В связи со стремительным развитием электронных форматов предоставления и передачи информации возникает огромное количество вопросов: что из всего этого СМИ? Какие последствия повлечет размещение недостоверных сведений в своем блоге? Что является недостоверными сведениями?
Сегодня мы постараемся прояснить ситуацию и ответить на наиболее часто возникающие вопросы, а именно: в чем отличие личного блога от сайта издания, и как регламентируются действия редакций и авторов постов.
Начнем с определения понятия электронного СМИ. Согласно Закону «О средствах массовой информации», который регламентирует поиск, получение, производство и распространение массовой информации:
«под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом».
Данная трактовка появилась в ст. 2 Закона только в 2011г. Из нее следует, что личные блоги, ЖЖ, форумы и иные информационные площадки без данной регистрации не являются средством массовой информации.
Права и обязанности сайта как сетевого издания возникают с момента получения регистрации СМИ. И с этого же момента деятельность сайта регламентируется Законом о СМИ, а также Кодексом об административных правонарушениях и Гражданским Кодексом РФ. Действия блогера регламентируются КоАП и ГК РФ.
Итак, что же делать, если размещена недостоверная информация, порочащая деловую репутацию вашей компании, сотрудников или вас лично?
Для начала нужно понимать, что распространенная такого рода информация классифицируется на:
— клевету — разъяснение термина содержится в ст. 5.60 КоАП,
— сведения, порочащие честь и достоинство или деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ).
Существует еще оценочное суждение. Для того, чтобы попасть под это определение, высказывание должно содержать такие обороты, как «Я считаю», «На мой взгляд» и так далее. И самое главное, высказывание не должно утверждать о факте, т.е. «Я считаю, что банк такой-то незаконно повысил ставки по кредиту» оценочным суждением не является.
Если негативная информация содержится в блоге или форуме, предотвратить ее распространение достаточно сложно, хотя бы только потому, что в интернете все происходит очень быстро. Также нужно учитывать, что блогер, если его пост набрал определенное количество просмотров и «лайков», будет защищать свои права.
Если негативный отзыв размещен в СМИ, и он не соответствует действительности и порочит честь, достоинство или деловую репутацию, то согласно ст. 43 Закона вы в праве требовать опровержения. В ст. 44 указан порядок его публикации.
В случае, если вы хотите, чтобы блогер или журналист (редакция) удалили негативный отзыв, для начала нужно в письменном виде обратиться с указанием текста, который не соответствует действительности, порочит честь, достоинство или деловую репутацию, и на основании ст. 152 ГК РФ должен быть удален. Тут вам нужно надеяться на добросовестность автора. Если он откажется пойти вам на встречу, и вы готовы пойти в суд, то в исковом заявлении необходимо указать все те же требования. В суде уже придется доказать, что:
Судится со СМИ придется в арбитражном суде, с блогерами — в судах общей юрисдикции. Однако, споры о защите именно деловой репутации, связанные с предпринимательской деятельностью, рассматриваются только в арбитражных судах.
Важно: если опубликованные в СМИ сведения порочат репутацию, но соответствуют действительности, то согласно п.3 ст. 152 ГК РФ вы имеете право на ответ в том же СМИ.
В каком случае привлечь к ответственности не получится?
Согласно ст. 57 Закона, если блогер или журналист дословно скопировал информацию из иного источника и разместил в своем блоге/издании. В этом случае автор должен указать источник, откуда он скопировал информацию.
Также, если порочащая честь, достоинство или деловую репутацию информация содержится в комментариях, оставленных посетителями сайта, то согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда, автор материала не несет ответственности за мнение других.
Если у вас есть вопросы, будем рады ответить!
Автор: glazkova