В последнее время на слуху феномен «муков» (MOOC) – массовых открытых онлайн курсов. Платформ для них создано большое множество.
Есть мнение, что MOOC – это книги нового поколения (с видео, интерактивными задачами и социальной составляющей), которые одновременно «читают» десятки тысяч человек. Можно долго сравнивать «муки» с классическим образованием и спорить об их эффективности, но я склонен воспринимать их как совершенно другой формат, очевидно со своими плюсами и минусами.
При этом у онлайн образования есть большое концептуальное отличие от оффлайн образования – его проще измерить. А всё, что можно измерить, можно улучшить.
В этом посте я поделюсь личными соображениями о том, куда всё идёт, по мотивам посещения Coursera Partners' Conference, прошедшей в начале апреля в Лондоне.
Дисклеймер
Если вы считаете, что я упустил что-то важное, добавляйте в комментариях. Если вы несогласны со мной в чём-либо, это замечательно, буду рад поддержать предметную дискуссию, но не холивар.
В этом посте я описываю тенденции очень широко, поэтому при наличии интереса каждую из них могу развернуть на отдельный пост, кое-где даже с техническими деталями.
Отдельно отмечу, что будучи инструктором курса на Coursera, я рассматриваю «муки» в том числе со стороны преподавателей, а не только студентов.
Платформы
Для начала перечислю основные международные платформы (в целях расширения кругозора):
- коммерческая Coursera, всем известный пионер
- некоммерческая EdX от Harvard и MIT, в том числе их движок с открытым исходным кодом Open edX
- коммерческая Udacity стартовала в конкуренции с Coursera, но пошла по пути сотрудничества с компаниями вместо университетов, создают более прикладные курсы
- нацеленная на курсы с большой социальной составляющей NovoEd
- Canvas Network от компании Instructure, которая известна системой управления обучением Canvas
- английская FutureLearn от Open University, придерживаются подхода mobile first
- европейская iversity, чья стратегия выхода – продаться Coursera
- и многие другие...
2 недели назад вышло неплохое сравнение Coursera, edX и NovoEd с точки зрения преподавателя и университета. У Coursera пользователей больше, чем у всех остальных платформ вместе взятых, что зачастую оказывается решающим при выборе.
Дальше я буду рассказывать в основном про Coursera, потому что они являются пионерами по многим направлениям, тогда как остальные платформы идут по их стопам. Хотя у каждой платформы есть свои отличия и приятные особенности…
Читателям может быть интересно также взглянуть на Open edX Public Product Roadmap. К сожалению, Coursera Product Roadmap не доступен широкой публике.
Тенденции
Данные и аналитика
MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов, но до сих пор эти данные практически никак не применяются и не интерпретируются. Дафни Коллер (со-основательница Coursera) ещё в 2012-м году рассказывала на TED, что данные вот-вот совершат революцию в образовании, «а воз и ныне там». Основная сложность – образование очень разное, и не существует понятной метрики, которую необходимо оптимизировать. На конференции Coursera представила новую панель данных для преподавателей курсов, которая намного лучше доступной ранее выгрузки сырых данных, но всё равно далека от идеала.
Научное направление Educational Data Mining ранее использовало результаты экзаменов и социологических опросов школьников / студентов / преподавателей, а поэтому было довольно скучным. Сейчас учёные буквально утопают в данных «муков». Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет. Я лично верю, что в какой-то момент в каких-то областях онлайн образование станет эффективнее оффлайн образования. Но это отдельная тема для холивара…
Кстати, одно из основных предназначений проекта edX по словам создателей – развивать педагогические исследования. Анонимизированные данные студентов edX распространяются между всеми университетами-партнерами, чтобы каждый университет мог вести независимые исследования на эту тему. И они ведут. Скриншот выше из проекта аспирантки UC Berkeley для edX.
Гибкий доступ
Регулярные дедлайны – очень полезное нововведение в онлайн курсах относительно просто выложенных в интернете видеолекций с задачами. Дедлайны мотивируют изучать материал и сдавать задания в определённом темпе, таким образом повышая вероятность завершения курса и получения знаний. Дедлайны обеспечивают «общий контекст» дискуссий на форуме. Но исследования данных показали, что дедлайны полезны только тем, кто начал курс вовремя. Сколько раз у вас возникала ситуация, что интереснейший курс начался месяц назад, и присоединяясь к нему вы становитесь отстающим, а вскоре просто бросаете курс? А как часто вы мечтали пройти уже закончившийся MOOC?
Coursera экспериментирует с когортами, то есть небольшими группами людей, которые начинают проходить курс в одно время. Таким образом курс будет начинаться по мере набора критического количества студентов, а не в фиксированные даты. При этом в один момент времени может быть активными несколько перекрывающихся сессий курса.
Вероятно, мы услышим больше об этом в будущем, после того, как пройдут закрытые пилоты.
Специализации
Группы курсов, связанные общей темой и датами. Что-то среднее между классическим многолетним образованием и короткими онлайн курсами. Повышают мотивацию, так как становится понятна конечная цель обучения. Лучше монетизируются, чем единичные курсы.
Смешанное обучение
Университеты начинают применяет свои онлайн курсы для своих же студентов в формате SPOC (small private online course). Это делали и мы. Обычно это совмещается с практическими занятиями и проектами оффлайн, тогда как видеолекции и задачи с автоматизированной проверкой студенты проходят онлайн.
Помимо SPOC используются понятия blended learning, flipped classroom, hybrid learning, хотя зачастую ими обозначают одно и тоже. Но формально термин SPOC относится только к онлайн компоненте в смешанном обучении. Основное отличие от вебинаров – SPOC, как впрочем и MOOC, может масштабироваться (больше студентов, перезапуски каждый семестр) без дополнительных затрат времени и сил со стороны преподавателя.
Также, в прошлом году Coursera запустила программу Learning Hubs, стимулируя создание независимых оффлайн площадок для студенческих встреч и обсуждений материалов онлайн курсов.
Платформа для приложений
Возможно, это самый интересный пункт для хабрасообщества. Так как Coursera быстро увеличивает число курсов и партнёров, то их команда разработчиков просто не успевает реализовать всё, что может пригодиться преподавателям. Примеры: интерактивный конструктор интегральных схем, онлайн интерпретатор кода, визуализация процессов в клетке, задачи по биоинформатике. Поэтому Coursera планирует создать платформу для приложений, в которую разработчики смогут добавлять приложения, а преподаватели подключать их к своим курсам.
Coursera анонсировала App Platform ещё на прошлогодней Coursera Partners' Conference, но только в марте была опубликована первая информация. Из доступного сейчас:
- OAuth2-based APIs – API к платформе Coursera. Пока открыты только просмотр профиля и списка курсов пользователя, но постепенно будет добавлена и другая функциональность. Этот же API использует Coursera в своих мобильных приложений на iOS и Android.
- Learning Tools Interoperability (LTI) Integration – протокол встраивания внешних образовательных плагинов в курсы Coursera. Мы используем этот протокол для интеграции Stepic с курсами на Coursera, например в недавно стартовавшем курсе Core Concepts in Data Analysis. Протокол позволяет аутентифицировать пользователей курсеровскими аккаунтами и передавать обратно их баллы за выполенные задания. Я расскажу о технических деталях (и граблях) интеграции в одном из следующих постов. LTI является независимым стандартом, поэтому также поддерживается платформами Open edX, Canvas и другими.
- Catalog API – полный каталог курсов, который можно грабить и использовать в своих агрегаторах / поисковиках по курсам.
- Shibboleth / SAMLv2 – способ авторизации на Coursera по университетским аккаунтам. Shibboleth широко используется в американских вузах, например, в University of California, но малоизвестен и практически бесполезен в России.
За кадром остались
Не были затронуты такие важные темы, как:
- формальная сертификация
- мотивация пользователей и геймификация
- социальная составляющая курсов, общение с преподавателем и сообществом, peer review
- мобильные устройства (пример: в Африке больше посещают мобильное приложение Coursera, но там нет форума)
- локализация и переводы курсов, межкультурное взаимодействие в рамках курса
- интеллектуальная собственность (кому принадлежит курс и данные пользователей, лицензирование курсов)
- конфиденциальность и защита данных
- монетизация и устойчивые бизнес-модели
Послесловие
Некоторые факты с конференции ещё помнит твиттер по хэштегу #coursera14.
Для интересующихся научной стороной вопроса, доступны 293-страничные труды (тяжелый pdf) конференции EMOOCs 2014, проходившей в феврале в Швейцарии. Материалы Coursera Partners' Conference на данный момент не доступны.
Если вы дочитали до этой строки, и вам до сих пор нравится, то через три дня (1-3 мая) мы с JetBrains проводим в Петербурге хакатон по разработке инструментов в образовании, где можно будет в окружении единомышленников покодить образование к лучшему, приходите. Я там буду все дни и смогу помочь советом, а также обсудить перспективы онлайн образования за пиццой.
Автор: vyahhi