В 2002 году, пока всё прогрессивное человечество ждало выхода заявленной ещё в 1997 году игры Duke Nukem Forever, дабы скрасить ожидание, на рынке появился платфомер Duke Nukem: Manhattan Project. Игра была в целом хорошо встречена игроками и критиками. Duke Nukem: Manhattan Project является четвёртой в серии игр про Дюка Нюкема для ПК, а если брать все платформы, то аж десятой. Игра разработана компанией Sunstorm Interactive, известной серией симуляторов охоты Deer Hunter и выпуском дополнений для Blood, Shadow Warrior и самого Duke Nukem 3D. Так что люди знали, что делали, и эстетика Duke Nukem 3D тут чувствуется. 3D Realms продюссировала проект, а компания Arush Entertainment выступила в роли издателя.
По сюжету безумный учёный Мех Морфикс, сильно смахивающий на доктора Протона из первой части серии, пытается захватить остров Манхэттен в Нью-Йорке, распространяя радиоактивную жижу под названием G.L.O.P.P. (ГЖОПП (Глюоновая Жидкая Омега Прото Плазма)). Эта субстанция превращает животных и насекомых в злобных мутантов. Конечно же, Дюк, наш старина, Нюкем вызывается найти и обезвредить Морфикса. На самом деле, главным злодеем игры должен был быть как раз снова доктор Протон, но от этой идеи отказались, чтобы не создавать возможных сюжетных проблем с будущей Duke Nukem Forever, где, вероятно, ожидалось появление Протона.
Когда я только запустил игру, первым делом я попытался начать двигаться не только взад-вперёд и вверх-вниз, но и в стороны. У меня этого не получилось. Потыкавшись в настройках управления, я обнаружил, что такого и не предусмотрено. Игра выглядит как 3D, окружение является трёхмерным, но на практике перемещаться можно только в двух плоскостях. Сперва это вызывает некий когнитивный диссонанс, но потом быстро привыкаешь. По мере движения камера может менять угол обзора, а путь — делать повороты, так что создаётся ощущение, будто бы ты управляешь киногероем. Этот эффект усиливают недурственные кат-сцены, выполненные на движке игры (Prism3D).
Арсенал действий в Duke Nukem: Manhattan Project обширный: прыжок, двойной прыжок, приседание, подтягивание, подкат, удар ногой. Дюк может карабкаться по трубам и лестницам. Важный момент. Если у вас не работает двойной прыжок, то зайдите в графические настройки и поменяйте параметр Driver с Direct3D на OpenGL (или наоборот). Если проблема сохраняется, попробуйте включить/выключить Vsync.
Из оружия в игре у нас стандартные пистолет, дробовик, пулемёт и гранатомёт. А также взрывчатка, перекочевавшая из Duke Nukem 3D. Есть два вида оружия, которые работают на ГЖОПП. Первое заставляет противников «размутироваться» обратно в обычных существ, а второе можно использовать в двух режимах (сами увидите). Видимо, дабы не усложнять игру, типов боеприпасов всего три: для стрелкового оружия, гранаты и радиоактивная жижа. Есть несколько пауэр-апов, включая джетпак.
Акробатика в Duke Nukem: Manhattan Project сделана очень классно, управление отзывчивое. Прыгать и карабкаться в целом в удовольствие. Правда двойной прыжок противоречит законам физики, но разве это может остановить Дюка? Вместо обычного уровня здоровья в игре EGO, которое растёт не только от потребления «аптечек», но и от других действий игрока.
Вся игра состоит из восьми эпизодов, разбитых на три уровня. В конце каждого третьего уровня вас ждёт схватка с боссом. Левел-дизайн, как мне кажется, в игре сильно подкачал. Несмотря на то, что каждый эпизод разворачивается в разной среде (от крыш города до метро, от канализации до космической станции), уровни выглядят в целом серо и однообразно. Нет ничего запоминающегося, что стало бы фишкой каждой локации. Сама структура уровней мне тоже кажется скучной. На каждом уровне для продвижения вам нужно найти и освободить babe, привязанную к бомбе, после чего babe будет вам очень благодарна, но у Дюка нет на это времени, сперва ему нужно kick ass злодея. Кроме бейбы, надо найти вещь более прозаическую — карту для разблокировки силового поля, цвет которой меняется от уровня к уровню. В этом заключается загвоздка. Сам уровень проходится довольно быстро — минут 10, и большинство врагов уже уложено. А потом, наверное, половину игрового времени, если не больше, приходится бегать по уровню, пытаясь найти проход к карте и потом обратно к силовому полю. Причём здесь нет каких-то интересных головоломок — просто бегаешь по уровню и ищешь рычаг от одной двери, потом от другой, от третьей… Что забавно, сам Дюк от этого не в восторге и смачно комментирует, где он видел эти f#$*n cards.
Внезапно игра разгоняется на восьмом, финальном эпизоде. Такое ощущение, что разработчики первые семь эпизодов просто ленились, а потом пришли ребята из 3D Realms и сделали им нагоняй. Восьмой уровень показывает, на что способен этот движок и эти механики. В нём по-настоящему интересно используется геометрия уровней и возможности акробатики. Если бы вся игра была такой, то цены бы ей не было. Правда, на восьмом же уровне влезает недостаток, что в камеру не всегда помещается то, что нужно, и приходится с целью разведки тупо прыгать подальше, чтобы понять, куда двигаться. Вообще камера иногда тупит, и действие скрывается за какой-нибудь преградой, но я бы не назвал это серьёзным недостатком. На каждом уровне также находится десять «нюков» – это светящиеся символы радиоактивности, часто они находятся в секретных местах. Если собрать все десять, то характеристики игрока немного улучшатся, а если собрать все «нюки» в игре, то, в зависимости от уровня сложности, вы получите особые бонусы при перепрохождении, вплоть до секретного уровня с новым боссом.
Противники довольно разнообразны: от тараканов-переростков до боевых роботов. Но каких-то особо запоминающихся среди них мало, разве что тётка в латексе с плёткой. Их поведение в целом довольно однообразно, за исключением кунг-фу мутантов из китайского квартала, которые хорошо используют прыжки. В конце игры была довольно странная ситуация, когда я садился перед боевым роботом и выносил его с трёх ударов с ноги, а он мне ничего не мог сделать, потому что его оружие по мне в приседе не попадало. В целом хотелось бы, чтобы врагов в игре было больше в плане простого количества. Средний уровень сложности мне показался довольно простоватым, но и на тяжёлом, как мне показалось, количество противников не выросло. Можно было бы сделать игру агрессивнее и быстрее, с уклоном в shoot em up, жаль, что разработчики не пошли по этому пути. Но это, конечно, имхо.
Графика в Duke Nukem: Manhattan Project для 2002 года, можно сказать, хорошая. К сожалению, текстуры уровней в большинстве своём довольно скучные, чтобы это оценить. Но врагов на кусочки разносит красиво. Звуковое сопровождение ничем особо не выделяется — ну есть, ну музыка. Стоит отметить, что Дюк постоянно мочит коры, а озвучивает его тот же актёр, что и в Duke Nukem 3D. В России игру в своё время для 1С переводил Дмитрий «Гоблин» Пучков. Но я не фанат Гоблина, и в версию с его переводом не играл.
Несмотря на ряд приятных моментов, игра показалась мне довольно средней. Но, видимо, я в таком мнении одинок. Игромания поставила игре «8», а Metacritic – «78». Из платформеров для ПК мне больше понравились старые Duke Nukem I & Duke Nukem II. Хотя, конечно, их сложно сравнивать. В интернете также пишут, что игру можно настроить под широкий экран, но у меня, следуя описанным инструкциям, это почему-то не получилось.
Автор: Ян Крапивин