось сообщение, что велик не работает), возможно, так происходило из-за севшей батареи. Вообще у компании mobike по данным tianyancha уже 32 патента.
Описание одного из патентов mobike — патента на противоугонную систему для 2-3 колесных транспортных средств.
Mobike легкой версии 17 кг.
Умный замок.
В легкой версии питание замка от солнечной панели на дне корзины.
Колеса как и в старой версии безкамерные.
Заключение
Многие города Китая страдают от загрязненного воздуха, поэтому в целом, для Китая байкшеринг это очень нужная штука, т.к. позволяет разгрузить трафик на дорогах и уменьшить кол-во выхлопных газов от автомобилей. Для жителей крупных городов текущая стоимость аренды и величина залога можно считать не большой. С одной стороны они очень удобны, когда захотел, тогда и сел на велик, и оставить можно в любом месте, с другой стороны, не всегда уверен что сможешь найти велик, особенно вечером или утром.
В Пекине уже запустили каршеринг электрических авто, и вообще, мне нравится тенденция создания вещей общего пользования — совместного потребления, было бы здорово если бы любую вещь можно было бы взять бесплатно или за символическую цену, а после использования вернуть назад, туда где её мог бы взять любой человек. Это очень похоже на концепцию библиотек вещей, о которой я узнал из книги Жака Фреско — «Все лучшее, что не купишь за деньги».
Сейчас, например, много книг лежит в частных библиотеках, но если их все вбить в БД, по которой все могли бы свободно искать и делать заявку на забор, то можно было бы найти им читателей, или тех, кто перевел бы их в электронный формат. То же самое относится к другим вещам не одноразового пользования. Наверняка многие из нас делали покупку, а после короткого периода пользования вещью забывали о ней, и она пылилась у вас дома, хотя ей могли бы пользоваться те, кому она в это время могла понадобиться.
Конечно, я осознаю что на пути такой идеи есть множество юридических и не только проблем, но мне кажется, что они решаемы. Самое главное препятствие стоящее на пути таких библиотек вещей, это нерациональное распределение и использования богатств нашей Земли, а также навязываемая культура, напрямую связанная с неравенством, культура которая по большей части убеждает всех, что главное в жизни это заработать как можно больше денег, а каким образом и за чей счет — не важно.
Однако считаю что для многих категорий товаров уже наступило время когда их можно объединять в такие «библиотеки вещей», пока что вижу только жалкое подобие подобной идеи, например сайт «Дарудар». Если вещь может быть использована сотни раз, то не совсем правильно дарить её одному человеку, надеясь что он вспомнит про нее и переподарит еще кому-то, правильнее было бы организовать ее переход в общественное достояние, а точнее во владение сервису, который мог бы отслеживать что с вещью происходит и вовремя организовывать передачу следующему владельцу.
Автор: amuralex