Всем привет! Я Михаил Палей, основатель торговой благотворительной площадки «Один+Один». Мы запустились совсем недавно, 15 августа 2017 года, и решили завести блог на Хабре, чтобы знакомить ИТ-сообщество с нашим проектом, а также со сферой благотворительности, в которой он работает. Надеемся получать обратную связь от разработчиков, предпринимателей, и вдохновить других на создание своих собственных ИТ-проектов в благотворительной или социальной сфере.
«Один+Один» — это интернет-платформа, объединяющая благотворительные магазины, социально-ответственный ритейл, благотворительные фонды, а также всех тех, кто хочет делать добрые дела, покупая и продавая вещи. Здесь любой пользователь может выставить свои вещи на продажу или купить вещи других людей или магазинов. Деньги от покупки пойдут в один из благотворительных фондов, подключенных к нам. В какой именно фонд пойдут деньги, решает тот, кто вещь выставляет. Если он этого не делает, то покупатель решает это в момент покупки.
Благотворительные аукционы известны с незапамятных времен. До недавнего времени это было делом богатых людей. Но в начале 20 века появляются первые благотворительные магазины, в которых начинают участвовать люди самых разных слоёв.
Наиболее известный пример — организация Goodwill, состоящая из тысяч благотворительных магазинов, расположенных в США и еще десятке других стран, с ежегодным оборотом в несколько миллиардов долларов. А в Европе уже долгое время существуют онлайн-агрегаторы благотворительных магазинов.
За последние 10 лет в России тоже появились подобные проекты. Одним из первых в 2010 году запустился магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге, сейчас это уже мини-сеть из четырех магазинов. Чуть позже, в 2014 году, появился Charity Shop в Москве, также представляющий собой небольшую сеть.
Есть в России и первые благотворительные онлайн-магазины, к примеру, замечательная организация «Легко-Легко». Но даже они работают только с одним конкретным фондом и не дают возможности людям и обычным магазинам самостоятельно выставлять вещи на своей платформе, участвуя в благотворительной деятельности. Мы же решили предоставить людям и бизнесу такую возможность, применив современные технологии.
Как мы пришли к идее благотворительной онлайн-площадки
Проект «Один+Один» появился у меня в замыслах еще во время работы в банковской сфере. Именно там я впервые столкнуться с блокчейном, а параллельно меня попросили помочь с благотворительным проектом для детских домов. Так, мне, ранее избегавшему «близкого» контакта с благотворительностью (ведь я не до конца понимал механизмы работы благотворительных фондов), но регулярно жертвовавшему деньги, пришла идея объединить современные технологии и благотворительность. Только было неясно, где именно они лучше всего пересекаются и могут дать наибольший эффект.
Почему мы выбрали сферу благотворительности? В первую очередь, потому что это та часть жизни, которая нужна и понятна каждому. Если в других социальных направлениях, которыми приходилось заниматься раньше (культура, история, искусство и улучшение качества жизни жителей страны), проекты могут быть направлены только на определенные группы людей, то благотворительность – понятие всеобъемлющее, находящее отклик в каждом сердце.
Мы стали думать, где в этой сфере лучше всего применить современные технологии, чтобы вывести её на принципиально новый качественный уровень. Мы изучили рынок и увидели, что есть благотворительные магазины, уже доказавшие свою рентабельность, но почему-то до сих пор они ограничиваются узконаправленной деятельностью в пользу конкретного благотворительного фонда. А почему бы не работать со всеми существующими фондами? Кроме того, все благотворительные магазины работают преимущественно с физическими лицами, дарящими свои вещи магазину, чтобы тот их продал, но ведь еще есть множество обычных магазинов, которые тоже могли бы часть средств, полученных от продажи своих вещей, отдавать на благотворительные цели.
Так в марте 2017 года мы пришли к идее торговой благотворительной площадки, построенной на блокчейне и объединяющей самые разные благотворительные фонды, социально ориентированные коммерческие магазины и людей, которым интересна идея «лёгкой» благотворительности, когда достаточно просто купить понравившуюся вещь, чтобы уже помочь кому-то.
Мы провели опрос среди потенциальной аудитории и выяснили, что 67% пользователей готовы отдавать вещи на благотворительность и покупать их с помощью нашего онлайн-сервиса.
Команда и запуск проекта
Над детальной проработкой идеи работали 5 человек, которые и стали основателями проекта. Нас давно объединяли различные совместные проекты. Например, до «Один+Один» мы запускали приложение «Вместе», решающее те же проблемы, что и «Добродел». Ещё раньше мы помогали проекту «Бессмертный полк». Роли в новом проекте между нами распределились следующим образом: руководитель проекта, технический директор, директор по маркетингу, руководитель по работе с платёжными системами, руководитель по операционной работе.
Прототип проекта мы создали в течение первого месяца, и благодаря этой версии смогли привлечь дружеские инвестиции. В течение трёх месяцев мы начали подключать благотворительные фонды и в августе запустили официальную версию «Один+Один». В конце сентября мы привлекли новые инвестиции, к октябрю подключили ритейл, а к ноябрю запустили механизм аукционов.
Сейчас над проектом работает порядка 25 человек. Помимо основателей, это прежде всего 10 разработчиков, разбитых на 2 группы: первая занимается маркетплейсом, а вторая – блокчейном. Ещё это тестировщики, системный администратор, аналитик и дизайнер, клиентский и операционный менеджеры, менеджер по коммуникациям, СММ-менеджер, юрист, бухгалтер и другие.
Технологический стек
Платформа «Один+Один» развернута на базе LAMP стека, на фреймворке Symfony, в качестве фронт-контроллера используется Nginx.
Пользователи взаимодействуют с помощью безопасной сделки. Схему безопасной сделки в пользу третьего лица (благотворительного фонда в нашем случае) специально разработали для «Один+Один» в Yandex.Money. Мы очень им благодарны за сотрудничество и предоставленный нам API.
Все транзакции, проведенные через площадку, записываются в Blockchain. В качестве блокчейн-платформы используется Emercoin. Мы выбрали эту технологию, потому что видим одной из своих задач – сделать отчетность благотворительных фондов полностью прозрачной. Кроме того, мы уже приступили к созданию Ассоциации благотворительных фондов на блокчейн. На наш взгляд, такое решение позволит, как минимум:
- убрать из благотворительности нечистоплотные фонды и «фонды-однодневки»,
- привлечь в благотворительную сферу тех людей, которые не жертвовали по причине недоверия к благотворительным фондам,
- перераспределить рынок пожертвований в пользу компаний, готовых быть прозрачными для жертвователей.
Мы посвятим отдельный материал вопросу блокчейна в благотворительности, это очень большая и интересная тема.
Клиенты, пользователи, партнёры
Основные клиенты, которым наш сервис призван помогать собирать деньги на благие дела — благотворительные фонды. С нами уже работают более 20 фондов, но будет больше (желающих очень много). При этом особое внимание мы уделяем прозрачности и честности фонда, в связи с чем заключили соглашение с Российским представительством United Way, которое помогает с проверкой организаций, желающих подключиться к площадке.
У нас уже есть первые успехи. Например, детский хоспис «Дом с маяком» с помощью нашего сервиса смог собрать более 300 тыс. руб.
Основные пользователи «Один+Один» делятся на две группы: первая группа — люди, которые выставляют свои вещи для благотворительной продажи, а вторая — те, кто покупают эти вещи для себя. Тот, кто выставляет вещь, сам назначает ей цену, а также указывает тот фонд, в пользу которого пойдут деньги от продажи. Но фонд можно и не указывать, тогда это сделает покупатель. Взаимодействие происходит на нашем маркетплейсе.
Ещё мы работаем с магазинами, которые выставляют у нас свои товары, а часть выручки переводят на благотворительные нужды подключённых к нам фондов. Магазин сам выставляет процент от продаж, который будет направлен на благотворительность, обычно это 5, 10, 15, 20 или 25%. Магазин может выбрать благополучателя (в случае, если у руководства компании есть конкретные предпочтения по направлению благотворительной деятельности или фонду) или оставить выбор за покупателем.
Многие сомневались в том, что бизнесу вообще может быть интересно участие в подобном проекте. Но только за первый месяц, без дополнительной клиентской работы, 6 магазинов подключились к нам и уже продают свою продукцию. Желающих подключиться много, ведь плюсы очевидны. Во-первых, конечно, возможность дополнительно заработать, используя «Один+Один» как агентскую площадку для продаж. И это хорошо. Во-вторых, репутация. Чем амбициознее компания, тем больше внимания она уделяет социальной ответственности, а имидж в этой области необходимо выстраивать на реальных кейсах с реальными партнерами, и наша площадка полезный для этого инструмент.
Отдельно мы работаем с известными людьми, которые дарят свои вещи для продажи с помощью благотворительного аукциона. Во многом благодаря нашему партнеру Делись добром среди звезд, разместивших свои вещи на площадке, такие люди как Полина Гагарина, Чулпан Хаматова, Мария Шарапова, Андрей Кириленко, Максим Поташев, Андрей Макаревич, и многие другие.
Мы не берем денег с благотворительных фондов за подключение к Blockchain. Наш единственный канал монетизации – комиссия с продаж через интернет-площадку, которая составляет 7%. Мы не стали делать высокую комиссию по этическим соображениям, по этим же причинам не ставим себе высоких зарплат и не раскидываемся рекламными бюджетами. При этом, надеемся, что со временем сможем значительно снизить или даже совсем отказаться от этой комиссии.
Делать добрые дела легко – вот что мы хотим показать. А еще важно уйти от благотворительности «давящей на жалость», манипулирующей эмоциями людей, и показать, что помогать может каждый из нас. «Один+Один» позволяет менять мир и помогать без ущерба для себя.
Автор: Михаил Палей