Возможно этой статьей я похороню свою контору, а вместе с ней мечты о работе по CPS. Мечты о честной, прозрачной и понятной работе без вранья и обмана. Возможно, но не факт. Может быть, он станет определенным манифестом в отрасли, в которой я работаю.
Проблема в том, что чем ты честней на этом рынке – тем ты более бедный. К сожалению, я не исключение и передо мной стал выбор. Либо стать в общую очередь за распилом бюджетов, сливая ботовый трафик и сваливая неудачи на рекламодателя, либо попробовать что-то изменить. Жить за счет обмана и быть постоянно по уши в говне, которое низвергает на тебя рекламодатель, после очередного «эффективного» размещения – есть сомнительное удовольствие от работы.
Недавно ко мне пришел один стартапер, приятель, к которому я хорошо отношусь и спросил где, ему рекламироваться лучше всего и за не очень дорого. На что мой ответ был таким: «Дружище, прости, но после 3 лет в рекламе я могу честно ответить, что я не знаю. Попробуй в социалках, там вроде не накручивают, хотя я в этом тоже не уверен».
Итак, в чем же причина моего пессимизма? Пора назвать вещи своими именами. Вся проблема кроется в структуре добычи прибыли и распределения ответственности на рынке, а она прямо противоположна сама себе в своих основах.
Вебмастеру (владельцу ресурса или паблишеру, как их модно сейчас называть) нужно платить за статьи, за раскрутку ресурса и нести прочие затраты. Для абсолютного большинства реклама – единственный доход.
Рекламодателю нужна эффективность трафика и результат, а что там будет дальше никого не волнует.
Обе этих стороны вроде как делают одно дело и заинтересованы в общей эффективности. Однако на данный момент — это галлюцинация.
Вебмастер и рекламодатель – это не друзья, а заклятые враги. И чем быстрее вы это поймете – тем больше денег сэкономите.
Откуда вообще родился CPS (cost per sale «оплата за продажу»)? Почему сейчас большинство рекламщиков старается максимально перейти на этот формат? Почему именно KPI стало главным и единственным методом оценки рекламы?
Все довольно банально – мошенничество. И вы ничего не можете с этим поделать. Ни в каком виде, кроме CPS.
Представьте, что вы – вебмастер. Введите в поисковике запрос вида “Как накрутить рекламу», «ботнет для скликивания рекламы», «клик бот», «скрипт для накрутки рекламы».
А теперь давайте посмотрим правде в глаза – мы имеем дело с огромным мошенническим рынком и вы ничего не можете с этим поделать. Однажды лишь вебмастеру достаточно заметить, что привлечение аудитории обходится дороже, чем доходы от рекламы и на этом честность заканчивается, а начинаются боты. И этой болезнью больны практически все, нет никакой зависимости между размерами площадки. Этим занимаются и крупняк и мелочь.
Чем подкупает РТБ? Своими масштабами. Подключившись к десятку поставщиков вы можете сходу получить доступ к 500 тысячам сайтов, возможно к миллиону в рунете. Вы можете сразу получить доступ к 60-80 млн. пользователей. Рынок становится сразу на ладони. Однако поработав с РТБ примерно год, я могу смело сказать, что, кроме масштаба РТБ ничего не решил с мошенничеством, более того породил еще больше проблем.
Когда в Whisla мы замучились бороться со скликиванием рекламы, отлова ботов через Вебвизор Яндекса и появился РТБ мы вздохнули с облегчением. Модель покупки показов, а не кликов выглядела хоть и рискованно, но крайне многообещающе. Ведь действительно клик-фрод позади. Нет никакого смысла больше накручивать нашу рекламу. Однако на деле все вышло совсем наоборот.
Раньше мы покупали клики и нас постоянно скликивали почти все тематические площадки на которых мы работали. Причем в списке этих площадок были как топ-30 так и мелкие. Что-то мы могли купировать путем отлова ботов, через ручной просмотр посещений, автоматической проверки CTR средней по системе и сравнивать с конкретной площадкой. Мы банили, отслеживали, банили и отслеживали, но это все беготня за собственным хвостом. Вебмастеры продолжают накликивать и вы ничего с этим не можете сделать. Я не говорю о том, что это делают 100% площадок, но не ошибусь, если скажу, что 95%. Я просто скажу так, когда мы перевели на показы нашу сеть, то даже самые классные сайты, на которые мы никогда не могли подумать вдруг по волшебству перестали поставлять клики, но зато показы полились рекой. И это сайты на которые многие из вас заходят почитать про политику.
Чудный дивный новый мир РТБ. Зачем скликивать, когда оплата за показы? Но вы удивитесь, что в РТБ накрутки кликов гораздо даже больше, чем раньше. Но какой в этом смысл?
Вебмастеры быстро просекли, что если накручивать одни показы и не будет кликов, то DSP (рекламные системы) будут отключать некликабельные места и доходы будут падать. Они идут в SSP (сети, объединяющие сайты) и спрашивают в чем дело, почему реклама пропала? У SSP нет иного выхода, чтобы сказать вебмастеру, что кликабельность сайта упала и его больше не покупают. Какой вывод делает выбмастер? Правильно! Достаем свой старый ботнет, раз этим придуркам нужны клики! И все по новой.
Для того, чтобы отслеживать весь этот мусор мы в своей сети ввели для себя видеозапись всех переходов при установке нашего кода безопасности на сайт к рекламодателю. Можно сказать, что мы продублировали «Вебвизор». Функционал доступен только админам. И как только мы это сделали вся печаль и грусть вылезла наружу. Видео присутствует максимум у 60% переходов. Причем часть из этого видео те же боты, которых видно невооруженным глазом. Таким образом в лучшем случае мы имеем 50% живого трафика. В этот момент вы скорее всего подумали о том, какой ужас творится в моей системе. Однако зайдите в свою Яндекс Метрику, в «Вебвизор» и посчитайте количество переходов без видео. А сколько их них без видео с Adwords? Сколько с Директа? Ну да, Яндекс как-то блекло пытается это объяснить технически, вроде кука не проставилась, но поверьте, все это блеяние. Почему-то кого из живых людей не попроси кликнуть по твоей рекламе для теста и что-то на сайте сделать – все прекрасно ставится и записывается.
Месяца три-четыре мы шли к этому выводу, пока не растеряли достаточно большую долю клиентуры, которых понять можно. Никому не хочется видеть, что рекламная система поставляет 50% живого трафика. И вы ничего не можете с этим поделать. Не спасает ни ретаргетинг, ни хитроумные антифроды, ни показ рекламы в ифреймах. Мы даже сделали какое-то подобие капчи (swipe ползунок наподобие блока экрана на мобильных устройствах, который появляется при клике на баннере), так они научились обходить и это. Один рекламодатель очень интенсивно нас засыпал вопросами, почему у нас присутствуют пустые переходы. Дал доступ в свою «Метрику». На вопрос, а почему у вас в переходах с Adwords пустых переходов гораздо больше, клиент ответить ничего не смог и просто ушел.
Вся боль и печаль заключается в том, что такая ситуация у всех. И в этом не виноват никто, кроме источника трафика. Когда мы в своих отчетах по забаненным сайтам увидели сайты, входящие в топ-10 рунета я понял, что ситуация с рекламой просто аховая. Как бы на нас не кричали рекламодатели, но это ничего не изменит. И никто этого не изменит, кроме рекламодателей самих.
В 2008 году компания Click Forensics объявила о том, что в рекламных сетях мошеннического трафика находится больше 30% и что Google уже три года отнекивается и замалчивает проблему, полностью игнорируя доклады. В итоге Google помолчал-помолчал, да и купил эту компанию с потрохами, переименовав ее в Adometry.
Ни для кого не секрет, что ботнеты нынче правят интернетом. Кто не знает – это сети из зараженных компьютеров, которые используются для разных целей начиная от DDOS атак до скликивания рекламы.
По разным оценкам владелец ботнета в пару тысяч зараженных машин может зарабатывать до $60к в месяц за счет скликивания рекламы.
Довольно подробно о клик ботах и ботнетах расписал в этой статье (ссылка webplanet.ru/knowhow/advert/l_e_x_a/2008/10/23/clickbot.html) специалист по подобным делам Леха Андреев. Крайне рекомендую к прочтению. Его вывод простой: зарабатывают все выдаивая рекламодателя досуха, а именно: владелец ботнета, вебмастер и рекламная система как проводник этого безобразия. Причем ротация рекламной системы не имеет никакого значения. Все повторится в другой системе.
Именно поэтому, когда мой тимлид спросил, как будем нынче бороться с оплаченными мотивированными кликами с сайтов вроде «Wmmail.ru» я ему сказал, что по сравнению с ботнетами нас прокликивают хотя бы живые люди, поэтому как проблема по сравнению с ботами – это можно сказать и не проблема вовсе.
Сегодня в интернете на скликивании интернет рекламы зарабатываются самые большие деньги. И вы ничего с этим не сможете сделать, кроме одного: перестаньте покупать клики и тем более показы! Поставьте раком ваши рекламные системы. Поднимите восстание против своих агентств! Перестаньте заниматься самообманом и узрите наконец простую истину – на вашей слепоте, а также безграмотности люди зарабатывают большие деньги!
Требуйте работу по CPS!
Однако учтите, что CPS CPS’у рознь. Никогда не покупайте у СРА сетей, которые покупают у тех же вебмастеров через офферы, по сути являясь тем же агентом накрутки. Покупайте у сетей, которые закупают по показам или кликам, а продают вам по CPS.
Требуйте у рекламой сети отчета как он покупает трафик: за показы, клики или офферы.
Отныне вы должны знать, что вебмастер (паблишер) для вас враг. SSP и DSP для вас враги. Вы на поле боя, где вы являетесь жертвой и главной мишенью.
Надеюсь этого достаточно для того, чтобы вы избавились от дурацкой иллюзии, что тематичность вас спасет? Нет, друзья, тематика уже давным давно не работает и крутят практически все. И топ-10 рунета вас тоже не спасет. И умные слова, вроде «Ретаргетинг», «Программатик», «Паблишер», «антифрод» и прочие вас тоже не спасут.
Единственный выход из сложившейся кромешной тьмы – это чтобы вы как от огня бежали от любой формы оплаты, кроме CPS.
Но не так все просто. Типа отказался от кликов и пришло счастье. Будьте готовы к открытию ваших CRM, глубокой интеграции и тому, что рекламная система будет видеть ваших клиентов. Поверьте они ей не нужны. Такое открытие нужно прежде всего вам. Так рекламная система сможет видеть результат, а так же доверять вам, что вы не скрываете реальное положение дел по продажам. И засуньте себе свои пиксели подальше! Именно глубокая интеграция в CRM! Вы должны понять еще одну вещь – чудес не бывает. Реклама стоит дорого и лиды за 200р. – это галлюцинация. Прозвоните их и поймете с чем имеете дело. Приготовьтесь к тому, что CPS реклама будет эффективной, но дорогой.
О качестве рекламной системы можно судить, если она закупает по показам, предлагает CPS, требует глубокой интеграции, а так же ругается на ваших менеджеров по продажам и ее услуги стоят дорого. Эти 4 фактора в совокупности – ваше спасение.
Возможно, этой статьей я вызову шквал критики и бурления от коллег по цеху вида «Не понимаем о чем ты, у нас все в порядке» или «Научись сначала бороться с накрутками как мы, а потом пиши статейки трололо», возможно даже «Если бы ты знал всю силу и мощь программатика и ретаргетинга, то не ныл бы тут», а так же возможно и прочей гадости. Проблема в том, что корень проблемы не в технологиях, а как я уже писал выше в механизме добычи прибыли и распределения ответственности. Но это уже не имеет значения. Пора наконец с этим что-то делать и это только в руках рекламодателей. Только в ваших руках!
Совсем недавно мы начали работать по CPS и скажу вам прямо – несем колоссальные убытки именно из-за ботов и скликивания. Рекламодатели при этом недовольны только одним – мало продаж, но никто не кричит, что трафик накручен. Их это не волнует. Если не найдем решение – мы уйдем с рынка. И должна уйти любая система, которая не сможет найти это решение. А та контора, которая найдет решение раньше всех – взлетит ракетой с мощью, которой когда-то взлетел Google.
Поставьте раком этот рынок и начните его нагибать сегодня, отказавшись полностью от кликов и показов! Пусть эти риски несет на себе рекламная система, в конце концов это ее работа. А когда рекламная система начнет думать головой из-за потерь денег на ботах, то в итоге начнет жадно думать насчет качества трафика. В то же время оказавшись забаненными всеми системами может и владельцы ресурсов одумаются, кто знает. Возможно публичные черные списки сайтов-накрутчиков опять возродятся и будут служить напоминанием о прошедшей эпохе клик-фрода.
Автор: manucan