На днях в «Секрете Фирмы» вышел интересный материал о том, как «уберизация» меняет подход к бизнесу в отраслях, помимо собственно сервисов такси. Я решил рассмотреть основные тезисы этого материала и подкрепить их статистикой.
Uber привлекает к работе не профессиональных таксистов с лицензией, а обычных водителей, которые хотят подзаработать —такая модель получила название fractional employment (букв. англ. — «дробная занятость»). В сфере транспорта такой подход чреват сложностями в общении с государством и конкурентами, но есть и пример более спокойного внедрения новой бизнес-модели. Речь идет о сервисах доставки.
Немного истории
Еще пять лет назад на это рынке доминировала классическая модель — заказы выполнялись штатными курьерами в течение их рабочего дня, обычно с 8 утра до 17 вечера. Средний размер курьерской службы составлял около 25 курьеров. Еще в 2010 году доставка была долгой и дорогой, а в день заказа доставлялось считанное число отправлений. Доставка на следующий день считалась премиум-услугой, а наиболее распространенной и дешевой была доставка в течение 3 дней. В некоторых случаях получить товар на дом было невозможно в принципе.
В то время купить, к примеру, сноуборд с доставкой можно было только в крупном магазине, который построил свою курьерскую службу. С малым бизнесом, который не всегда может даже организовать оплату по безналу, независимым курьерским службам было сотрудничать невыгодно. Пять лет назад это было нормально, но сегодня пользователи во всем мире становятся все более требовательными: если при заказе такси через приложение через пару минут машина будет подана, то почему нужно несколько дней ждать доставку или вообще самому ехать за покупкой? Именно поэтому набирает популярность доставка в тот же день.
Через несколько лет даже такой уровень сервиса никого не будет устраивать — по данным сервиса «Достависта» (его основатель и написал колонку в «Секрете Фирмы», на которую мы ссылаемся в начале топика), уже сейчас в Москве 52% заказов имеют пометку «срочно», что означает необходимость максимальной скорости, а не просто «сегодня», и выполняются за время в пределах 105 минут.
Как на самом деле выглядит технологическая революция
При этом технологическая революция в сферах такси и доставки происходит тихо и не столь бурными темпами, как может показаться при взгляде на PR-активности различных компаний. Если говорить о перевозках, то несмотря на популярность и постоянно растущую оценку Uber, традиционные таксопарки пока перевозят больше пассажиров.
Другой пример — не так давно широко обсуждались перспективы доставки товаров дронами, однако очевидно, что в ближайшие годы она не получит распространения. Летать над городами опасно, регулировать такие полеты трудно, поэтому власти разных стран совсем не в восторге от того, что небо заполонят летающие курьеры. В России регистрацией дронов уже планирует заняться ФСБ.
Вместо замены людей машинами происходит замена одних сотрудников другими — если раньше товары доставляли сотрудники курьерских служб, то теперь сервисы доставки привлекают людей по модели Uber. С помощью мобильного приложения курьер может отслеживать заказы и выполнять их, когда ему удобно, совмещая с любыми другими занятиями. Такой подход открывает профессию для большого количества людей, позволяя зарабатывать тем, кто действительно этого хочет — сегодня в базе курьерских сервисов по разным оценкам зарегистрированы до 1% жителей Москвы. Меняется и портрет современного курьера. К примеру, среди них растет число девушек — сегодня их 22,6% против 18,3% двумя годами ранее.
Для управления бизнесом по модели «дробной занятости» необходимо автоматизировать контроль качества. Если пассажир остался недоволен поездкой, или покупатель получил товар с опозданием, он должен иметь возможность мгновенно оставить негативную оценку и снизить таким образом рейтинг исполнителя. Исполнители со средним рейтингом ниже определенного значения автоматически отключаются от системы распределения заказов.
Влияние на бизнес-модели традиционных отраслей оказывает не только Uber, но и, к примеру, Facebook. Соцсеть использует различные алгоритмы, которые на основании данных о предпочтениях пользователей показывает им контент — человеку не надо самому разбираться в огромном потоке информации, робот сам определит, что ему интереснее. Например, если пользователь «лайкает» публикации конкретных друзей или компаний, то в его ленту попадет больше сообщений из этих источников.
Такой подход находит применение и в бизнесе — сейчас сервисы доставки разрабатывают собственные алгоритмы, которые смогут предлагать курьерам оптимальные маршруты на день. Система сможет составить маршрут и предложить работнику взять те заказы, которые принесут максимальную выгоду — проанализировать эту информацию обычному человеку будет не под силу.
В итоге сегодня традиционные курьерские службы проигрывают борьбу новым сервисам доставки, которые в моменты пиковой нагрузки могут привлечь почти неограниченное число внештатных курьеров, а в периоды затишья не несут издержки на зарплаты простаивающих работников. Точно так же приложения для вызова такси побеждают традиционные таксопарки.
Но и на этом технологии не останавливаются: уже сейчас Uber, Lyft и другие сервисы работают вместе с автопроизводителями и другими технологическими компаниями над созданием беспилотных автомобилей. В итоге водители, и, как следствие, курьеры, уже в обозримом будущем будут заменены самоуправляемыми машинами.
Бизнесу останется лишь придумать, как поднять доставленный товар до квартиры клиента — преодоление последних десятков метров без помощи людей станет сложной задачей, которая потребует серьезных инноваций и, возможно, создания инфраструктурных решений. Хотя нельзя окончательно сбрасывать со счетов дронов: уже сейчас некоторые из них вполне справятся с вертикальным подъёмом того же сноуборда — на балкон покупателю.
Автор: lol_wat