Наверняка многие читатели работали на заводах. Любой более менее крупной производственной площадке обязательно требуются айтишники, как минимум системные администраторы. Нередко можно встретить на заводе и целый отдел разработки программного обеспечения. Приходила ли вам в голову мысль, что работая айтишником на заводе, вы внезапно станете его директором (вам внезапно предложат должность директора этого завода)? Не «ИТ-директором», а тем самым, самым главным. Звучит как очень смелая и несбыточная фантазия, которая порой обуревает нас после очередной выходки начальства. «Вот был бы я главным, я бы такого нерадивого точно выставил за дверь» — думаем мы. Или что-то в этом духе. Это словно открыть шкаф и попасть в Нарнию: говорящие львы, единороги, злые волшебницы и программист, в одночасье ставший директором. Такого не бывает. Но Россия — страна возможностей, и со мной все случилось именно так.
Я уже говорил, для нашего образовательного проекта выделили место на производственной площадке в Сокатово. И он, как это ни печально, быстро забуксовал. Как водится, на пути встали обычные житейские трудности. На первый взгляд, место нам досталось прекрасное — на заводе своя котельная, скважина с водой, интернет-канал, отремонтированная гостиница, практически готовые помещения. Въезжай, учи, учись и работай. Но при ближайшем рассмотрении, как всегда и бывает, вылезло огромное количество проблем. Это советский завод 60-х годов постройки, который в 2008 году выкупил наш питерский инвестор. В него было вложено немалое количество средств — все основные системы привели в чувства, сделали ряд капитальных работ и запустили на нем работу. В целом, для завода, особенно местного — он в прекрасном состоянии. Однако, до прежней советской численности в четыре сотни человек ему еще очень и очень далеко. Все системы ремонтировались на скорую руку, и с того момента прошло уже больше пяти лет, так что как раз подошло время последствий слишком быстрых решений при реконструкции.
Когда я во все это влез, директор, возглавлявший завод, решил уйти. Владелец не возражал, и нужно было в срочном порядке искать нового руководителя. Процесс естественно затянулся, а так как у меня уже был опыт ведения бизнеса, мне предложили недолго «приглядеть» за производством, раз уж я все равно тут. Я был только за — когда никто сверху не мешает, и не надо ни с кем делить полномочия работать гораздо проще. Проходит день, другой, неделя, две… И оглядываясь назад, я внезапно обнаружил себя директором завода.
Так как производственная площадка теперь стала неотъемлемой частью нашего образовательного проекта, я хочу поделиться с хабром некоторым уникальным для айтишника опытом, который я успел получить. Львов и единорогов я, конечно же, не встретил, но взглянуть на нашу жизнь по-другому мне определенно удалось. Ниже я приведу ряд тезисов, кажущиеся на первый взгляд более чем банальными. Они были очевидны для меня и ранее (как и очевидны для вас, я думаю), но я постараюсь изложить их с иной стороны, с которой мне довелось на них взглянуть.
Санкт-Петербург и Москва — не центры мира
Это, пожалуй, было самое ошеломляющее открытие. Черт, да это вообще две большие деревни на самом деле. Живя в Питере, я искренне думал, что Москва — это деревня. В этом я не разубедился, но я понял, что и мой родной город — тоже деревня. Наш поселок (более чем небольшой) располагается практически в самом удаленном месте, которое тут можно найти. Мы находимся аккурат на стыке Ивановской и Владимирской областей, и что до одного, что до другого города — одинаково далеко. До ближайшего магазина, где можно купить мясо — 40 километров. В прямом смысле слова — глушь. Но когда я побывал в гипермаркете, где отовариваются местные деревенские жители, моя челюсть отвисла до пола и периодически порывается это повторить, когда я там бываю. По первости я думал, что это лично моя реакция, но впоследствии я наблюдал ее и у жены, и у моего заместителя, который также сюда приехал из Петербурга.
Чтобы добраться до этого магазина, необходимо преодолеть 50 км (въезд во Владимир), но в действительности это всего около тридцати минут езды на машине. Выбор тут вдвое больше чем в любом Окее, Ленте или Ашане. И это не образно. Товары, которые нам в Санкт-Петербурге приходится искать по всему городу, тут мы покупаем в одном магазине. На кассах не бывает очередей даже в час-пик. Это гениальное решение, но там просто работают кассы, столько, сколько нужно. Там висят мониторы, и ты можешь увидеть на какой кассе сколько стоит человек. Там стоят терминалы по оплате с сенсорным экраном и тебе не нужно пытаться на пластковом козырьке кассы, ручкой которая не пишет, подкладывать туда что-нибудь… Но больше всего меня впечатлили кассы самообслуживания. Когда я это увидел, мне невольно подумалось что с них люди свои покупки должны выносить на антигравитационных тележках в свои персональные шаттлы и лететь в свой таунхаухс на Луне.
Нет, серьезно, тут даже в МакДональдсе есть терминалы самообслуживания и не нужно стоять в очередях. Терминал, пластиковая карта, номерок, сидишь и ждешь спокойно. В нашем поселке 4G. У меня в Питере не везде 3G то ловит…
Мы за своим снобизмом совершенно не заметили как напрочь отстали от жизни. Да, любой знает, что мы отстали от Европы. Но мы отстали и от провинции также.
Мегаполис — отвратительное место для жизни
Нет, я не призываю всех к дауншифтингу. Но после жизни тут, я начал понимать на сколько бесконечно ущербно городское ЖКХ. Знаете, тут в домах как и в городе горячая и холодная вода, да такой же санузел. Только тут не бывает такого, что на улице уже дубак, а батареи еще не топят. Или наоборот — их уже отключили. Или на улице легкий минус, а батареи жарят как будто там минус сорок. Летом отключили горячую воду на месяц? Тут нет такого. Да, честно говоря я столкнулся с серьезными проблемами с водой, потому что у меня в доме она изначально была сделана через одно место. Но у остальных тут нет НИКАКИХ проблем с ЖКХ. Вообще. Скважина, фильтр, двухконтурный газовый котел. И все. Вода не пахнет хлоркой, из крана не течет ржавчина, и все это практически ничего не стоит. И снег тут почему то убирают, никто не удивляется что в конце декабря внезапно выпало много снега. В городе мы платим бешеные деньги за ужаснейшее обслуживание. И это на самом деле настоящий ад и совершенно непонятная отсталость для начала двадцать первого века.
Добираться полтора часа до работы тут не мыслимо. Для этого вы должны работать в другом городе. Жить в Иваново, а работать во Владимире к примеру. Работа на расстоянии больше получаса от дома — это очень далеко и люди очень крепко думают, что бы туда устроится. Для этого зарплата должна быть раза в два больше.
Да, тут есть серьезные проблемы с образованием и культурным досугом. Огромные. Но в действительности… не имеем ли мы их сейчас и в крупных городах?
В провинции люди мало зарабатывают
Это довольно распространенное мнение, которое верно лишь на половину. Действительно, тут хватает людей, которые мало зарабатывают. На нашем заводе сейчас официальный оклад рабочего цеха составляет смешные деньги. Даже премии ситуацию не спасают. Но это справедливо не для всех. Тут нет безработицы. Тут есть только дефицит кадров. Любой человек со специальностью тут отрывается с руками. Да, они получают зарплату сравнимую по питерским меркам с зарплатой среднего менеджера. Но они не платят конское ЖКХ и не тратят пол зарплаты(и жизни) на бензин. И по клубам не шляются. Да, конечно жизнь не сказка, но она не на столько ужасна, как мы привыкли о ней думать.
Другая история с теми, у кого нет специальности. Как они живут, я честно говоря до сих пор до конца не понимаю. Многие из них пьют, и в итоге имеют еще больше проблем с трудоустройством. но это, пожалуй, тема для отдельной статьи.
Наш инвестор, посылая меня сюда, описал происходящее вокруг как «депрессивный регион». Так, может, когда-то и было. Да и сейчас не сказать что тут бурный экономический рост. Но тут и там возникают торговые комплексы, где-то заводы и предприятия.
Люди скучают по временам СССР
Об этих временах вспоминают часто и всегда добрым словом. Я ни разу не слышал тут никаких воспоминаний о воронках, репрессиях или чем-то подобном. У меня возникает ощущение что тут их и не было, и это чисто городская проблема. а может быть это связано с тем, что сам наш поселок обязан своим существованием СССР. Завод был построен в шестидесятые, на месте какого-то старого производства. Сам завод почти в том же виде по сей день и находится в хорошем состоянии. Под него было построено несколько капитальных домов, и судя по типовой застройке ряд деревенских. Некоторые станки, еще тех времен, мы используем до сих пор. У завода была своя пожарная часть, а от его котельной отапливался весь поселок. Все добротное, капитально и по уму сделанное тут относится к тем временам. Даже интернетом, который тут был до недавнего времени мы обязаны нашему общему коммунистическому прошлому.
В действительности, значительная часть проблем, по крайней мере в нашей округе, связано с тем, что государство совершенно не заботится о людях. То есть вообще. Да, у нас есть всякие макроэкономические программы, программы занятости населения, национальные проекты. Но если кто-то там наверху хочет поднять реальный сектор экономики, то нам нужно заниматься людьми. При том не только молодежью. Людям надо дать возможность получить специальность. нужно бороться с пьянством. И совсем не так как мы делаем это сейчас. Все наши законы борются с пьянством в городе, и тут в деревне не имеют никакого эффекта вообще. в тоже время в СССР с этим успешно боролись, и это вообщем-то для государства не сложно. Но сейчас — ничего не делается.
Чиновники — не зло
В городе любая инспектирующая организация — это паразит, от которого ничего хорошего не ждешь. Открываешь бизнес — жди как на тебя набросятся проверяющие и инспекторы за взятками и штрафами. Тут ситуация гораздо лучше. Если ты открываешь или содержишь предприятие, организуешь рабочие места, платишь налоги — то и относятся к тебе соответственно, как к кормильцу. Инспекции конечно приходят, и требуют что им положено требовать. Но штрафы без реального повода страшные не выписывают, и никого на тебя не натравливают. В целом, я бы назвал взаимодействие с гос. органами даже вполне позитивными. И как ни странно, взятки тоже не вымогают, по крайней мере мы пока с этим не сталкивались. Поговаривают такое бывает, но «расценки» тут вполне гуманные.
Мы теряем свои корни
Живя в городе, мы совершенно забываем, что являемся не просто людьми — мы представители великого народа с очень непростой историей. В городе мы все просто «граждане мира», и совершено не чувствуем себя частью нашей страны. Многие пишут, что выходя на митинги оппозиции испытывают особое чувство единения. В действительности, это просто связано с тем, что мы живем в полном отрыве от людей вокруг. Мы общаемся с людьми из других стран так, как будто они сейчас рядом с нами, но при этом зачастую не знаем как зовут наших соседей. Что говорить о своей стране? Сегодня в очередном интернет споре о разных городах нашей страны, я просил собеседника — вот вы спорите, а вы были хоть в одном из них? Он мне ответил — зачем? У меня есть гугл и яндекс. Если нам что-то интересно, мы просто гуглим. И у нас складывается ощущение, будто бы мы знаем свою страну.
Нет, не знаем. В большинстве своем даже понятия не имеем. Мы говорим, что иностранцам не понять, что такое Россия и быть русским. В действительности мы сами не понимаем, потому что живя в городе, этого не понять. Для этого надо путешествовать, и не по Египтам, Турциям и Тайландам, а по просторам своей Родины. Общаться с людьми, которые тут живут. Не по твиттеру, и вконтактиках, а вживую. И тогда взору открывается совсем другая страна. Не московская Рашка, а великая, вечная страна, для которой все, что мы считаем сейчас важным и значительным, не более чем очередной миг в ее истории.
Да, это именно те самые «скрепы», над которыми сейчас все смеются. Это, конечно, действительно немного странно, и даже наверное смешно, когда главный пахан страны говорит о неких «духовных скрепах». Но факт в том, что мы действительно их теряем, а без понимания собственного происхождения, своей истории и своей сути, кто мы?
Женщины — сильный пол
«Коня на скаку остановит» — это не просто так было сказано. Ведя IT проекты этого конечно не заметишь. Женщина ITшник это хорошая тема для шуток, редкий прикольный зверек, но в действительности ничем, от нас мужчин, не отличается. Такой же программист или админ, только со своими особенностями, которые на фоне общей специфичности людей теряются. Да и вообще, работая с людьми в IT ты обычно воспринимаешь их как самостоятельных и взрослых людей, со своим личным пространством и всякое такое. Тут все совсем не так. Вот например возник конфликт с сотрудником, разъяснительная работа не идет, работе коллег мешает. Дальше только увольнение. И я обнаружил очень необычное по городским меркам решение. Это смешно звучит, но… Я пожаловался его маме. Вопрос был закрыт в течении пяти минут. Или вот история с пьянством. В процессе борьбы с пьянством я обнаружил, что во всех без исключения случаях люди употребляют алкоголь непосредственно на рабочем месте, на смену всегда заступают трезвыми. А ответ очень прост — дома жена. Если наша страна на чем то держится, то, пожалуй, на наших женщинах.
Все мы дети
Можно прочитать много книг по психологии о «внутреннем ребенке» и прочем, но при всей нашей серьезности мы настоящие дети. Говоря об айтишниках — мы уже привыкли к шуткам на эту тему. Но о рабочих, по крайней мере я, привык думать как о суровых мужиках. Большим открытием для меня было, что они такие же дети, только проявляется это по другому. Выше я уже написал о «пожаловаться маме», но борьба с пьянством и того забавнее. Бегают, прячутся, потупленый взгляд… Хоть ставь в угол. Для протаскивания алкоголя в заборе делают дырки, ходят «тайными тропами»… Мы так на практике первого курса университета себя вели. Но одно дело, первокурсники, но от сорокалетних мужиков такого, конечно, не ожидаешь.
Это интересно!
Работа эта тяжелая, и непростая. Но интересная, каждый раз происходит что-то новое. В принципе не сильно отличается от подъема любого айтишного стартапа. Открываете интернет магазин? Вы неизбежно окунаетесь в предметную область — работа со складом, логистика, маркетинг. Тут в принципе все тоже, только, как всегда, по своему. И каждый день что-то новое. То в котельной потек котел, то пьяный на производстве, то станок новый закупаем, или оборудование. То продукция новая, новые сотрудники, новые технологии.
Не могу сказать, что рекомендую всем бросать свое айти и бежать поднимать промышленность. Работа эта не для всех. Но это на самом деле интересно и увлекательно, и толковый человек с головой будет полезен не только информационных технологиях, но и на производстве. И в действительности провинция — это хорошая перспектива для развития бизнеса. Тут есть свои особенности — вещи, которые в городе очень просты(вроде подкллючения к интернету) тут превращаются в увлекательнейшие квесты. Но с другой стороны тут есть много преимуществ — дешевая земля, свежий воздух, отсутствие давления государства. Да о цена оплаты труда тут все таки ниже, чем в городе, хоть и не настолько, на сколько принять считать.
Автор: kozzztik