В рамках открывшегося ежегодного интернет-форума, чьим стратегическим партнером является «Ростелеком», мы освещаем секцию «Куда движется российский Интернет».
Задали тон дискуссии директор по развитию бизнеса Facebook Екатерина Скоробогатова и вице-президент по инновационному развитию компании «Ростелеком» Алексей Нащекин.
На вопрос о том, поспособствовал ли Facebook различным «цветным» революциям в некоторых странах в богатом на эти события 2011 году, Екатерина ответила, что платформу можно использовать для разных вещей, но в основном ее используют для общения с друзьями и коллегами.
Алексей Нащекин отвечал на вопрос про паспортизацию Интернета: «Если вы хотите общаться с друзьями, вы можете общаться где угодно, но если вы хотите решать серьезные задачи, вы должны быть личностью и гражданином, а не троллем и не ботом. Это касается демократических процессов, например голосования. Моя личная позиция и позиция компании заключается в том, что ряд сервисов однозначно требует идентификации человека. Скоро будет задействован механизм госпочты. Эта система уже используется на госуслугах. Человеку нужно только зарегистрироваться, и он может написать любое письмо чиновникам со своими инициативами или вопросами, и каждый голос здесь юридически значим. Но идентификация — это не цензура. Цензура технически невозможна в Интернете, поскольку это саморазвивающаяся система. Электронная демократизация невозможна без идентификации и аутентификации. То, что я вижу в Интернете как отец двоих детей, — это ужас. И это считается нормой, свободой».
Тогда напрашивается вопрос: «А может ли профиль человека в Сети стать его паспортом гражданина?»
Екатерина Скоробогатова: «Одно из основных правил Facebook — это единственный профиль на каждого пользователя. Мы просим указывать реальные имена. Делаем это для того, чтобы создать по-настоящему социальный сервис. На Facebook вы можете общаться с друзьями, которых действительно знаете. Иначе идея проваливается. Когда человек использует свой логин для других сайтов, контент может быть изменен таким образом, чтобы в будущем быть интересным пользователям Facebook. В конце концов, наши пользователи могут задавать тренды, ведь их уже 845 миллионов».
Каково же в целом положение Рунета?
Алексей Нащекин: «В целом мы отстаем на 2–4 года. Это касается и скидочных сервисов, и интернет-торговли. Если посмотреть на „ВКонтакте“, становится ясно, что Facebook просто не успел дойти до РФ в тот момент, когда „Вконтакте“ сделал аналог. Но стартапы есть. Вот в Казани, в технопарке, ребята нарезают и конвертируют онлайн-mp3. Миллион пользователей! Просто никто об этом не догадался. Таких историй очень много, беда лишь в том, что о них мало что известно. У нас есть и
Чего же не хватает?
Алексей Нащекин: «Инвестиций, скорости доступа, проникновения в регионы. Не хватает всего в целом. У нас огромный прогресс, но за Уралом все по-прежнему плохо. Однако если посмотреть программу „Ростелекома“, например, становится ясно, что в ближайшие годы интернет-связь в этих и других регионах будет налажена. Мобильные технологии имеют небольшое конкурентное преимущество. Они меняют мир вообще и наш в частности. Если посмотреть статистику, становится очевидно, что планшетные коммуникаторы к 2013 году будут доминирующим средством доступа в Интернет. Все будет мобильным. Мы не отстаем. Новую версию сайта мы сделали в формате touch. В прошлом году Apple продал „айпадов“ больше, чем HP — персональных компьютеров. Скоро все будет мобильным».
Екатерина Скоробогатова между тем ответила на вопрос о том, каково соотношение людей, которые сидят на Facebook через мобильные устройства, к остальным: «Во всем мире мы видим, как доля тех, кто использует мобильный доступ, неуклонно растет. Порядка 30 процентов пользователей заходят к нам именно с мобильных устройств».
Виктор Маркелов, директор про продуктам и развитию бизнеса компании «Вымпелком»: «Мы видим будущее Рунета именно как мобильное. Рост пользователей, использующих мобильные устройства для входа в Интернет, составляет 25 процентов. В малых городах проникновение фиксированного Интернета затруднено, поэтому многие пользуются именно мобильным вариантом».
Насколько дорого стать пользователем мобильного Интернета? Для кого этот сервис — для среднего класса? Сколько, например, стоит самый дешевый смартфон?
Виктор Маркелов: «Он стоит 2,5 тысячи рулей. Статистика показывает, что десятки тысяч пользователей используют именно его. По мере того как смартфон будет удешевляться — а производители нацелены именно на понижение цен на смартфоны, — процент пользователей мобильного Интернета будет расти. Все, включая операторов, понимают, что будущее за мобильным Инетом. Сервис будет становиться все более доступным».
Алексею был задан вопрос относительно неравномерности распространения Интернета в регионах России: чем вызвано это неравенство?
Алексей Нащекин: «Дело в финансовом обеспечении граждан, ведь для многих это значительная часть зарплаты. Тут важно и наличие технологической готовности операторов. А они руководствуются платежеспособностью населения. Никто не станет проводить Интернет в деревню бабушкам. То есть это взаимозависимый процесс».
Про развитие Интернета в регионах добавил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух: «Например, проекту по размещению камер на избирательных участках на выборах 4 марта суждено было стать технологической сенсацией и важной технологической платформой. В других странах удивлялись и завидовали. Мы получили достойную платформу и сеть. За их счет мы в 1,5 раза увеличили пропускную мощность Рунета. То есть скорость в регионах точно будет выше. Интуиция вложения денег государством уже оправдывает себя. Были ведь места, где Интернета до этого проекта вообще не существовало, как минимум порядка 15 таких точек можно насчитать. Например, трасса Чита — Хабаровск: теперь около 2 миллионов человек имеют доступ к Всемирной паутине». Нет никаких сомнений в том, что это лишь начало.
Интернет-форум между тем продолжает свою работу, а мы продолжаем следить за его наиболее интересными и важными секциями.
Автор: jonik