Минэкономразвития вновь задумалось об ответственности онлайн-агрегаторов за некачественные товары. В категорию онлайн-агрегаторов попадают как российские компании — «Яндекс.Маркет», Price.ru, так и работающие на российском рынке зарубежные компании — eBay, AliExpress.
Ведомство провело соответствующее совещание с участием представителей власти и бизнеса. Однако они по-прежнему не могут прийти к общему знаменателю.
Первые поправки в закон «О защите прав потребителей» подготовил Роспотребнадзор прошлым летом. Изначально к агрегаторам предлагалось применить те же нормы, что и к обычным магазинам: агрегатор должен предоставлять покупателям только достоверную информацию и оплачивать всю сумму ущерба, если информация неверна. Однако агрегаторы раскритиковали проект.
Обязательство представить потребителю документ о полномочиях действовать в интересах продавца, по мнению «Яндекса» и других агрегаторов, «открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции путем истребования таких документов у агрегаторов с целью получить доступ к их коммерческой тайне».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев вместе с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) осенью подготовил вторую версию проекта. В нём сумму ущерба, выплачиваемую агрегатором за некачественный товар, предлагалось ограничить комиссией этого агрегатора.
На совещании в четверг должны были обсуждать именно этот проект, но в итоге на него попал третий вариант поправок, который по своему содержанию был ближе к первому варианту. «Сейчас возникла некая новая итерация, которая несет всю проблематику первой, абсолютно не устраивающей версии», сетует Мариничев.
В итоге участники обсуждения не договорились, какой вариант поправок использовать. Пока все желающие могут направить предложения по проекту до следующего понедельника, 8 февраля.
Дискуссия по этому вопросу длится уже два года.
Для бизнеса не принципиально, какая версия законопроекта будет принята, считают в АКИТ. «Для нас главное, чтобы статус агрегаторов был зафиксирован в законе», полагает президент ассоциации Алексей Фёдоров.
По статистике ряда организаций по защите прав потребителей, в первом полугодии 2015 года в Москве было получено 6308 жалоб на нарушения закона в стационарных точках розничной торговли и 170 жалоб на торговлю через интернет, передает «Коммерсант».
Ранее «Мегамозг» брал комментарий у основателя компании LiveInternet, председателя Совета Института развития интернета (ИРИ) Германа Клименко:
Это удивительная новация Роспотребнадзора надеюсь не получит поддержки в Государственной Думе. Это все равно что предложить бизнес-центрам отвечать за деятельность арендаторов. Конечно, было бы здорово, если бы бизнес-центр гасил долги проворовавшихся банкиров или строителей, но мне кажется, что такое требование в первую очередь навредит честным арендаторам, так как в арендную ставку будут заложены не только привычные затраты и прибыль арендодателя, но и риски.
Теперь господин Клименко занимает пост советника президента по интернету. Редакция «Мегамозга» запросила у него новый комментарий, чтобы узнать, как изменилась его точка зрения после назначения.
Автор: semen_grinshtein