Уже почти неделю Роскомнадзор блокирует огромные диапазоны IPv4 адресов интернет сервисов по своему усмотрению. В какой–то момент было заблокировано 0.5% от всего объема адресов. Немного ранее уже были рассмотрены и способы обхода блокировок, и комментарии пострадавших бизнесменов, и юридические аспекты. К сожалению, ни одна из крупных компаний «рунета» не высказалась по этому поводу.
Почему это важно?
Повсеместно используемые технологии зависят от ресурсов, попавших в блокировку.
Например, браузер компании Яндекс (второе или третье место по популярности в России) использует технологии Google и вряд ли сможет отказаться от них или полностью переписать код браузера чтобы не зависеть от «нескольких IP адресов Google».
Современная веб–разработка предполагает использование различных сборщиков для создания сайтов и одностраничных веб–приложений. Одним из самых популярных таких сборщиков является webpack, процесс тестирования которого завязан на запуск виртуальных машин Travis у заблокированных облачных провайдеров. Готова ли компания Avito и другие отказаться от Webpack?
Крупные компании с большим штатом квалифицированных специалистов молчат о некомпетентной блокировке
За последнее время видны только комментарии небольших компаний и отдельных лиц, которые непосредственно пострадали от блокировки. Для больших компаний стоимость потерь от комментирования действий регулятора может быть слишком велика, так как это уже затрагивает не технологические, а политические аспекты.
Подобные блокировки нарушают работоспособность компьютерного оборудования.
29 сентября 2016г. Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов сервис проверки HTTPS сертификатов сайтов (OCSP) и список аннулированных сертификатов (CRL) компании Digicert. Это вызвало различные проблемы у пользователей браузеров на всех платформах. Адрес был удален из реестра только 10 октября, то есть более десяти дней любые операции, связанные с доступом на сайты по защищенному протоколу, осуществлялись с задержкой в 3–10 секунд.
В браузере Safari на macOS и iOS это вообще вызывало невозможность показа сайтов по HTTPS.
С учетом проблемных центров выдачи сертификатов Startcom и WoSign надежность HTTPS в России была скомпрометирована.
Отреагировали ли операторы связи? Я не смог найти этому подтверждения.
Отреагировали ли компании, занимающиеся безопасностью? Нет.
Выпуск аналогичного продукта день–в–день блокировки конкурента.
Мессенджер ТамТам, реклама которого появилась в день блокировки конкурента, выглядит некрасиво и посылает сигнал «нас не заблокируют». Исходя из компетентности регулятора и предыдущей истории блокировок ресурсов, этому сигналу нельзя доверять.
Эти компании имеют голос, которого, к сожалению, лишены рядовые пользователи.
В 2013 году был принят закон № 292521-6, который бурно обсуждался в интернет–тусовке, в том числе представителями крупных игроков.
После его принятия была создана инициатива по его отмене на сайте http://www.roi.ru. Несмотря на получение более 100 тысяч голосов, она была проигнорирована.
Я не стану сейчас оценивать законы и этот в частности, но посмотрите на социальную ответственность бизнеса. Исходя из определения, крупные компании с большим охватом аудитории могли бы описывать последствия принятия тех или иных законодательных актов для общества. Некоторые компании пишут статьи у себя в корпоративном блоге. Баннер на главных страницах крупных интернет ресурсов мог бы изменить ситуацию коренным образом. Тогда бы не потребовалось писать о необходимости «добавить в механизм регулирования немного здравого смысла». Вот полюбуйтесь на этот огромный красный крест:
Например, в США провайдерами были пролоббированы изменения, которые касаются приоритизации трафика и ограничения скорости для обычных ресурсов. Большое количество компаний, осознающих социальную значимость подобных изменений законодательства, информировали своих пользователей в том или ином виде о грядущих изменениях. Интернет гиганты Amazon и Google также не стали информировать своих пользователей, но, благодаря меньшей монополизированности англоязычных интернет сервисов, сообщение было воспринято широкой аудиторией. Обсуждение этих изменений шло много лет и еще какое–то время будет создаваться законодательная база.
Благодарность пользователей
По моему мнению, все вышеприведенные пункты свидетельствуют о молчаливой поддержке блокировок крупнейшими игроками «рунета». Если компания не может существовать без интернета, получает прибыль в интернет, но при этом не может выполнить социальную функцию по оповещению максимального количества пользователей о том, что интернет может перестать работать, то пользоваться услугами и продуктами такой компании не стоит.
Выражаясь простым языком, я и другие пользователи интернет в России за последние дни потратили несколько миллионов человек–часов для поиска возможности доступа к сервисам Google, в то время как крупные компании не смогли потратить несколько человеко–дней для информирования своей аудитории.
Как мы — как пользователи — могли бы отблагодарить их за такое отношение?
Автор: apla