Маленький, но гордый: DuckDuckGo против рекламных монстров

в 17:41, , рубрики: dataprivacycoalition, duckduckgo, браузеры

Маленький, но гордый: DuckDuckGo против рекламных монстров - 1

Сохранение анонимности было одним из ключевых принципов первоначально свободного интернета, который, однако, уже более 20 лет постоянно попирается крупнейшими титанами рынка интернет-технологий: поисковыми системами, социальными сетями и торговыми площадками. И тем ценнее в этом океане тотального надзора желанные «островки свободы», с одним из которых мы и хотели бы познакомить вас в этом обзоре.

Знакомьтесь: DuckDuckGo — поисковая система, в корне отличающаяся по своей принципу работы от «большой пятёрки» поисковиков (Google, Yahoo, Bing, Baidu, Яндекс). Основное отличие DuckDuckGo заключается в том, что он уважает принципы конфиденциальности и анонимности в интернете и не собирает никакой информации о своих пользователях.

Как появился DuckDuckGo

Основателем этого стремительно набирающего популярность поисковика является американец по имени Гэбриэл Вайнберг (Gabriel Weinberg). Вайнберг, уже имевший опыт нескольких стартапов различной степени успешности (от опередившей время, но не слишком популярной школьной соцсети Learnection, в которой могли общаться родители и учителя, до более успешного проекта NamesDatabase, предшественника Facebook), в один из дней неожиданно обнаружил, что Google выдаёт пользователям далеко не самые релевантные результаты по их запросам, и решил это улучшить.

Первая версия DuckDuckGo, появившаяся в 2008 году, была основана на сборе информации из других источников и фильтрации результатов с тем, чтобы поисковая выдача содержала как можно более полезные ссылки в самом начале. И в этой первой версии уже присутствовала основная фишка поисковика, за которую его так любят те, кто не хочет позволять коммерческим технологиям вмешиваться в свою личную жизнь: систему не волновали интересы пользователей и их личные данные (пол, возраст или национальность). И не волнуют до сих пор: DuckDuckGo сегодня — это система без границ, для которой не существует заблокированных местечковыми законами ресурсов и нет никакой слежки за пользователями.

От удобства к приватности

Интересно, что конфиденциальность информации пользователей первое время вообще не интересовала Вайнберга: на первое место он поставил удобство поисковика. Однако, после не слишком удачных шагов по продвижению, разработчику пришла мысль сосредоточиться на рекламе приватности DuckDuckGo, который с самого начала не имел никаких инструментов слежки за пользователями. И как раз конфиденциальность, которую не могут обеспечить пользователю Google, Яндекс и прочие заправилы IT-индустрии, и оказалась той фишкой, за счёт которой так мощно выстрелил DuckDuckGo, быстро превратившийся в глазах пользователей из «гадкого утёнка» в прекрасного лебедя.

В 2011 году к Вайнбергу пришёл крупный инвестор, вложивший 3 миллиона долларов в продвижение и дальнейшую разработку. При этом владелец Union Square Ventures (той самой компании-инвестора) позже признался, что помог проекту вовсе не из корыстных побуждений и даже не мечтал, что DuckDuckGo когда либо потеснит Google. Цель его была совсем другая: дать возможность каждому заинтересованному пользователю искать информацию в интернете безопасно, не опасаясь слежки со стороны рекламных компаний и различных государственных структур.

Чем DuckDuckGo отличается от Google и Яндекс

Основная задача DuckDuckGo заключается не в фиктивном, а в реальном обезличивании пользовательской информации. Поисковые системы отслеживают личную информацию пользователей и передают её затем рекламным компаниям (как минимум), хотя, как утверждают представители Google и Яндекс, они делают это в «обезличенном» виде, то есть без привязки к конкретному аккаунту и человеку. Тем не менее, вряд ли кто-то может помешать поисковикам персонифицировать такую информацию по запросу, и в результате не только рекламные сервисы, но и правоохранительные органы будут знать о вас всё: какие сайты вы посещаете, где регистрируетесь, с кем и как общаетесь. А уж о том, как эта информация порой используется в России, знают не только продвинутые юзеры, но и многие из тех, кто не слишком посвящён в детали работы поисковиков.

Как DuckDuckGo помогает сохранять конфиденциальность в сети

DuckDuckGo широко поддерживает ПО для обеспечения конфиденциальности. Например, поисковик полностью совместим с браузером Tor и даже встроен в него в качестве поисковой системы по умолчанию (Firefox и Chrome с некоторых пор также позволяют сделать DuckDuckGo основным поисковиком у себя). А в прошлом году DuckDuckGo выделил 600 тысяч долларов на борьбу за права пользователей всемирной паутины, и значительная часть этих денег досталась как раз разработчикам браузера «Tor».

Плевать DuckDuckGo и на национальные ограничения: поисковик не блокирует ссылки на сомнительные с точки зрения законодательства той или иной страны ресурсы, поэтому вы можете быть уверены в том, что найдёте нужную информацию. Удобно? Безусловно. Тем более что заблокированные сайты нередко страдают совершенно незаслуженно (вспомним хотя бы несколько лет боровшийся за правду и официальное признание RuTracker).

А буквально месяц назад (5 марта 2020 года) DuckDuckGo огорошил интернет-аудиторию публикацией сразу тысячи веб-трекеров, следящими за пользователями без их согласия. Явным лидером по шпионским трекерам в интернете оказался Google: щупальца этого поискового гиганта были замечены на 85% проанализированных сайтов. Со значительным отставанием второе место в этом сомнительном рейтинге занимает детище Марка Цукерберга, Facebook, трекеры которого были замечены на 36% сайтов. Цукерберг же на прошедшей в феврале 2020 года в Мюнхене конференции по безопасности, заявил, что нужно создать меры, «которые позволяли бы вмешиваться, чтобы убирать контент, который является опасным», то есть, по его словам, получается, что трекеры и вовсе заботятся о пользователе, подсовывая ему исключительно безопасный контент. Замыкает же шпионскую тройку Adobe, один из крупнейших разработчиков ПО, с 22%.

Что же делают эти трекеры? Они знают о вас всё: пол, возраст, место проживания, тип вашего компьютера или мобильного устройства. И даже ваше имя для ряда из них не загадка. Взамен вы получаете конфетку в виде «персонализированных результатов поиска» для вашего виртуального аккаунта. Однако зачем нужны аккаунты и персонализированные результаты поиска, если поисковая система способна справляться с вашими запросами и без этого? Правильно: они нужны для того, чтобы вас было легче отследить, а польза от них сомнительная, не говоря уже о том, что многих просто раздражает ворох дополнительной (чаще всего рекламной) информации, предлагаемой трекерами по вашим запросам.

Итак, хотите ли вы предоставлять подробные сведения о себе интернет-компаниям, которые затем продадут их любому заинтересованному лицу? Мы тоже не хотим, поэтому уже давно выбрали DuckDuckGo. И мы не одиноки: на «утиной стороне » и многие известные пионеры интернета. Так, в своей любви к DuckDuckGo недавно признался создатель Twitter Джек Дорси.

DuckDuckGo помогает защититься от шпионских трекеров с помощью установки бесплатных приложений и расширений для браузеров. Эти расширения блокируют действие вредоносных скриптов, перекрывая кислород Google, Facebook и другим безнравственным интернет-воротилам и делая пребывание на сайтах действительно безопасным.

Маленький, но гордый: DuckDuckGo против рекламных монстров - 2

На чём зарабатывает DuckDuckGo

Источник заработка у сервиса один: реклама. «Так неужели они все же за нами следят?» — подумает испуганный пользователь. Спешим успокоить: нет, не следят, ведь реклама эта просто соответствует запросу и автоматически подбирается сервисом. Например, вы набрали «распродажа обуви в Москве» — поисковик рядом с целевыми ссылками выдаст вам рекламный баннер от подходящего партнёра. И это единственный скрипт «слежки», который есть у DuckDuckGo. Причём слежку мы не зря поставили в кавычки: никакой информации о вас, кроме собственно запроса, поисковая система не получит. Более того, история вашего поиска тоже нигде не хранится, поэтому вы каждый раз заходите на DuckDuckGo, что называется, с чистого листа.

Ещё один способ получения доходов компанией: комиссия за переходы по ссылкам сайтов-партнёров. Здесь тоже всё по-честному: вы не знаете, что тот или иной сайт является партнёром DuckDuckGo, а партнёр не получит от поисковика никаких данных о вас.

Автор: DataPrivacyCoalition

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js