В мае впервые побывал на космодроме Восточный. На пуск ракеты не взяли, поэтому застал космодром в "сонном" виде. Тем не менее увиденное не разочаровало. Несмотря на организационные трудности, провалы сроков, скандалы и шум в прессе, строителям и Роскосмосу удалось возвести качественный и современный объект. Теперь хочется, чтобы космодром чаще производил пуски, это важно и для России и для Амурской области, в которой он находится.
Теперь обо всем подробнее.
Первое ощущение, которое появилось в Благовещенске, еще до прибытия на Восточный — Амурская область практически не готова к тому, что на нее, как из космоса, свалился космодром. Ни промышленность, ни культура, ни образование никогда ничего не делали для космоса, а тут хоп, регион стал самым космическим если не в стране, то на Дальнем Востоке точно. Сейчас и местная администрация и образование, при поддержке ОРКК и Роскосмоса в спешке наполняют космическими смыслами все окрестности. В школах открывают космические классы, на улицах появляются космические памятники и панно, в Амурском государственном университете открываются космические специальности, хотя на кафедру пока не набрали преподавательских кадров. Поэтому студентов отправляют доучиваться в МАИ в Москву, и некоторые даже возвращаются для работы на Восточном.
Собственно, и я попал в этот тур как популяризатор космонавтики, для общения со студентами и школьниками. Для этого в Благовещенске и Углегорске второй год местной властью и Роскосмосом организуется фестиваль “Космофест” для учащихся.
Кстати, лайфхак: если вы отучились на инженерную специальность, молоды и уроженец Амурской области — подавайте документы в отряд космонавтов. Сейчас у этого региона нет своего космонавта, но для поддержания космического статуса очень востребован, и Роскосмос это понимает.
Благовещенск не производит впечатление процветающего города, только вдоль пограничного берега Амура понастроено элитного жилья и возведена красивая набережная, чтобы красиво смотреться из Китая.
А первое, что рассказывают только прибывшему в Благу — это как китайская деревня на том берегу за считанные годы превратилась в громадный город вечерами сияющий иллюминацией как Лас-Вегас.
Ради интереса посмотрел спутниковые данные по росту города и объективные данные не так впечатляют. За двадцать пять лет рост площади примерно в два раза. Видимо с той стороны проводится похожая деятельность по приданию эпичности фасаду государства.
Дорога на Восточный выделяется своим качеством и технологичностью — хотя по факту это просто добротная двухполоска.
К чести местных властей стоит сказать о проведенной подготовке перед пуском ракеты. Для удобного просмотра апрельского полета “Союза” вдоль трассы выделили несколько расширенных автостоянок, поставили обозначающие банеры вдоль дорог, активно освещали эту подготовку в прессе. То есть с точки зрения удобства туристов, желающих увидеть полет ракеты, в Амурской области всё сделано уже лучше чем на Байконуре. При желании на этой трассе можно найти еще несколько интересных объектов, но уже не космической тематики поэтому для нас остановок не делали.
На второй день мы добрались до Углегорска. Это типовой приграничный поселок при части РВСН. Тут космоса было немного больше, хотя и военного.
Но и тут теперь спешно наполняют улицы гражданской космической тематикой.
Есть даже сувенирный ларек, в ожидании наплыва туристов.
По случаю фестиваля в поселок приезжали космонавты и другие высокие гости, поэтому организаторы выставили почетный караул.
Подошел к ребятам у памятника, спросил:
— А знаете кто это?
— Это изобретатель космонавтики.
Видно, что усилия в космическом образовании не прошли даром. Кстати, это радует, что сразу взялись за подрастающее поколение, за ними будущее.
Хотя прошлое еще выглядывает из густых еловых ветвей.
После железнодорожной станции начинается собственно Восточный — вотчина Роскосмоса.
Отсюда, до космодрома, еще двадцать километров, но по пути вдоль железной дороги уже встречаются цистерны с ракетным топливом и тепловозы Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры.
Наконец, добрались до космодрома. Стартовый стол еще в нескольких километрах, а нам показывают Монтажно-испытательный корпус, где собирали ракету и готовили ее к пуску.
Здание, конечно, циклопических масштабов, и выглядит вполне хайтечно.
При возведении космодрома учитывали местный климат, особенно в холодное время года, поэтому корпус спроектирован так, что все процессы проходят под одной крышей — с одной стороны входят составы с элементами ракеты и спутниками, а с другой стороны выходит уже готовая к пуску ракета.
Пока всё это рассчитано только на ракету “Союз-2” в беспилотном варианте. Вполне вероятно пилотируемого корабля “Союз” тут никогда и не будет — планируют сразу начать пуски “Ангары” с пилотируемой “Федерацией”.
Внутри МИКа еще стоят пустые контейнеры от ракеты и спутников.
Качество возведенного корпуса внушает уважение. Сделано реально все добротно. Всюду бросаются в глаза рекламные банеры заводов-изготовителей и подрядчиков.
Чувствуется даже гордость, с которой исполнители подписывали свои работы.
К слову о космических технологиях. Где-то применяются и вполне проверенные временем решения, например захваты ракетного транспортера обложены вполне натуральным войлоком.
Полы так блестят, что жаль ходить в обуви или хотя бы без бахил.
Вообще с требованиями чистоты тут строго, но, как я понял, тут понимают, что следующая ракета сюда придет еще не скоро, и проще хорошо прибраться перед следующим пуском, чем год с лишним тратиться на бахилы и халаты. Нас пустили с улицы без особых оговорок про чистоту.
Видно, что первый пуск не прошел для оборудования даром.
Строительство Восточного обычно сравнивается с другой “стройкой века” — олимпийскими объектами в Сочи, и некоторое сходство действительно есть, например этот гигантский ангар легко представить с фигуристами, хотя его задача — перемещать элементы ракеты и спутников из цеха в цех.
Следующий корпус — это такая своеобразная “гостиница для спутников”. Место где космические аппараты проходят последние проверки и готовятся к запуску.
Здесь у каждого завода-изготовителя космических аппаратов есть свой отдельный “номер”.
Отдельных номеров для интуристов я не рассмотрел, скорее всего будут гостить у НПО им. Лавочкина — производителя разгонного блока “Фрегат”, который используется для выведения спутников на рабочие орбиты.
Нам показали даже корпус, о существовании которого стараются не распространяться за пределами космодрома — заправочный.
Еще когда принималось решение о строительстве космодрома, местные экологи подняли шум по поводу токсичного ракетного топлива. Чтобы их успокоить ракетчикам пришлось проводить длительную просветительскую работу, объясняющую, что ракет на токсичном топливе — “Протонов” — на Восточном не будет, и что кислород-керосиновые “Союзы” не токсичнее пассажирских самолетов. Правда эти просветители умолчали, а может и не знали, что четвертая ступень “Союза” — это разгонный блок с вполне токсичным топливом, да и в спутники заливают чаще всего “химию”. Правда эти двигатели запускаются только в космосе, поэтому все заинтересованы чтобы они туда добирались.
Из-за ядовитости топлива, заправка спутников и разгонных блоков — это сложный и опасный процесс, который люди осуществляют в специальных скафандрах. Вот так это выглядит на похожем космодроме Куру на другой стороне земного шара.
На Восточном, вдоль стен заправочного корпуса установлены датчики, которые улавливают малейшую концентрацию токсинов и предупреждают операторов.
По заверениям специалистов, первая заправка прошла нормально без утечек и происшествий.
Хотя на полу нашлось подозрительное пятно, но, полагаю, если б это реально оказалось ракетное топливо, я бы об этом уже рассказать не смог.
В окрестностях стройка еще продолжается, ходят грузовики с грунтом и бетоном, работают экскаваторы и краны.
Хотя на объектах, с которых осуществлен первый пуск, уже затишье.
Отправляемся туда.
К сожалению, башня обеспечения полностью накрывала стартовый стол, пришлось снимать из помещения, что без широкоугольного объектива не очень получалось. Множество уровней ферм обслуживания создают ощущение хаотичного нагромождения, в котором сложно разобраться с непривычки.
Только взгляд со стороны противовесов ферм-опор получился интересным.
Под стартовым столом еще можно было увидеть последствия пуска.
На фото оторванная створка газоотвода выглядит небольшой, хотя реально ее размер внушителен, и косвенно напоминает какая мощь заключена в стартующей ракете.
Мы прибыли на космодром где-то через месяц после пуска, но спешки с демонтажем сорванной конструкции видно не было. На вопрос, что с ней сделают, был флегматичный ответ “Потом уберем”. Я предложил разобрать ее на сувениры и на продажах туристам отбить стоимость ракеты, но идея на сотрудников космодрома впечатления не произвела.
На дне газоотводного лотка продолжалась работа. Щели между плитами неторопливо конопатили резиновыми прокладками. Видно не успели до пуска, но теперь, главное, успеть до морозов, поэтому 2-3 работника за лето должны справиться.
Обход башни обеспечения привел к куче обгорелых воздуховодов системы термостатирования. Вентиляция используется для поддержания требуемых условий хранения космических аппаратов под головным обтекателем ракеты. Наддув подготовленного воздуха производится до самого старта. В качестве сувенира оторвал себе немного воздуховода и теперь у меня есть кусок бесполезного пластика, опаленного огнем первого старта с Восточного. Надо сказать на пластике там не экономили – оторвать небольшой фрагмент было не так-то просто — чертовски прочный.
.
А нас провели в бункер управления пуском.
Сейчас тут все спит, кроме часов.
Тот самый ключ на старт.
Видно, что много управляющей электроники российского производства, но телевизоры и мониторы – из ближайшего гипермаркета.
В ходе экскурсии удалось переговорить с местными молодыми специалистами, которые отучившись в МАИ вернулись домой работать на космодроме. Им выделили служебные квартиры в Циолковском, но каждые выходные они возвращаются в Благовещенск, поскольку в новом городе пока просто нечем заняться. Зарплата по местным меркам неплохая, но меньше 50 тыс. руб. Основной костяк опытных специалистов Восточного – с Байконура. Ездят сюда в командировки, некоторые планируют переезжать насовсем. Своих спецов пока не хватает, да и опыта у них практически нет, поэтому-то космодрому и нужна работа, чтобы у них уже ничего не отрывалось при старте.
Понятное дело, что строительство космодрома – это прежде всего политическая задача, решение которой должно обеспечить независимость российской космонавтики от Казахстана. Пока есть Байконур, и пока на Восточном не построили стартовый стол для “Ангары”, никакой практической необходимости в нем нет, и сейчас пуски из Казахстана выгоднее и проще — вся технология отработана.
Тем не менее, определенный смысл в строительстве Восточного есть — это космодром на будущее. Рано или поздно завершится программа МКС, и пилотируемые “Союзы” станут не нужны. Рано или поздно закроется “Протон”. Сейчас Байконур живет только этими двумя программами, которые невозможно обеспечить откуда-то еще. Когда они завершатся, придет конец и “Байку”. Развивать инфраструктуру на территории другого государства под перспективные программы будущего Россия не заинтересована, поэтому придет век Восточного.
Есть еще дискуссионный вопрос о стоимости: действительно ли Восточный самый дорогой космодром современности? Обсудим это отдельно в ближайшее время, не переключайтесь.
За экскурсию выражаю благодарность Департаменту общественных связей Объединенной ракетно-космической корпорации.
Автор: Zelenyikot