Внезапно подвернулся удобный случай сравнить в лоб четыре блоговые платформы и их программы поддержки авторов. Аудитория везде разная, но процент айтишников и гаджетоманов на всех высок.
Кому эта статья может быть интересна? Тем, кто связан с контентом, IT, ведет блог на одной из них и присматривается к другим.
Чем сравнивал
Статьей среднего размера, которая по тематике вписывалась во все четыре площадки. Тема статьи достаточно хайповая – про обман покупателя в магазинах электроники. Хайповая потому, что касается, в конечном итоге, практически всех покупателей, а не только какого-то одного типа товара или магазина.
Ядро истории – байка про друга Серегу, который купил четыре USB-накопителя за 34 тыс. рублей, один из которых оказался контрафактным. В какой момент произошла подмена товара в коробке с нетронутыми голографическими стикерами – до конца не выяснилось. Но приоритетная версия такова: есть некие мошенники, которые покупают товар за наличку, умело вскрывают коробки (не трогая стикеры), подменяют товар, аккуратно закрывают и в этот же день делают возврат. Затем этот товар уходит новому покупателю, который уже не может доказать, что не верблюд. Впрочем, это не единственный вариант подмены, есть и другие.
Итак, сначала статья была опубликована на трех площадках: iXBT.Live, Habr, Pikabu. Но не одновременно. Сперва на iXBT, потому как там требуют, чтобы у них тексты выкладывались в первую очередь, а на других площадках не ранее чем через два дня. Затем на Habr (тут запрет на кросспостинг сняли года полтора назад) и Pikabu.
Соответственно, вечером в воскресенье я закинул ее на iXBT, в среду вечером на Habr, а утром в четверг на Pikabu. Почему не закинул на Habr днем раньше? Всплыли новые факты, и статья потребовала небольших корректировок. А поскольку работы и так завал, получилась задержка.
Про адаптацию текста под площадки: текст писался с прицелом на Habr и iXBT. На Pikabu он попал с минимальным редактированием (отброшена пара холиварных деталей, чтобы не цеплялись), а вот с Дзен отдельная история, о чем ниже.
Что получилось
Для каждой площадки я зафиксировал число просмотров, лайков и комментариев через семь дней, четырнадцать и двадцать один.
Ниже – немного комментариев по каждой из площадок.
iXBT.Live
Показатель в 34 тыс. просмотров за неделю для этой площадки – практически рекордный. Постов в их блогах, которые вообще преодолевают планку в 20 тыс., за месяц набирается штуки три-четыре. Конечно, там были посты, набравшие за неделю и по 50+ тыс., но это исключения, а трафик на них шел за счет аккаунтов популярных блогеров в соцсетях.
В нашем случае много трафика пришло с соцсетей, поскольку в первые пару дней рост затормозился в районе 16 тыс. (собрав все возможное с самой площадки), а затем продолжился вновь.
Сейчас там прибавляется по 1-2 тыс. просмотров в сутки. Отчасти из-за того, что iXBT стали использовать эту заметку для своей нативной рекламы в соцсетях. Но большая часть трафика, похоже, уже поисковая (тут iXBT правы, что требуют приоритетного размещения у них).
Аудитория на iXBT продвинутая, хотя есть и чайники, впрочем, тоже закаленные. Если критикуют, то по делу. В то же время, попадаются и «мамкины майнеры», не признающие своей неправоты и спорящие до последнего.
В целом в комментариях накидали много полезной информации и ссылок на другие магазины, где имелись аналогичные случаи.
ППА (программа поддержки авторов)
На iXBT.Live программа поддержки авторов работает несколько лет, но в этом году ее радикально обновили. Если раньше за статью, набравшую 5-10-20 тыс. просмотров в неделю можно было получить до 2 тыс. «фантиков» с возможностью их обмена на товары в shop.ixbt.com, то сейчас — процент от открученной на всех постах автора рекламы. Звучит красиво, но на практике после очередной одиночной публикации она включается на пять дней с постепенно снижающимся процентом. Добавим сюда то, что реклама показывается лишь у ~60% читателей. В итоге с хитовой публикации получаем ~350 рублей (вычел копейки от трафика с других статей в блоге), которые еще и не вывести (только по накоплении 5 тыс. руб.).
Наверное там можно что-то заработать, если постить по три хорошие статьи в неделю. Тогда партнерский коэффициент будет высоким. Но все равно все это не серьезно.
Habr
Для Хабра 77 тыс. за неделю – не рекорд. Статья сюда попала уже с учетом критики и отзывов, собранных на iXBT: я добавил в текст абзац с упоминанием магазина, где были куплены диски, и присланную мне читателем историю про то, что наиболее вероятный источник появления контрафакта – схема с возвратом товара мошенниками, делающими подмену.
Еще через неделю число просмотров зафиксировалось на отметке в 81 тыс. и дальше уже не росло, но ровно до того момента, как на нее сослался один из популярных блогеров.
В комментариях был весьма конструктивный диалог. Хабровчане накидали ссылок и рассказали несколько аналогичных случаев. Но в итоге все скатилось в обсуждение магазинов и возможных способов подделки прошивок.
В целом диалоги на Habr идут культурнее, и персонажей, ставящих на автора (или кого-то еще в ветке) клеймо идиота, практически нет.
ППА
На Хабре она работает с 2011 года, и многие про нее знают, но вкратце напомню. Для участия в ППА нужно иметь любой из статусов «Автор», «Звезда», «Легенда», «Старожил» и написать пост с рейтингом более +30. В этом случае в копилку упадет 3 тыс. рублей. За пост с рейтингом более +50 падает 5 тыс. руб. Вывод только на Webmoney с предшествующим заключением договора.
Pikabu
Пост относительно быстро попал в «горячее» (не так быстро, как всякие ню-картинки), а также в сообщество «Антимошенник». Проскочив за несколько дней по всем их соцсетям, трафик на него упал практически до нуля. В итоге через две недели Habr формально его обошел.
В целом, до рекордов на Pikabu этой статье далеко. Небольшие провокационные заметки легко набирают там по 15 тыс. плюсов и 200-500 тыс. просмотров. Ну а тут… Практика показывает, что технические материалы даже средней сложности заходят так себе.
В комментариях много ответов по делу, ссылки на аналогичные случаи, всякие байки по теме, но больше пустой болтовни от людей, владеющих темой поверхностно. Также попадаются персонажи, рассказывающие автору, что он идиот. Аудитория в целом более простая и эмоциональная — активно ставит оценки как постам, так и комментариям.
ППА
Уже улыбнулись? Вот как она выглядит:
Да, это значки. И тут все логично, с учетом позиционирования ресурса.
Яндекс.Дзен
Его в этом сравнении не должно было быть, но помог случай. Сам я не стал постить этот лонгрид (по меркам Дзена) в свой «подмороженный» админами аккаунт, но это сделал у себя AlexeyNadezhin. Причем он не копировал мой текст, а сделал краткий пересказ на пару тысяч знаков – прям под формат Дзена.
Еще один важный момент – у Алексея в Дзене 39 тыс. подписчиков, что можно считать форой. Хотя, мне кажется, это большой роли не играет.
По факту, на Дзене есть технари, но они сильно разбавлены товарищами, которые вообще не в теме. Вдобавок алгоритм Дзена испытывает гигантские трудности с подбором аудитории для технических постов, что отмечают все техноблогеры. Если взять пяток удачно зашедших на других площадках публикаций, на Дзене выстрелит лишь одна из них, да и то если повезет.
В какой-то момент Дзен «сломался», потребовав от меня подтверждения авторских прав на выкладываемые статьи. Причем одним единственным способом – во всех статьях, опубликованных в других местах, нужно в тексте указать, что они также лежат на Дзене, и дать активную ссылку! Только после этого админы Дзена были готовы разблокировать канал. Сейчас туда постить можно, но Дзен не ставит эти статьи в пользовательские ленты. И весь трафик, что там есть – из поисковиков или с внешних ссылок.
В результате за две недели пост Надежина набрал неплохие для технических статей на Дзене 19 тыс. просмотров (цифра вычислена мною путем умножения числа прочтений на коэффициент 1,3, типичный для таких коротких заметок). В процессе было видно, что алгоритм рекомендаций Дзена сначала тупил, а спустя 2-3 дня вдруг начал туда подливать трафик, остановившись дней через десять. С учетом форы и подогнанного формата результат, в сравнении с другими площадками, так себе.
ППА
Тут относительно высокий порог вхождения: нужно иметь более 500 подписчиков и взять планку в 10 тыс. минут просмотра постов за семь дней. Далее блогеру начисляется процент от рекламы, откручиваемой в постах. У меня в свое время получалось на уровне 130 руб. на 1000 уникальных читателей. Так что, возможно, Алексею с этой публикации капнуло пару тысяч.
Из прочего полезного на Дзене — это возможность подключить к аккаунту счетчик Яндекс.метрики и мониторить кому что позволяют его знания в области веб-аналитики.
Что в итоге
На хайповую айтишную тему Habr и Pikabu собирают одинаковую по числу аудиторию, но на Pikabu больше «школьников» со всеми вытекающими (если аудитории этих площадок вообще корректно сравнивать). iXBT.Live отстает от них минимум вдвое, но радует то, что эта площадка потихоньку растет.
Ну а на Дзене блогерам-айтишникам, в плане охвата аудитории, делать особо нечего. Глядя на статистику Wylsacom, Надежина и еще пары-тройки гаджет-блогеров, давно там сидящих, видно, что типичная читаемость статей лежит в диапазоне 200-1300 прочтений. Не, есть там отдельные заходы и на ~40 тыс., но это редкие случаи. Хотя, если все время лепить кликбейтные заголовки, то что-то да и выстрелит.
Резонный вопрос, что же эти блогеры делают на Дзене, если там такая низкая читаемость? Ответ прост – ППА. С учетом поискового трафика и выстреливших статей в месяц может накапать 30-90 тыс. рублей. Вот они везде Дзен и нахваливают.
Да, я почти ничего не сказал про специфику площадок и адаптацию текстов. Просто чтобы не капитанствовать. Кто-то еще может спросить про VC, но там с техническими и околотехническими темами достаточно грустно. Впрочем, ранее у меня был похожий пост VC vs Habr на примере пары статей, который лежит вот тут.
Автор: AntonPolyakov