Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что не оставляют традиционной системе образования шанса на то, чтобы своевременно готовить специалистов под актуальные потребности сферы IT. За несколько лет платформы и инструменты успевают кардинальным образом измениться, в отличие от учебных планов.
В лекции, которую мы представляем в этом посте, Виктор Ашик из Школы анализа данных Яндекса постарался использовать опыт Яндекса, чтобы рассказать старшеклассникам о существующих на данный момент специальностях и знаниях, нужных для работы. А также объяснить, почему фундаментальное образование так важно и необходимо для будущего в этой индустрии.
Выбор профессии
Бытует мнение, что в начале жизненного пути человек должен выбрать себе профессию и двигаться к этой цели. Но чаще всего мы сами не знаем, чего мы хотим, а представления об идеальной профессии могут меняться с течением жизни. Кроме того, мы не можем знать с уверенностью, какие профессии будут востребованы в будущем.
Попробуем ответить на вопрос, почему профессии, связанные с информационными технологиями настолько востребованы на сегодняшний день? В значительной степени это связано с экспоненциально возрастающей сложностью областей, применяющих вычисления. Если бы программист мог самостоятельно протестировать все возможные пути выполнения и все возможные состояния написанной им программы, жить стало бы гораздо легче, профессия тестировщика стала бы не нужна, да и программистов нужно было бы значительно меньше. Во-вторых, сама IT-отрасль настолько разрастается, появляется такое разнообразие технологий и нюансов, что владеть всем уже невозможно, необходима специализация. Уже нельзя просто решить работать в области IT и учиться этому, нужно выбирать более узкую специальность.
Проблемы образования в IT
Одна из главных проблем вузовского образования по специальностям, связанным с информационными технологиями — чрезвычайно быстрое устаревание знаний и навыков. Очень часто пока новая технология проходит свой путь от появления до включения в учебные планы, она уже успевает устареть, и ей на смену приходит новая. Но так как технология уже вошла в учебный план, ей по инерции продолжают обучать студентов, хотя никакого практического применения они, скорее всего, этим знаниям не найдут. Более того, быстрое развитие технологий не позволяет один раз и навсегда чему-то научиться. Обучение должно быть непрерывным, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда, приходится постоянно учиться чему-то новому.
Существует также проблема конкуренции академической среды и промышленности за кадры. Работа в промышленности обычно выгоднее работы в академических областях. Поэтому наукой и преподаванием в большинстве занимаются либо те, кто без этого не могут, либо те, кто может совмещать оба этих направления.
В какой-то момент многие задаются вопросом, а нужно ли высшее образование в IT в принципе, если там учат устаревшим технологиями и навыкам? На самом деле, вуз дает время и возможность освоить многие базовые вещи: теорию алгоритмов, теорию вероятностей и т.д. Если пренебречь высшим образованием, и освоить только необходимые в данный момент технологии и сразу пойти работать, у вас просто может не остаться времени и мотивацию на освоение этих фундаментальных основ. Что в дальнейшем может привести к проблемам при освоении новых технологий и попытках выйти на новый уровень. Кроме того, многие рекрутеры, выбирая между двумя кандидатами, всегда отдают предпочтения тем, у кого есть профильное высшее образование, либо совсем не рассматривают резюме, в котрых нет строчки о наличии диплома.
Помимо высшего образования существует авторизованное обучение, производимое ведндорами программного аппаратного обеспечения. Они сами разрабатывают учебные курсы, заточенные под их продукты, и выдают сертификаты о прохождении обучения. Часто такие курсы совмещаются с обучением в вузах. Наличие сертификатов также может расцениваться рекрутерами как одно из преимуществ кандидата.
Как выбрать профессию?
Постараемся определить основные принципы выбора своей будущей профессии. Важно спроектировать примерную траекторию своей карьеры: будете ли вы работать во время обучения, будет ли это работа по специальности и т.д. Во-вторых, можно попробовать совместить свою будущую профессию со своим хобби: когда занимаешься любимым делом, получаешь гораздо больше удовольствия от работы и более высокую мотивацию. Также нужно постараться убедиться, что построенный вами план будет работать, что инвестиции в образование окупятся в будущем: ваша профессия будет востребованной и хорошо оплачиваемой. Следующий шаг – выбор вуза наиболее близкого к современным технологиям и требованиям промышленности.
Как осваивать профессию
Очень важно за время обучения как можно лучше освоить английский язык. Без этого у вас могут возникнуть трудности с чтением документации, а также общением с коллегами и партнерами, если вы будете работать в международной компании. Умение программировать – полезный навык не только для разработчиков, но и для любых IT-специалистов. По возможности учитесь у действующих профессионалов, работающих по вашей специальности, благодаря развитию технологий и появлению различных онлайн-курсов, это не так уж сложно. Получая в процессе обучения различные навыки, старайтесь как можно скорее применять их на практике: решайте полезные задачи, ищите фриланс-подработки, попробуйте совмещать работу с учебой.
Что собой представляет отрасль ИТ
Ниже представлено два списка. В левом перечислены области деятельности, а в правом – более узкие отрасли в рамках информационных технологий.
Если взять любой слово из левого столбца и совместить его с любым пунктом из правого, мы получим название специальности. Мы не будем подробно рассматривать все возможные сочетания, а разберем самые распространенные из них.
- Знания:
- Сети;
- Протоколы;
- Оборудование.
- Задачи:
- Установка;
- Настройка;
- Мониторинг;
- Обслуживание сетевого оборудования.
- Роли:
- Сетевой администратор;
- Сетевой аналитик;
- Сетевой инженер.
- Знания:
- Протоколы аутентификации;
- Антивирусы;
- Криптография;
- Эксплуатация и изоляция уязвимостей;
- Нормативная база.
- Задачи:
- Мониторинг;
- Диагностика;
- Тестирование возможности проникновения;
- Соответствие требованиям.
- Роли:
- Администратор ИБ;
- CISO, penterter,...
- Знания:
- Корпоративные языки (Java/.NET/SQL);
- Прикладные: бухгалтерия, финансы;
- Оборудование.
- Задачи:
- Установка;
- Настройка ERP/CRM/BI/бухгалтерия...
- Обслуживание.
- Роли:
- Консультант;
- Аналитик;
- Разработчик.
- Знания:
- Дизайн;
- Эргономика;
- Психология.
- Задачи:
- Проектирование интерфейсов;
- Графический дизайн;
- Роли:
- Дизайнер;
- ...
- Знания:
- Сети;
- Протоколы;
- Оборудование;
- Все остальное.
- Задачи:
- Мониторинг;
- Получение обратной связи;
- Диагностика;
- Устранение неполадок или эскалация проблемы.
- Роли:
- Дежурный администратор;
- Сотрудник службы поддержки;
- Инженер службы поддержки.
- Знания:
- SQL;
- Реляционные СУБД;
- Операционные системы;
- Проектирование баз данных.
- Роли:
- Администратор БД;
- Разработчик БД;
- Аналитик/проектировщик запросов;
- Консультант.
- Роли:
- Разработчик (программист)
- Интерфейсов (frontend),
- Приложений (Windows, OS X, *nix),
- Мобильных приложений;
- Тестировщик
- Функциональный
- Нагрузочный.
- Разработчик (программист)
- Задачи:
- Анализ требований;
- Постановка задач
Роли:
- Технический писатель;
- Бизнес-аналитик;
- Системный аналитик;
- Аналитик программного обеспечения.
- Задачи
- Определение и достижение целей;
- Поиск баланса «время, цена, качество».
Роли:
- Руководитель проекта по...
- Мастер методологии (Scrum, Agile,...).
В лекции все эти специальности, требования и задачи разобраны более подробно и с примерами.
Автор: elcoyot