Доброй ночи, Гиктаймс. Сегодня мы решили вспомнить о важном событии, которое произошло ровно 47 лет назад, 18 октября 1967 года. В этот день межпланетной станции «Венера-4» впервые в истории удалось осуществить прямые измерения атмосферы другой планеты и передать их на Землю.
Как подсказывает Капитан Очевидность, это был далеко не первый аппарат, отправленный для исследования второй планеты Солнечной системы. До этого были пролётные «Венера-1» и «Венера-2», а также посадочная «Венера-3». Но из-за потери управления ещё до подлёта к планете станция разбилась.
С четвёртой «Венерой» повезло больше. После входа в атмосферу штатно отделился спускаемый модуль, а орбитальная часть продолжала передавать на Землю телеметрическую информацию, пока не сгорела в атмосфере.
Спускаемый на парашюте модуль в течение 93 минут исправно слал информацию, но поверхности всё же не достиг. По крайней мере, в целом виде. Дело в том, что атмосферное давление на поверхности Венеры оценивали в 10 атмосфер, причём инженеры заложили в конструкцию спускаемого модуля двойной запас прочности. Но уже на высоте 28 км его раздавило. Впоследствии выяснилось, что расчёты оказались совершенно ошибочными, и давление на поверхности достигает аж 93 атмосфер. Тем не менее, впервые в истории человечества удалось непосредственно измерить температуру, плотность, давление и химический состав атмосферы другой планеты.
Спускаемый модуль должен был проработать около 100 минут, именно столько питал бы аппаратуру аккумулятор, подзаряжавшийся в течение перелёта от солнечных батарей. Учёные с высокой точностью рассчитали температуру на поверхности планеты в 450 градусов Цельсия, последующие измерения дали более точные данные — 475 градусов. Один из филиалов ада, не иначе. Из-за столь высокой температуры и огромного атмосферного давления ни один из исследовательских аппаратов не смог проработать на Венере более двух часов.
Советская программа исследования Венеры с помощью автоматических межпланетных станций до сих пор остаётся непревзойдённой по достигнутым результатам, объёму полученных данных и количеству аппаратов, достигших планеты и внёсших вклад в расширение наших знаний об этой раскалённой планете (19 штук). «Венера-1» была запущена за два месяца до полёта Юрия Гагарина, а последний наш аппарат, участвовавший в изучении «Утренней звезды», Вега-2, стартовал почти через 24 года.
За прошедшие с тех пор почти 30 лет в нашей стране и в мире произошло много всего, и было не до Венеры. Сегодня наша космическая программа куда скромнее, и более высокий приоритет имеют исследования Луны и Марса, что объясняется соображениями исключительно практического свойства — пока что это наиболее вероятные кандидаты для отправки пилотируемых кораблей и освоения. Это не адское сумрачное углекислотное пекло, в котором, на последнем издыхании, высокозащищённые аппараты работали считанные десятки минут. Но всё же Венеру стараются не забывать, хотя и по остаточному, судя по всему, принципу, — станцию «Венера-Д», чей спускаемый модуль сможет проработать на поверхности около одного года, планируют запустить не раньше, чем через 10 лет.
Из-за экстремального климата Венера не представляет серьёзного интереса с точки зрения возможной колонизации, в отличие от Луны и Марса. Вернер фон Браун, невероятно талантливый конструктор-ракетчик, автор ракетной программы Третьего Рейха, чей дар граничил с гениальностью, в 1954 году предсказал, что люди смогут прибыть на Марс не ранее 50-х годов нашего столетия. И судя по тенденциям, его прогноз может оказаться невероятно точным. А ведь это Марс, несравненно более простая для освоения планета, чем Венера.
Тем не менее, ещё сравнительно недавно люди активно фантазировали на эту тему, создавали проекты освоения Венеры. Например, предлагалось бомбардировать её капсулами начинёнными водорослями, которые бы размножались и перерабатывали углекислоту, из которой состоит атмосфера планеты.
Правда, на Венере нет ни капли воды. Даже если забросить на неё каким-то образом несколько огромных комет, состоящих изо льда, то при почти 500 градусах Цельсия вода будет присутствовать исключительно в виде пара. Многие идеи освоения Венеры оперировали летающими конструкциями, находящимися в куда более благоприятных условиях с точки зрения температуры и давления.
Современные идеи конструкций жилых поселений на Венере куда скромнее. Например, вот такая летающая станция, находящаяся на высоте 50 км, между слоями сернокислотных облаков и сернокислотного тумана, где давление равно примерно одной атмосфере.
А вот небольшое видео, демонстрирующее опыт по погружению воздушного шарика в углекислоту, что призвано проиллюстрировать идею возможности создания летающих поселений на Венере:
Зачем?
Учитывая трудности обеспечения жизни на Венере, возникает вполне резонный вопрос: «А зачем это вообще нужно, ради чего корячиться?». Есть несколько причин.
Первая и очевидная — изучение планеты. Для атмосферы Венеры характерны ряд особенностей, которые ставят учёных в тупик. При этом речь идёт не об абстрактном научном любопытстве. Поскольку Венера очень близка по размерам к Земле, то изучение причин возникновения и механизмов существования тех или иных явлений может помочь в решении некоторых проблем у нас «дома». Вот некоторые из загадок венерианского климата:
- До возникновения парникового эффекта, поддерживаемого плотнейшей углекислотной атмосферой, была ли Венера такой горячей?
- Существовал ли на Венере когда-либо океан? Если да, то была ли в нём жизнь? (Содержание водяного пара в атмосфере оценивается на уровне всего лишь 0,02%)
- В чём причина геологической нестабильности поверхности планеты? По оценкам, возраст поверхности составляет всего 500 млн лет.
- В чём причина атмосферной суперротации? Практически весь объём атмосферы Венеры вовлечён в один гигантский ураган, то есть вся газовая оболочка планеты движется в одном направлении.
- Каков состав аэрозольных частиц, имеющихся в атмосфере Венеры?
- Каков состав «снега» на вершинах венерианских гор?
- Какова причина химического дисбаланса атмосферы? В верхних слоях обнаружены сероводород и сернистый газ, которые без постоянного источника «подпитки» должны были в результате химической реакции образовать другие соединения. Кроме того, обнаружен сульфид карбонила, синтез которого неорганическим способом весьма непрост. Всё это подпитывает надежды учёных на существование микроорганизмов в верхних слоях плотной венерианской атмосферы, которые и являются источников производства трёх вышеуказанных газов.
Вторая причина колонизации Венеры заключается в добыче полезных ископаемых в поясе астероидов, до которого от Венеры лететь быстрее, чем от Земли (0,95 года против 1,05). Это обеспечивается более высокой орбитальной скоростью Венеры из-за её близости к Солнцу.
Третья причина колонизации Венеры — получение опыта в создании поселений в крайне неблагоприятных условиях. Для тех времён, когда человечество сможет выйти за пределы Солнечной системы. Но это уже задел на совсем далёкое будущее.
Автор: TeamMRG