В этом году исполняется ровно 30 лет Трансфермерам. В кино идет четвертая часть эпопеи Майкла Бэя, а наша выставка Бал роботов продлена до 20 июля, ради открытия экспозиции трансформеров (+50% скидка для детей!). Чем не повод собрать в одном посте, все что мы о них знаем!?
К середине ХХ века все функции человеческого организма были изучены, оставались сущие пустяки – всякого рода мелкие органы, вроде лимфатических сосудов или щитовидки. Но эти мелкие и малопрощупываемые органы являлись физиологическими узлами. Для понимания их устройства требовался совсем иной масштаб охвата материала и другой уровень знаний.
С чего все начиналось: Optimus Prime 1984.
В отличие от изучения функционирования печени, почек или желудка, для физиологии того времени это было недоступно. Ученые так честно и писали: «так, мол, и так, есть в такой-то области человеческого организма орган, называется таким-то латинским словом. Предназначение органа непонятно».
А это родители Оптимуса: Microman Titan 2 series T441 Icarus and Titan Command 3 series T471 Phios 1976 год.
Такой же сложный объект представляют собой простенькие с виду Трансформеры, чтобы хоть немного представить себе их историю прийдется по уши закопаться в международную политику и историю военной пропаганды. Заходите под кат на свой страх и риск – я вас предупредил.
Сегодня в мире существует два центра производства мультфильмов и игрушек. Это США и Япония. Америка это не очень замечает, потому что у американцев и так много чего. Довесок небольшой. В Японии аниме и игрушки — это культ и один из базисных элементов современной национальной культуры.
Авиалинии ALL NIPPON раскрасили девять (!) лайнеров покемонами.
Именно поэтому и интересны Трансформеры — они создали современное аниме, как индустрию. Думаю, все на хабре знают, как американцы по сути создали транснациональную корпорацию SONY, передав ей технологию транзистора в 1955 году. Точно так же американские продюсеры прокачали Аниме в 1980-ых превратив его в международный рынок с миллиардными оборотами. Но обо всем по порядку!
Sony TR-55 – один из первых в мире транзисторных приемников.
Каждая страна на что-то заточена своей культурой. Русские вот мастера литературы и кино (весь Голливуд построен русскими) — потому, что русская жизнь артистична, а язык ветвист, как матерый алгоритм. Немцы вот дотошные педанты — им дается оружие и машины. Французы гениальные планировщики — философия и общая культура у них лучше всех. Японцы же взяли лучшие от Китая и помножили это на европейские технологии.
Япония возникла как китайский пиратский остров, поставленный на ноги португальцами, а затем целой чередой других «белых дьяволов», достаточно сказать, что в во второй половине 19 века японскую армию возвглавлял некто Жюль Брюне, затем ставший начальником французского генштаба.
Генштаб японской республики Эдзо. Брюне второй слева в первом ряду.
То есть, это лучший военный специалист Франции — оцените степень менеджерской помощи Японии. Это высший класс. И результат такой помощи тоже вышел первоклассным — получилась гремучая смесь из педантичных азиатов, способных заниматься целеполаганием, как европейцы. Проще говоря, японцы — дальневосточные немцы. Эти если уж что-то решили, то сделают очень хорошо, образцово.
Жюль Брюне в исполнении Тома Круза ровно 136 лет спустя.
Именно такое свойство и требуется при создании поп-культуры. Взять некоторый алгоритм и дотошно его выполнять. Например, для детских игрушек достаточно использовать всего два универсальных художественных приема.
Первое — энциклопедизм. Замечали что любая энциклопедия производит впечатление? Даже если это энциклопедия ножей мира. Когда представлены все явления любой темы это имеет художественную ценность, тк является отражением реальности. На этом основаны все коллекции — собрал все вкладыши турбо и словно овладел реальностью. А настоящая энциклопедия это вообще бумажный интернет.
Французская энциклопедия эпохи Просвещения, одно из крупнейших справочных изданий XVIII века, которое, как считается, радикально изменило культурный ландшафт Европы и подготовило почву для Великой французской революции.
Что бы создать коммерчески успешные игрушки, мультики или книги вам нужна коллекция. Тогда у покупателей будет четкая мотивация смотреть все серии покемонов, купить все игрушки. Но как сделать сами игрушки и мультики такими же гарантированно привлекательными?
Второе — диалектика. Крутое заумное слово, скрывающее под собой просто бинарную схему. Каждая игрушка в отдельности должна содержать в себе две противоположности. Как Спартак и Динамо, как лето и зима, как физики и лирики. Так уж устроено человеческое сознание — ему нравится соединять противоположности. В своем максимальном развитии — это юмор.
Смех, если конечно дело не в щекотке, это рефлекторная судорога лицевых мышц, наступающая после эйфории, которая в свою очередь возникает после осознания какого-либо жизненного противоречия. Речь идёт о решении логической задачи, порождающей физиологическую эмоцию. Эта задача всегда диалектична вроде «колобок повесился» или «по реке топор плывет». Так вот каждая игрушка должна содержать в себе одновременно и «реку» и «топор». И робота и машинку, и пушистого зверька и супербойца, и жевачку и вкладыш, и итальянского водопроводчика и спасение принцессы. В общем и земное и небесное сливаются в одном, так рождается человек с улыбкой на лице.
M152 Eric with the Microman Earth Jetter from the 1977 Command Car Series
Вот такие игрушки уже куда приятнее собирать в коллекцию. Звучит просто, как и любая умозрительная схема. И уже по этому ни в европе ни в америке не могут сделать ничего подобного — в американских комиксах из далека видна схематичность. Вы еще к прилавку подойти не успели, а уже видите двести комиксов про супергероев, которые различаются только деталями. Потому что американцы сначала берут схему (гамбургер), а потом ставят ее на конвейер (макдональдс) — естественно схема будет торчать как заячьи уши из мешка.
Другое дело Японцы. Они шаг за шагом идут к реализации, от простого к сложному. Сделали фигурку робота — продалась. Ок, сделаем робота сидящего в машинке — еще больше продалась. Ок — делаем робота-машинку! Ро6ота-магнитофон! Ро6ота-фотоаппарат! И на каждом этапе выкладываются на полную — максимум дизайна, фантазии и педантичности в деталях.
MC-10 Cassette Man 1983
Теперь представьте, что все это великолепие умножается на американскую предприимчивость. Именно так и родился бренд трансформеров. Игрушки «Diaclone» и «MicroChange» участвовали в «Ярмарке „Игрушки Токио“» на стенде фирмы «Henry Orenstein Hasbro» в 1983 году. Там их увидел Джордж Дансей — глава фирмы «Hasbro’s R&D», после чего решил выпустить их как одну единую серию игрушек для своего рынка.
В этот раз продюсировать японцев взялись американцы из «Marvel» — чуть ли не главного пропагандистского подрядчика министерства обороны США, прославилась компания когда сделала для военных в 1941 году первого супергероя — капитана америку. Хотели просто призыв в армию поднять, а получилась многомиллионная империя. Именно заказ на капитана америку превращает крохотную студию Timely Comics в знакомую нам империю Marvel.
Сегодня первый выпуск комикса стоит $343000
«Hasbro» работали с компанией «Marvel Comics», чтобы продвинуть очередной заказ военных «G.I. Joe: A Real American Hero», применяя трехаспектную маркетинговую схему. Эта схема включала в себя: набор игрушек, комплект комиксов от «Marvel», и мультсериал, нарисованный «Marvel Productions» и студией мультипликации «Sunbow Productions». Эта стратегия была повторена в 1984 году для продвижения новой серии «Трансформеры».
Джи Ай стал кононическим персонажем и создал рынок т.н. Action Figures
Главный редактор «Marvel», Джим Шутер, предложил развить бинарную схему трансформеров до двух враждующих фракций инопланетных роботов — героические автоботы и злые десептиконы. Чтобы изложить эту идею подробнее, Шутер попросил редактора Денниса О’Нила придумать имена и характеры, но работа О’Нила не оправдала ожидания фирмы «Hasbro», и они просили всё переделать. После отказа О’Нила о переделке, за проект взялся редактор Боб Будянски. Быстро выполнив работу за уикенд, он представил новые имена и характеры руководству «Hasbro». Вскоре после этого были выпущены комиксы (четыре журнала, которые выходили дважды в месяц) и пилотный мультфильм, состоящий из трёх серий.
Японский дизайнер Сохей Кохара нарисовал самые ранние модели персонажей «Трансформеров». Он сильно гуманизировал игрушечные проекты, чтобы создать больше персонажей для комикса и мультфильма. Его проекты были впоследствии упрощены Флоро Дери, который стал ведущим проектировщиком для сериала, создавая ещё много проектов позднее.
Так была создана критическая масса приведшая к цепной реакции. Фанатам так понравилась вселенная трансформеров, что создатели просто не могли остановиться — американские продюссеры каждый раз пытались завершить проект и взять кассу, но от этого пламя фанатизма лишь шибче разгоралось.
1984-1986 — в мультсериале выходит два сезона. На пике популярности продюссеры решают выпустить полнометражный фильм, взять кассу и прикрыть лавочку банально убив всех героев — получается удивительно мрачная картина непонравившаяся критикам, но приглянувшаяся зрителям.
Несмотря на то, что «The Movie» имел рейтинг PG, в нём встретили свою смерть большинство персонажей сериала: Оптимус Прайм, Броневик, Храповик, Силач, Сыщик, Гонщик, Разрядник и Скандалист. В третьем сезоне становится известно, что Нытик тоже погиб.
Затем выходит третий сезон сериала (1986), популярность падает и уже в четвертом сезоне (1987) наступает кирдык — выходит всего четыре серии, в которых все резко мирятся и наступает вечный мир.
В 1986 году японцы пытаются запустить и первый собственный сериал: Transformers: Scramble City, альтернативное продолжение второго сезона «Трансформеров». Был задуман как начало нового, самостоятельного мультсериала, однако замысел не получил дальнейшего развития. Тем не менее, некоторые моменты из мультфильма были в дальнейшем использованы при создании третьего сезона оригинальных «Трансформеров» (в частности, гигантские роботы, трансформирующиеся в города — Метроплекс и Триптикон).
Конец? Не тут-то было. Не смотря на закрытие проекта, фанаты требуют продолжения! А как говорил Федор Михаилович Достоевский «будут денежки — будут и девушки»:
В 1987—1988 гг. в Японии на студии Toei Animation в качестве альтернативы 4-му сезону «The Transformers» был создан 38-серийный аниме-сериал «Transformers: The Headmasters». По сюжету он непосредственно продолжал З-й сезон оригинального мультсериала, как если бы 4-го американского сезона вообще не существовало.
В 1988 году кое-кто решает сделать морду кирпичом и взять кассу, еще раз просто переиздав весь сериал в новом формате (тогда это было еще в новинку!). Был выпущен 5-й сезон мультсериала, состоявший из 20-ти серий. Однако среди них не было ни одной оригинальной (!!!) — в него вошли 15 серий, выбранных из разных сезонов сериала, а также полнометражный мультфильм «Трансформеры: The Movie», разбитый на пять серий — «дней». Отличительной особенностью этого сезона стало обновление заставок и концовок каждой серии, придававшее повествованию бо́льшую связность и последовательность, а также первое появление «Космического Куба» — Оллспарка.
После этого все понимают, что трансформеры уже стали неиссякаемой нефтяной скважиной и сериалы идут как из рога изобилия каджый год. Сериалы выпускают, как японцы так и американцы, — за сюжетом никто не следит, все сериалы не связаны друг с другом, но стараются доказать что именно они -легальное продолжение мира трасформеров, называясь сиквелами, приквелами, эпилогами и дополнениями. Но реально почти все они представляли собой «альтернативные продолжения». Доходит до смешного — на википедии часто можно встретить определения вроде «Заключительная часть трилогии (Этот сериал не имеет никакого отношения к предыдущим частям трилогии).»
Сериалов так много, что в принципе, одни трасформеры — это целая индустрия, сравнимая с мультипликацией такой страны, как Франция или Канада. (Канадцы, кстати, и сделали треть всех трансформеров, что сильно прокачало финансово их мульт-индустрию)
А теперь вздохните поглубже и оцените общий масштаб:
- «Война гоботов» (англ. Challenge of the GoBots) (1984)
- «Гоботы: Битва каменных лордов» (англ. GoBots: Battle of the Rock Lords) (198б)
- Войны Великой Силы (англ. Transformers: Super-God Masterforce) (1988)
- Виктори (англ. Transformers: Victory) (1989)
- Зона (англ. Transformers: Zone) (1991)
- Трансформеры: Generation 2 (1992)
- Битвы Зверей (англ. Transformers: Beast Wars) (199б)
- Зверороботы (англ. Transformers: Beast Machines) (1999)
- Битвы Зверей 2 (англ. Transformers: Beast Wars II) (1998)
- Битвы Зверей 2: Фильм (англ. Transformers: Beast Wars II — The Movie) (1998)
- Битвы Зверей Нео (англ. Transformers: Beast Wars Neo) (1999)
- Автороботы (англ. Transformers: Robots in Disguise) (2000)
- Гоу-Боты (англ. Transformers: Go-Bots) (2003)
- Армада (англ. Transformers: Armada) (2003)
- Энергон (англ. Transformers: Energon) (2004)
- Кибертрон (англ. Transformers: Cybertron) (2005)
- Истоки (англ. Transformers: Beginnings) (2007)
- Оптимус Прайм против Мегатрона — Последняя битва (англ. Transformers: Optimus Prime vs. Galvatron — The Ultimate Battle) (2007)
- Анимейтед (англ. Transformers: Animated) (2007)
- «Гладиформеры: Роботы-гладиаторы» (англ. Gladiformers: Robots Gladiators) (2007)
- «Трансформеры: Битва гладиаторов» (англ. Gladiformers: Robots Gladiators 2) (2008)
- Кибер-миссии (англ. Transformers: Cyber Missions) (2010)
- Прайм (англ. Transformers: Prime) (2010)
- Боты-Спасатели (англ. Transformers: Rescue Bots) (2011)
- «Супер скоростной трансформер Гиродзеттер» (англ. Speedy Gyrozetter) (2012)
- ГОУ! (англ. Transformers: Go!) (2012)
- Трансформеры: Прайм — Восстание Предаконов (англ. Transformers: Prime — Beast Hunters — Predacons Rising) (2013)
Неслабо, да? Но особняком следует выделить художественные фильмы Майкла Бэя. Дело в том, что здесь история делает полный круг и возвращается в исходную точку. Деньги на съемки снова дали американские военные.
- Трансформеры (2007)
- Трансформеры 2: Месть падших (2009)
- Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны (2011)
- Трансформеры 4: Эпоха истребления (2014)
Ситуация развивалась так. В 2002 году министерство обороны США решает выпустить патриотический фильм про предстоящую через год войну в ираке. Заказ достается компания HASBRO как официальному владельцу официальной игрушки американского солдата GI Joe. Идею так же поддержала корпорация Sony, но продюсеры решили что это будет слишком явной пропагандой — американские герои-солдатыы в Ираке и все это в качестве детского мультика?! Пропаганда все же должна быть ненавязчивой, и директор по фильмам в Hasbro, — Кэрел Монро, предложила взять запылившийся бренд трансформеров.
Генералы в Пентагоне были так довольны этим решением, что оказали невиданную прежде поддержку проекту. Съёмки начались 22 апреля 200б года на военно-воздушной базе США — Холломэн. Армия снабдила съёмочную группу авиацией и машинами для альтернативных форм десептиконов, в частности, самолётами «F-117», «C-130», «C-17» и двумя «CV-22 Osprey» из трёх доступных на тот момент (их похоже и закупили только для пропагандистских целей). Благодаря сотрудничеству с военными, «Трансформеры» стали первым фильмом, снятым в Пентагоне после террористической атаки 11 сентября. Вся эта помощь в финансовом эквиваленте в пару раз превышала весь бюджет, выданный деньгами.
Так родился один из самых дорогих, зрелищных, противоречивых и кассовых фильмов в истории. Но вы задумывались, откуда взялось столько ремейков у Голливуда в последние годы? были перезапущены практически все забытые в 90-ых супергерои: бетмен, спайдермен, капитан америка, супермен, халк, тор, железный человек, мстители, люди икс, фантастическая четверка. Причем какие-то из фильмов стали неожиданными хитами как люди икс, а какие-то, — еле отбили бюджет — но видно что снимаются они словно по одной программе. Конечно, можно сказать что наступил закат кино и теперь будут только ремейки, но есть и другая причина.
Дело в том, что американское правительство финансирует так называемый «культурный мост поколений» между поколением X (19б5-82) и поколением Y (1985-01). В америке существует известная социальная проблема в разрыве поколений, у «детей цветов» и «поколения MTV» слишком разные культурные коды, они почти не пересекаются.
Представьте себе классический американский пикник с пивом и барбекю у бассейна. О чем могут молодые парни поговорить со старшими мужчинами? Нужен типовой разговор на уровне «свой-чужой», а для америки это политика, футбол и… супергерои. Они всегда могут обсудить новый ремейк фильма про спайдермена и поругать его за отличия от кононического комикса. Представьте какой разрыв был бы не знай молодежь спайдермена и бетмена на которых выросли их родители? Да это все ровно, что цитировать шутки из старых советских фильмов, которые никто не видел.
Вспомните «назад в будущее» и поймете о чем я.
А так, раз в поколение, Голливуд переиздает своих героев и вся Америка оплетается сетью единой для всех культуры. В США своеобразный «мостик» в осознании некой родственности вкусов и предпочтений, культурной преемственности поколений X и Y состоялся: поколение «игрек» также любит фильмы про Человека-паука (1962, комикс) и «Звёздные войны» (1976, книга-промоушен), как когда-то (в 1970-е) «иксы» любили комиксы и кинофильмы об этих персонажах (о кумирах-удачниках, вышедших из слоя столь для них близкой и привычной «негероической» жизни).
Новые трансформеры в кино уже 26 июня – не пропустите свою возможность соприкоснуться с культурой американского военного агитпропа. И на бал роботов приходите, конечно!
Автор: sergeykalenik