Пять профессиональных игроков в го не смогли ничего противопоставить натиску AlphaGo
Представители компании DeepMind на днях заявили о том, что игра с Кэ Цзе была последним сражением компьютерной системы AlphaGo с человеком. После победы во всех трех матчах подряд стало понятно, что с компьютером человеку уже не совладать, поэтому для системы играть с другими чемпионами в го просто нет смысла, исход будущих матчей можно считать предрешенным. По словам главы DeepMind Демиса Хассабиса, AlphaGo достигла уже всех возможных высот в го, поэтому время сменить профиль и попробовать себя в новой сфере.
Впервые весь мир услышал о компьютерном игроке в го чуть больше года назад, когда компьютер выиграл со счетом 4:1 у Ли Седоля, одного из чемпионов го. Никто не ожидал такого результата, поскольку эта игра считалась ранее сложной для компьютеров. Здесь огромное количество вариантов выбора хода, гораздо больше, чем в шахматах. По этой причине го считалась прерогативой человека. Но все меняется, компьютеры становятся совершеннее, так что современные программно-аппаратные платформы умеют то, чего не умели компьютеры всего пару-тройку лет назад.
Напомню, что два года назад AlphaGo обыграла чемпиона Европы, после чего, год спустя, выиграла уже у одного из чемпионов мира Ли Седоля. Правда, ему тоже удалось добиться победы в одном из пяти матчей. Сейчас, после проигрыша Кэ Цзе это дало повод говорить, что Ли Седоль — последний человек, которому удалось победить AlphaGo, пускай и единожды.
AlphaGo стала победителем во всех трех матчах с Кэ Цзе. В третьем матче китайский чемпион был вынужден сдаться, несмотря на то, что у него оставалось еще немногим более получаса на обдумывание ходов. Цзе играл белыми камнями, система — черными, так что первый ход сделала AlphaGo.
Не только Кэ Цзе не справился с мощью AlphaGo, не одолели систему и пять других мастеров, которые играли против компьютера впятером одновременно. Матч завершился полной победой ИИ-платформы от DeepMind. Еще система сражалась сама с собой, само собой, выиграла и проиграла одновременно.
Эксперты, следившие за ходом игры, утверждают, что профессионалы из мира го взяли на вооружение многие приемы, разработанные компьютером, которые и привели к победе системы.
«Команда AlphaGo теперь бросит все силы на преодоление новых высот, разрабатывая различные алгоритмы, которые однажды помогут ученым решить наиболее сложные проблемы, например, определить пути распространения заболеваний, снизить энергопотребление в глобальном масштабе или создать революционно новые материалы», — заявил глава DeepMind.
Также он казал, что вся команда разработчиков всегда верила в то, что AlphaGo станет полезным для человечества. Например, эта система сможет помочь сделать какое-то открытие и извлечь из него пользу. А го — лишь пример того, на что способны современные технологии. Уже сейчас AlphaGo помог игрокам в го начать искать новые стратегические находки в игре, которые, в частности, использовал и Кэ Цзе. Определенно, это успех — ведь компьютер смог помочь найти новые интересные аспекты в игре, которой исполнилось уже 3000 лет.
Интересно, что AlphaGo не станет общедоступным сервисом (как, например, IBM Watson). Разработчики будут использовать систему пока в закрытом режиме, пытаясь найти полезные и нужные варианты ее использования. В скором будущем DeepMind опубликует документы о том, как эта система смогла достичь высот и какие технологии при этом использовались.
AlphaGo играла с людьми в рамках праздника го в китайском городе Вужень (провинция Чжэцзян). Первые две игры Кэ Цзе проиграл, так что уже после второго матча было понятно, что система выходит победителем, но оставалась еще и третья игра, участие в которой было делом чести для Цзэ.
Что касается стиля игры системы, то один из профессиональных игроков в го сказал, что считает игру AlphaGo «человеческой». «AlphaGo играет очень уверенно, и это придает уверенности мне. Это помогает мне верить, что я могу управлять ходом игры», — заявил Лянь Сяо.
Что будет делать AlphaGo дальше? Возможно, система начнет осваивать новые высоты в StarCraft II. Несколько месяцев назад создатели системы вместе с Blizzard объявили о намерении создать платформу для разработки ИИ-систем для игры в StarCraft II. Здесь компьютер еще поддается человеку, но, вероятно, вскоре это будет исправлено.
Автор: marks