Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1

в 13:31, , рубрики: Блог компании RUVDS.com

Введение

Эта статья представляет собой ознакомительный материал о написании загрузчика на С и Ассемблере, но здесь я не буду вдаваться в сравнение производительности итогового кода, созданного на этих языках. В этой работе я просто вкратце изложу процесс загрузки флоппи-образа через написание собственного кода с последующим его внедрением в загрузочный сектор устройства. Все содержание статьи будет разделено на несколько частей, так как за раз достаточно сложно изложить всю нужную информацию и о компьютерах, и об устройствах загрузки, и о написании самого кода. Здесь я поясню наиболее общие аспекты компьютерной науки и суть процесса загрузки, а также обобщил значение и важность каждого этапа, чтобы упростить их понимание и запоминание. Если же вам потребуется более подробное объяснение, то можете дополнительно почитать другие статьи, которых в интернете нынче предостаточно.

О чем пойдет речь?

В этой статье мы рассмотрим написание кода программы и его копирование в загрузочный сектор образа флоппи-диска, после чего с помощью x86-эмулятора bochs для Linux научимся проверять работоспособность дискеты с загрузчиком.

О чем речь не пойдет

В этой статье я не объясняю, почему загрузчик нельзя написать на других подобных Ассемблеру языках, а также не говорю о недостатках его написания на одном языке в отношении другого. Поскольку наша цель – познакомиться с написанием загрузочного кода, я не хочу нагружать вас более продвинутыми темами типа скорости, уменьшения кода и т.д.

Структура статьи

В начале мы начнем со знакомства с основами, после чего перейдем к написанию самого кода. В общем структура будет такова:
• Знакомство с Bootable Devices (загрузочными устройствами).
• Введение в среду разработки.
• Знакомство с микропроцессором.
• Написание кода на Ассемблере.
• Написание кода на компиляторе.
• Разработка мини-программы для отображения прямоугольников.

К сведению:
• Эта статья окажется наиболее полезной, если у вас уже есть хоть какой-то опыт программирования. Несмотря на ее ознакомительный характер, написание загрузочных программ на Ассемблере и C может оказаться непростой задачей. Поэтому новичкам в программировании я рекомендую сначала ознакомиться с несколькими более базовыми вводными материалами и уже потом возвращаться к этому.

• На протяжении статьи я буду постепенно представлять в форме вопросов и ответов различную компьютерную терминологию. Вообще, я написал это руководство так, как будто обращаю его самому себе. А роль таких дискуссионных вставок в виде вопрос-ответ – помочь мне лучше понять важность и назначение рассматриваемого материала в повседневной жизни. Вот пример: Что вы подразумеваете под компьютерами? или Зачем они мне нужны, ведь я намного умнее их?

Что ж, будем начинать

Знакомство с загрузочными устройствами

Что происходит при включении стандартного компьютера?
Обычно при нажатии кнопки включения питания от нее подается сигнал блоку питания о необходимости подачи необходимого напряжения на внутреннее и внешнее оборудование компьютера, такое как процессор, монитор, клавиатура и пр. Процессор инициализирует ПЗУ-чип BIOS (базовую систему ввода/вывода) для загрузки содержащейся в нем исполняемой программы, также именуемой BIOS.

После запуска BIOS выполняет следующие задачи:
• Тестирование оборудования при подаче питания (Power On self Test).
• Проверка частоты и доступности шин.
• Проверка системных часов и аппаратной информации в CMOS RAM.
• Проверка настроек системы, предустановок оборудования и т.д.
• Тестирование подключенного оборудования, начиная с RAM, дисководов, оптических приводов, HDD и т.д.
• В зависимости от определенной в разделе загрузочных устройств информации выполняет поиск загрузочного диска и переходит к его инициализации.

К сведению: все x86-CPU в процессе загрузки запускаются в рабочем режиме, называемом Real Mode.

Что такое загрузочное устройство?

Загрузочным называется устройство, содержащее загрузочный сектор или блок загрузки. BIOS считывает это устройство, начиная с загрузки этого загрузочного сектора в RAM для выполнения, после чего переходит далее.

Что такое сектор?

Сектор – это особый раздел загрузочного диска, размер которого обычно составляет 512 байт. Чуть позже я подробнее поясню о том, как измеряется память компьютера и приведу сопутствующую терминологию.

Что такое загрузочный сектор?

Загрузочный сектор или блок загрузки – это область загрузочного устройства, в которой содержится загружаемый в RAM машинный код, за что отвечает встроенная в ПК прошивка на стадии инициализации. На флоппи-диске размер сектора составляет 512 байт. Чуть позже о байтах будет сказано дополнительно.

Как работает загрузочное устройство?

При его инициализации BIOS ищет и загружает первый сектор (загрузочный) в RAM и начинает его выполнение. Расположенный в загрузочном секторе код является первой программой, которую можно отредактировать для определения дальнейшего функционирования компьютера после его запуска. Здесь я имею в виду, что вы можете написать собственный код и скопировать его в загрузочный сектор, чтобы система работала так, как вам нужно. Сам же этот код и будет называться тем самым начальным загрузчиком.

Что такое начальный загрузчик?

В компьютерной области загрузчиком называется программа, выполняемая при каждой инициализации загрузочного устройства при запуске и перезагрузке ПК. Технически это выполняемый машинный код, соответствующий архитектуре типа используемого в системе CPU или микропроцессора.

Какие есть виды микропроцессоров?

Я приведу основные:
• 16 битные
• 32 битные
• 64 битные

Чем больше значение бит, тем к большему объему памяти имеют доступ программы, получая большую производительность с точки зрения временного хранилища и пр. На сегодня есть два основных производителя микропроцессоров – Intel и AMD. На протяжении статьи я буду обращаться только к процессорам семейства Intel (x86).

В чем отличие процессоров Intel и AMD?

Каждый производитель использует свой уникальный способ проектирования микропроцессоров с аппаратной точки зрения и в плане используемых для взаимодействий наборов инструкций.

Знакомство со средой разработки

Что такое реальный режим?

Я уже упоминал, что все процессоры x86 при загрузке с устройства запускаются в реальном режиме. Это очень важно иметь в виду при написании загрузочного кода для любого устройства. Реальный режим поддерживает только 16-битные инструкции. Поэтому создаваемый вами код для загрузки в загрузочную запись или сектор должен компилироваться в 16-битный формат. В реальном режиме инструкции могут работать только с 16 битами одновременно. Например, у 16-битного CPU будет конкретная инструкция, способная складывать в одном цикле два 16-битных числа. Если же для процесса будет необходимо сложить два 32-битных числа, то потребуется больше циклов, выполняющих сложение 16 битных чисел.

Что такое набор инструкций?

Это гетерогенная коллекция сущностей, ориентированных на конкретную архитектуру микропроцессора, с помощью которых пользователь может взаимодействовать с ним. Здесь я подразумеваю коллекцию сущностей, состоящую из внутренних типов данных, инструкций, регистров, режимов адресации, архитектуры памяти, обработки прерываний и исключений, а также внешнего I/O. Обычно для семейства микропроцессоров создаются общие наборы инструкций. Процессор Intel-8086 относится к семейству 8086, 80286, 80386, 80486, Pentium, Pentium I, II, III, которое также известно как семейство x86. В этой статье я будут использовать набор инструкций, относящийся именно к этому типу процессоров.

Как написать код для загрузочного сектора устройства?

Для реализации этой задачи необходимо иметь представление о:
• Операционной системе (GNU Linux).
• Ассемблере (GNU Assembler).
• Наборе инструкций (семейство x86).
• Написании инструкций x86 на GNU Assembler для x86 микропроцессоров.
• Компиляторе (как вариант язык C).
• Линкер (GNU linker ld)
• Эмулятор x86, наподобие bochs, для тестирования.

Что такое операционная система?

Объясню очень просто. Это большой набор различных программ, написанных сотнями и даже тысячами профессионалов, которые помогают пользователям в решении их повседневных задач. К таким задам можно отнести подключение к интернету, общение в соцсетях, создание и редактирование файлов, работу с данными, игры и многое другое. Все это реализуется с помощью операционной системы. Помимо этого, ОС также регулирует функционирование аппаратных средств, обеспечивая для вас оптимальным режим работы.
Отдельно отмечу, что все современные ОС работают в защищенном режиме.
Какие виды ОС бывают?
• Windows
• Linux
• MAC
• …

Что значит защищенный режим?

В отличие от реального режима, защищенный поддерживает 32-битные инструкции. Но вам об этом задумываться не стоит, так как нас не особо волнует процесс функционирования ОС.

Что такое Ассемблер?

Ассемблер преобразует передаваемые пользователем инструкции в машинный код.
Разве компилятор делает не то же самое?
На более высоком уровне да, но, фактически, внутри компилятора этим занимается именно ассемблер.

А почему компилятор не может генерировать машинный код напрямую?

Основная задача компилятора состоит в преобразовании инструкций пользователя в их промежуточный набор, называемый инструкциями ассемблера, после чего ассемблер преобразует их в соответствующий машинный код.

Зачем нужна ОС для написания кода загрузочного сектора?

Прямо сейчас я не хочу вдаваться в подробности и ограничусь пояснением в рамках материала текущей статьи. Как я говорил, для написания инструкций, которые поймет микропроцессор, нам нужен компилятор. Он, в свою очередь, разрабатывается в качестве утилиты ОС и используется через нее, соответственно.

Какую ОС можно использовать?

Так как я писал загрузочные программы под Ubuntu, то и вам для ознакомления с данным руководством порекомендую именно эту ОС.

Какой следует использовать компилятор?

Я писал загрузчики при помощи GNU GCC и демонстрировать компиляцию кода я буду на нем же. Как протестировать рукописный код для загрузочного сектора? Я представлю вам эмулятор x86, который существенно помогает дорабатывать код, не требуя постоянной перезагрузки компьютера при редактировании загрузочного сектора устройства.

Знакомство с микропроцессором

Прежде чем изучать программирование микропроцессора, нам необходимо разобрать использование регистров.

Что такое регистры?

Регистры подобны утилитам микропроцессора, служащим для временного хранения данных и управления ими согласно нашим потребностям. Предположим, пользователь хочет сложить 2 и 3, для чего он просит компьютер сохранить число 3 в одном регистре, а 2 в другом, после чего сложить содержимое этих регистров. В итоге CPU помещает результат в еще один регистр, который и представляет нужным пользователю вывод. Всего существует четыре типа регистров:
• регистры общего назначения;
• сегментные регистры;
• индексные регистры;
• регистры стека.

Я дам краткое пояснение по каждому типу.

Регистры общего назначения: используются для хранения временных данных, необходимых программе в процессе выполнения. Каждый такой регистр имеет 16 бит в ширину и 2 байта в длину.
• AX – регистр сумматора;
• BX – регистр базового адреса;
• CX – регистр-счетчик;
• DX – регистр данных.

Сегментные регистры: служат для представления микропроцессору адреса памяти. Здесь нам нужно знать два термина:
• Сегмент: как правило, это начало блока памяти.
• Смещение: It is the index of memory block onto it.

Пример: у нас есть байт, представляющий значение “X” и расположенный в блоке памяти со стартовым адресом 0x7c00 в 10-й позиции от начала этого блока. В данной ситуации мы выразим сегмент как 0x7c00, а смещение как 10.
Абсолютным адресом тогда будет 0x7c00 + 10.

Они делятся на четыре категории:
• CS – сегмент кода;
• SS – сегмент стека;
• DS – сегмент данных;
• ES – расширенный сегмент.

При этом нужно учитывать ограничения этих регистров, а именно невозможность прямого присваивания адреса. Вместо этого нам приходится копировать адрес сначала в регистры общего назначения, после чего снова копировать его уже в сегментные. Например, для решения задачи обнаружения байта “X” мы делаем следующее:

movw $0x07c0, %ax
movw %ax    , %ds
movw (0x0A) , %ax 

Происходит же здесь вот что:

• set 0x07c0 * 16 in AX
• set DS = AX = 0x7c00
• set 0x7c00 + 0x0a to ax

Я дам описание разных режимов адресации, понимание которых нам потребуется при написании программ.

Регистры стека:
• BP – базовый указатель;
• SP – указатель стека.

Индексные регистры:
• SI – регистр индекса источника.
• DI – регистр индекса получателя.
• AX: используется CPU для арифметических операций.
• BX: может содержать адрес процедуры или переменной (это также могут SI, DI и BP) и использоваться для выполнения арифметических операций и перемещения данных.
• CX: выступает в роли счетчика цикла при повторении инструкций.
• DX: It holds the high 16 bits of the product in multiply (also handles divide operations).
• CS: хранит базовый адрес всех выполняемых инструкций программы.
• SS: хранит базовый адрес стека.
• DS: хранит предустановленный адрес переменных.
• ES: хранит дополнительный базовый адрес переменных памяти.
• BP: содержит предполагаемое смещение из регистра SS. Часто используется подпрограммами для обнаружения переменных, переданных в стек вызывающей программой. an assumed offset from the SS register.
• SP: содержит смещение вершины стека.
• SI: используется в инструкциях перемещения строк. При этом на исходную строку указывает регистр SI.
• DI: выступает в роли места назначения для инструкций перемещения строк.

Что такое бит?

В вычислительных средах бит является наименьшей единицей данных, представляя их в двоичном формате, где 1 = да, а 0 = нет.

Дополнительно о регистрах:

Ниже описано дальнейшее подразделение регистров:
• AX: первые 8 бит AX обозначаются как AL, а последние 8 бит как AH.
• BX: первые 8 бит BX обозначаются как BL, а последние 8 как как BH.
• CX: первые 8 бит CX обозначаются как CL, а последние 8 бит как CH.
• DX: первые 8 бит DX обозначаются как DL, а последние 8 бит как DH.

Как обращаться к функциям BIOS?

BIOS предоставляет ряд функций, позволяющих распределять приоритеты ЦПУ. Доступ к этим возможностям BIOS можно получить с помощью прерываний.

Что такое прерывания?

Для приостановки стандартного потока программы и обработки событий, требующих быстрой реакции, используются прерывания. Например, при перемещении мыши, соответствующее аппаратное обеспечение прерывает текущую программу для обработки этого перемещения. В результате прерывания управление передается специальной программе-обработчику. Каждому типу прерывание присваивается целое число. В начальной области физической памяти располагается таблица векторов прерываний, в которой находятся сегментированные адреса их обработчиков. Номер прерывания, по сути, является индексом из этой таблицы.

Какую службу прерываний будем использовать мы?

Bios interrupt 0x10.

Написание кода в Ассемблере

Какие типы данных доступны в GNU Assembler?

Типы данных используются для определения их характеристик и могут быть следующими:

• байт
• слово
• целочисленными (int)
• ascii
• asciz

байт: состоит из восьми бит. Байт считается наименьшей единицей хранения информации в процессе программирования.
слово: единица данных, состоящая из 16 бит.

Что такое int?

Int – это целочисленный тип данных, состоящий из 32 бит, которые могут быть представлены четырьмя байтами или двумя словами.

Что такое ascii?

Тип данных, представляющий группу байтов без нулевого символа.

Что такое asciiz?

Тип данных, выражающий группу байтов, завершающуюся символом нуль.

Как генерировать код для реального режима в Ассемблере?

В процессе запуска ЦПУ в реальном режиме (16 бит) мы можем задействовать только встроенные функции BIOS. Я имею в виду, что мы можем с помощью этих функций написать собственный код загрузчика, поместить его в загрузочный сектор и выполнить загрузку. Давайте рассмотрим написание на Ассемблере небольшого фрагмента кода, который генерирует код 16-битный код ЦПУ через GNU Assembler.
Let us see how to write a small piece of code in assembler that generates 16-bit CPU code through GNU Assembler.

Example: test.S  
.code16                   #генерирует 16-битный код
.text                     #расположение исполняемого кода
     .globl _start;
_start:                   #точка входа
     . = _start + 510     #перемещение из позиции 0 в 510-й байт 
     .byte 0x55           #присоединение сигнатуры загрузки
     .byte 0xaa           #присоединение сигнатуры загрузки

Пояснения к приведенному коду:

• .code16: это директива, отдаваемая ассемблеру для генерации не 32-битно, а 16-битного кода. Зачем это нужно? Ассемблер вы будете использовать через операционную систему, а код загрузчика будете писать с помощью компилятора. Но я также говорил, что ОС работает в защищенном 32-битном режиме. Поэтому, по умолчанию ассемблер в такой ОС будет производить 32-битный код, что не соответствует нашей задаче. Данная же директива исправляет этот нюанс, и мы получаем 16-битный код.
• .text: этот раздел содержит фактические машинные инструкции, составляющие вашу программу.
• .globl _start: .global делает символ видимым для компоновщика. Если вы определите символ в своей подпрограмме, его значение станет доступным для других связанных с ней подпрограмм. В противном случае символ получает свои атрибуты от символа с таким же именем, находящегося в другом файле, связанном с той же программой.
• _start: точка входа в основной код, а также предустановленная точка входа для компоновщика. = _start + 510: обход от начальной позиции до 510-го байта.
• .byte 0x55: первый байт, определяемый как часть сигнатуры загрузки (511-й байт).
• .byte 0xaa: последний байт, определяемый как часть сигнатуры загрузки (512-й байт).

Как скомпилировать программу ассемблера?

Сохраните код в файле test.S и введите в командной строке:

• as test.S -o test.o
• ld –Ttext 0x7c00 --oformat=binary test.o –o test.bin

Что означают эти команды?

• as test.S –o test.o: преобразует заданный код в промежуточную объектную программу, которая затем преобразуется уже в машинный код.
• --oformat=binary сообщает компоновщику, что выходной двоичный файл должен быть простым двоичным образом, т.е. не иметь кода запуска, связывания адресов и пр.
• –Ttext 0x7c00 сообщает компоновщику, что адрес “text” (сегмент кода) нужно загрузить в 0x7c00, чтобы он вычислил верный абсолютный адрес.

Что такое сигнатура загрузки?

Давайте вспомним о загрузочном секторе, используемом BIOS для запуска системы. Но как BIOS узнает о наличии такого сектора на устройстве? Тут нужно пояснить, что состоит он из 512 байт, в которых для 510-го байта ожидается символ 0x55, а для 511-го символ 0xaa. Исходя из этого, BIOS проверяет соответствие двух последний байт загрузочного сектора этим значениям и либо продолжает загрузку, либо сообщает о ее невозможности. При помощи шестнадцатеричного редактора можно просматривать содержимое двоичного файла в более читабельном виде, и ниже я привел снимок этого файла в качестве примера.

Как скопировать исполняемый код на загрузочное устройство и протестировать его?

Чтобы создать образ для дискеты размером 1.4 Мб введите в командную строку следующее:
• dd if=/dev/zero of=floppy.img bs=512 count=2880
Чтобы скопировать этот код в загрузочный сектор файла образа, введите:
• dd if=test.bin of=floppy.img
Для тестирования программы введите:
• bochs
Если bochs не установлен, тогда можно ввести следующие команды:
• sudo apt-get install bochs-x

Файл-образец bochsrc.txt
megs: 32
#romimage: file=/usr/local/bochs/1.4.1/BIOS-bochs-latest, address=0xf0000
#vgaromimage: /usr/local/bochs/1.4.1/VGABIOS-elpin-2.40
floppya: 1_44=floppy.img, status=inserted
boot: a
log: bochsout.txt
mouse: enabled=0 

В результате должно отобразиться стандартное окно эмуляции bochs:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 1

Что мы видим

Если теперь заглянуть в файл test.bin через hex-редактор, то вы увидите, что сигнатура загрузки находится после 510-го байта:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 2

Пока ничего не произошло, так как в коде мы еще ничего не прописали, и вы просто увидите сообщение “Booting from Floppy”. Давайте рассмотрим еще несколько примеров написания кода на ассемблере.

Образец: test2.S 

.code16                    #генерирует 16-битный код
.text                      #расположение исполняемого кода
     .globl _start;
_start:                    #точка входа

     movb $'X' , %al       #выводимый символ
     movb $0x0e, %ah       #выводимый служебный код bios
     int  $0x10            #прерывание цпу

     . = _start + 510      #перемещение из позиции 0 в 510-й байт
     .byte 0x55            #присоединение сигнатуры загрузки
     .byte 0xaa            #присоединение сигнатуры загрузки

После ввода этого кода сохраните его в test2.S и выполните компиляцию согласно прежним инструкциям, изменив лишь имя исходного файла. После компиляции, копирования кода в загрузочный сектор и выполнения команды bochs вы должны увидеть экран аналогичный приведенному ниже, где теперь отображается указанная нами в коде буква X.

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 3

Мои поздравления!

Что мы видим

При просмотре в hex-редакторе вы увидите, что символ X находится во второй позиции от начального адреса.

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 4

Теперь давайте сделаем что-нибудь другое, например выведем на экран текст.

Образец: test3.S

.code16                  #генерирует 16-битный код
.text                    #расположение исполняемого кода
     .globl _start;

_start:                  #точка входа

     #выводит 'H' 
     movb $'H' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'e'
     movb $'e' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'l'
     movb $'l' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'l'
     movb $'l' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'o' 
     movb $'o' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит ','
     movb $',' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит «пробел»
     movb $' ' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'W'
     movb $'W' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит'o'
     movb $'o' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'r'
     movb $'r' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'l'
     movb $'l' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     #выводит 'd'
     movb $'d' , %al
     movb $0x0e, %ah
     int  $0x10

     . = _start + 510    #перемещение из позиции 0 к 510-му байту
     .byte 0x55            #присоединение сигнатуры загрузки
     .byte 0xaa            #присоединение сигнатуры загрузки

Сохраните файл как test3.S. После компиляции и всех сопутствующих действий вы увидите следующий экран:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 5

Что мы видим

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 6

Хорошо. Теперь сделаем что-нибудь еще, например, напишем программу, выводящую на экран фразу “Hello, World”.
Мы также определим функции и макросы, с помощью которых будем выводить эту строку.

Образец: test4.S

#генерирует 16-битный код
.code16
#указывает на расположение исполняемого кода
.text
.globl _start;
#точка входа загрузочного кода
_start:
      jmp _boot                           #переход к загрузочному коду
      welcome: .asciz "Hello, Worldnr"  #здесь мы определяем строку

     .macro mWriteString str              #макрос, вызывающий функцию для вывода строки
          leaw  str, %si
          call .writeStringIn
     .endm

     #функция для вывода строки
     .writeStringIn:
          lodsb
          orb  %al, %al
          jz   .writeStringOut
          movb $0x0e, %ah
          int  $0x10
          jmp  .writeStringIn
     .writeStringOut:
     ret

_boot:
     mWriteString welcome

     #перемещение от начала к 510-му байту и присоединение сигнатуры загрузки
     . = _start + 510
     .byte 0x55
     .byte 0xaa  

Сохраните файл как test4.S. После компиляции и всего за ней следующего теперь вы увидите следующий экран:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 7

Отлично! Если вы поняли все проделанные мной действия и успешно создали аналогичную программу, то я вас еще раз поздравляю!

Что мы видим

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 8

Что такое функция?

Функция – это блок кода, имеющий имя и переиспользуемое свойство.

Что такое макрос?

Макрос – это фрагмент кода с присвоенным именем, на место использования которого подставляется содержимое этого макроса.

В чем синтаксическое отличие функции и макроса?

Для вызова функции используется следующий синтаксис:

• push • call А для макроса такой:

• macroname Но так как синтаксис вызова и применения макроса проще, чем у функции, я предпочел использовать в основном коде именно его, а не функцию.

Написание кода в компиляторе С

Что такое C?

С – это язык программирования общего назначения, разработанный сотрудником Bell Labs Деннисом Ритчи в 1969-1973 годах.

Почему мы используем именно этот язык? Причина в том, что написанные на нем программы, как правило, не велики и отличаются высокой скоростью. Помимо этого, он включает низкоуровневые возможности, которые обычно доступны только в ассемблере или машинном языке. При этом С также является структурированным.

Что нужно для написания кода на С?

Мы будем использовать компилятор GNU C под названием GCC.
Как писать программы в компиляторе GCC на C?
Давайте разберем это на примере.

Образец: test.c

__asm__(".code16n");
__asm__("jmpl $0x0000, $mainn");

void main() {
} 
File: test.ld

ENTRY(main);
SECTIONS
{
    . = 0x7C00;
    .text : AT(0x7C00)
    {
        *(.text);
    }
    .sig : AT(0x7DFE)
    {
        SHORT(0xaa55);
    }
} 

Для компиляции программы введите в командной строке:

• gcc -c -g -Os -march=i686 -ffreestanding -Wall -Werror test.c -o test.o
• ld -static -Ttest.ld -nostdlib --nmagic -o test.elf test.o
• objcopy -O binary test.elf test.bin

Что значат эти команды?

Первая преобразует код C в промежуточную объектную программу, которая в последствии преобразуется в машинный код.
• gcc -c -g -Os -march=i686 -ffreestanding -Wall -Werror test.c -o test.o:

Что значат эти команды?Что означают флаги?

• -c: используется для компиляции исходного кода без линковки.
• -g: генерирует отладочную информацию для отладчика GDB.
• -Os: оптимизация размера кода.
• -march: генерирует код для конкретной архитектуры ЦПУ (в нашем случае i686)
• -ffreestanding: в среде отдельных программ может отсутствовать стандартная библиотека, и инструкции запуска программы не обязательно располагаются в “main”.
• -Wall: активирует все предупреждающие сообщения компилятора. Рекомендуется всегда использовать эту опцию.
• -Werror: активирует трактовку предупреждений как ошибок.
• test.c: имя входного исходного файла.
• -o: генерация объектного кода.
• test.o: имя выходного файла объектного кода.

С помощью всей этой комбинации флагов мы генерируем объектный код, помогающий нам в обнаружении ошибок и предупреждений, а также создаем более эффективный код для данного типа ЦПУ. Если не указать march=i686, будет сгенерирован код для используемой вами машины, поэтому всегда нужно указывать, для какого именно типа ЦПУ он создается.
• ld -static -Ttest.ld -nostdlib --nmagic test.elf -o test.o:
Эта команда вызывает компоновщик из командной строки, и ниже я поясню, как именно мы его используем.

Что значат эти флаги?

• -static: не проводить линковку с общими библиотеками.
• -Ttest.ld: разрешает компоновщику следовать командам из его скрипта.
• -nostdlib: разрешает компоновщику генерировать код, не линкуя функции запуска стандартной библиотеки C.
• --nmagic: разрешает компоновщику генерировать код без кода _start_SECTION и _stop_SECTION.
• test.elf: имя входного файла (соответствующий платформе формат хранения исполняемых файлов. Windows: PE, Linux: ELF)
• -o: генерация объектного кода.
• test.o: имя выходного файла объектного кода.

Что такое компоновщик?

Он выполняет последний этап компиляции. ld (компоновщик) получает один или более объектных файлов либо библиотек и совмещает их в один, как правило исполняемый, файл. В ходе этого процесса он обрабатывает ссылки на внешние символы, присваивает конечные адреса процедурам/функциям и переменным, а также корректирует код и данные для отражения актуальных адресов.
Не забывайте, что мы не используем в коде стандартные библиотеки и сложные функции.

• objcopy -O binary test.elf test.bin
Эта команда служит для генерации независимого от платформы кода. Обратите внимание, что в Linux исполняемые файлы хранятся не так, как в Windows. В каждой системе свой способ хранения, но мы создаем всего-навсего небольшой загрузочный код, который на данный момент не зависит от ОС.
Зачем в программе C использовать инструкции ассемблера?
В реальном режиме к функциям BIOS можно легко обратиться через прерывания при помощи инструкций ассемблера, в связи с чем мы их и используем в коде.

Как скопировать код на загрузочное устройство и проверить его?

Чтобы создать образ для дискеты размером 1.4 Мб, введите в командную строку:

• dd if=/dev/zero of=floppy.img bs=512 count=2880
Чтобы скопировать код в загрузочный сектор файла образа, введите:
• dd if=test.bin of=floppy.img
Для проверки программы введите:
• bochs

Должно отобразиться стандартное окно эмуляции:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 9

Что мы видим: как и в первом нашем примере, пока что здесь отображается только сообщение “Booting from Floppy”.
Для вложения инструкция ассемблера в программу C мы используем ключевое слово __asm__.
• Дополнительно мы задействуем __volatile__, указывая компилятору, что код нужно оставить как есть без изменений.

Такой способ вложения называется встраивание ассемблерного кода.
Теперь рассмотрим еще несколько примеров написания кода с помощью компилятора.

Пишем программу для вывода на экран ‘X’

Образец: test2.c

__asm__(".code16n");
__asm__("jmpl $0x0000, $mainn");

void main() {
     __asm__ __volatile__ ("movb $'X'  , %aln");
     __asm__ __volatile__ ("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__ ("int $0x10n");
}

Написав этот код, сохраните файл как test2.c и скомпилируйте его согласно приведенным выше инструкциям, изменив имя исходного файла. После компиляции, копирования кода в загрузочный сектор и выполнения команды bochs вы, как и ранее, увидите следующий экран, где отображается буква X:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 10

Теперь напишем программу для вывода фразы “Hello, World”

Мы также определим функции и макросы, с помощью которых и выведем данную строку.

Образец: test3.c

/* генерирует 16-битный код */
__asm__(".code16n");
/* переходит к точке входа загрузочного кода */
__asm__("jmpl $0x0000, $mainn");

void main() {
     /* выводит 'H' */
     __asm__ __volatile__("movb $'H' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'e' */
     __asm__ __volatile__("movb $'e' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'l' */
     __asm__ __volatile__("movb $'l' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'l' */
     __asm__ __volatile__("movb $'l' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'o' */
     __asm__ __volatile__("movb $'o' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит ',' */
     __asm__ __volatile__("movb $',' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит ' ' */
     __asm__ __volatile__("movb $' ' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'W' */
     __asm__ __volatile__("movb $'W' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'o' */
     __asm__ __volatile__("movb $'o' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'r' */
     __asm__ __volatile__("movb $'r' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'l' */
     __asm__ __volatile__("movb $'l' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");

     /* выводит 'd' */
     __asm__ __volatile__("movb $'d' , %aln");
     __asm__ __volatile__("movb $0x0e, %ahn");
     __asm__ __volatile__("int  $0x10n");
}

Сохраните весь этот код в файле test3.c и следуйте уже знакомым вам инструкциям, изменив имя исходного файла и скопировав скомпилированный код в загрузочный сектор дискеты. Теперь должна отобразиться надпись Hello, World:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 11

Напишем программу C для вывода строки “Hello, World”

При этом мы определим функцию, выводящую эту строку на экран.

Образец: test4.c

/*генерирует 16-битный код*/
__asm__(".code16n");
/*переход к точке входа в загрузочный код*/
__asm__("jmpl $0x0000, $mainn");

/* пользовательская функция для вывода серии знаков, завершаемых нулевым символом*/
void printString(const char* pStr) {
     while(*pStr) {
          __asm__ __volatile__ (
               "int $0x10" : : "a"(0x0e00 | *pStr), "b"(0x0007)
          );
          ++pStr;
     }
}

void main() {
     /* вызов функции printString со строкой в качестве аргумента*/
     printString("Hello, World");
} 

Сохраните этот код в файле test3.c и снова проследуйте всем инструкциям компиляции. В результате после выполнения bochs на экране отобразится следующее:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 12

Все это время мы учились путем преобразования программ ассемблера в программы C. К настоящему моменту вы должны уже хорошо уяснить процесс их написания на обоих этих языках, а также уметь выполнять компиляцию и проверку.

Далее мы перейдем к написанию циклов и их использованию в функциях, а также познакомимся с другими службами BIOS.

Мини-проект для отображения прямоугольников

Образец: test5.c

/* генерирация 16-битного кода                                                 */
__asm__(".code16n");
/* переход к главной функции или программному коду                                */
__asm__("jmpl $0x0000, $mainn");

#define MAX_COLS     320 /* количество столбцов экрана               */
#define MAX_ROWS     200 /* количество строк экрана                  */

/* функция для вывода строки*/
/* input ah = 0x0e*/
/* input al = <выводимый символ>*/
/* прерывание: 0x10*/
/* мы используем прерывание 0x10 с кодом функции 0x0e для вывода байта из al*/
/* эта функция получает в качестве аргумента строку и выводит символ за символом, пока не достигнет нуля*/

void printString(const char* pStr) {
     while(*pStr) {
          __asm__ __volatile__ (
               "int $0x10" : : "a"(0x0e00 | *pStr), "b"(0x0007)
          );
          ++pStr;
     }
}

/* функция, получающая сигнал о нажатии клавиши на клавиатуре */
/* input ah = 0x00*/
/* input al = 0x00*/
/* прерывание: 0x10*/
/* эта функция регистрирует нажатие пользователем клавиши для продолжения выполнения */
void getch() {
     __asm__ __volatile__ (
          "xorw %ax, %axn"
          "int $0x16n"
     );
}

/* функция вывода на экран окрашенного пикселя в заданном столбце и строке */
/* входной ah = 0x0c*/
/* входной al = нужный цвет*/
/* входной cx = столбец*/
/* входной dx = строка*/
/* прерывание: 0x10*/
void drawPixel(unsigned char color, int col, int row) {
     __asm__ __volatile__ (
          "int $0x10" : : "a"(0x0c00 | color), "c"(col), "d"(row)
     );
}

/* функции очистки экрана и установки видео режима в формате 320x200 пикселей*/
/* функция для очистки экрана */
/* входной ah = 0x00 */
/* входной al = 0x03 */
/* прерывание = 0x10 */
/* функция для установки видео режима */
/* входной ah = 0x00 */
/* входной al = 0x13 */
/* прерывание = 0x10 */
void initEnvironment() {
     /* очистка экрана */
     __asm__ __volatile__ (
          "int $0x10" : : "a"(0x03)
     );
     __asm__ __volatile__ (
          "int $0x10" : : "a"(0x0013)
     );
}

/* функция вывода прямоугольников в порядке уменьшения их размера */
/* я выбрал следующую последовательность отрисовки: */
/* из левого верхнего угла в левый нижний, затем в правый нижний, оттуда в верхний правый и в завершении в верхний левый край */
void initGraphics() {
     int i = 0, j = 0;
     int m = 0;
     int cnt1 = 0, cnt2 =0;
     unsigned char color = 10;

     for(;;) {
          if(m < (MAX_ROWS - m)) {
               ++cnt1;
          }
          if(m < (MAX_COLS - m - 3)) {
               ++cnt2;
          }

          if(cnt1 != cnt2) {
               cnt1  = 0;
               cnt2  = 0;
               m     = 0;
               if(++color > 255) color= 0;
          }

          /* верхний левый -> левый нижний */
          j = 0;
          for(i = m; i < MAX_ROWS - m; ++i) {
               drawPixel(color, j+m, i);
          }
          /* левый нижний -> правый нижний */
          for(j = m; j < MAX_COLS - m; ++j) {
               drawPixel(color, j, i);
          }

          /* правый нижний -> правый верхний */
          for(i = MAX_ROWS - m - 1 ; i >= m; --i) {
               drawPixel(color, MAX_COLS - m - 1, i);
          }
          /* правый верхний -> левый верхний */
          for(j = MAX_COLS - m - 1; j >= m; --j) {
               drawPixel(color, j, m);
          }
          m += 6;
          if(++color > 255)  color = 0;
     }
}

/* эта функция является загрузочным кодом и вызывает следующие функции: */
/* вывод на экран сообщения, предлагающего пользователю нажать любую клавишу для продолжения. После нажатия клавиши происходит отрисовка прямоугольников в порядке убывания их размера */
void main() {
     printString("Now in bootloader...hit a key to continuenr");
     getch();
     initEnvironment();
     initGraphics();
}

Сохраните все это в файле test5.c и следуйте все тем же инструкциям компиляции с последующим копированием кода в загрузочный сектор дискеты.

Теперь в качестве результата должен отобразиться следующий экран:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 13

Нажмите любую клавишу.

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 14

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 15

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 16

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 17

Что мы видим:
Если внимательно рассмотреть содержимое исполняемого файла, то можно заметить, что у нас практически кончилось свободное пространство. Поскольку размер загрузочного сектор ограничен 512Кб, мы смогли вместить только несколько функций, таких как инициализация среды и вывод цветных прямоугольников. Вот снимок содержимого файла:

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 18

На этом первая часть серии статей заканчивается. В следующей части я расскажу о режимах адресации, используемых для обращения к данным и чтения дискет. Помимо этого, мы рассмотрим, почему загрузчики обычно пишутся на ассемблере, а не на C, а также ограничения последнего в контексте генерации кода.

Пишем загрузчик на Ассемблере и С. Часть 1 - 19

Автор: Дмитрий Брайт

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js