Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го)

в 8:10, , рубрики: бизнес-модели, Блог компании Mail.Ru Group, венчурные инвестиции, Развитие стартапа, стартапы; стартапдня; startups
Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 1

Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за сентябрь-октябрь 2018 года. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ВК, ICQ и Телеграм.

Moneylion

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 2

Банки и финансовые сервисы — огромная часть экономики. Американцы должны банкам 4 триллиона долларов, ежегодную выплату я быстро не нашел, но в любом случае она измеряется сотнями миллиардов, супер-лакомый кусок. И стартаперы слетаются на него как мухи на мед.

За последние лет 7 никто не придумал ничего кардинально нового. Все запускают банки без отделений с мобильным приложением, ярким дизайном, мгновенными переводами, удобными инвестициями и быстрым одобрением кредита. Кто-то успел раскрутиться раньше, чем красивую аппку запилили старые игроки, — они получили долю рынка, кто-то опоздал, ну и черт с ними, с такими стартаперами.

Американский стартап Moneylion начал относительно поздно, в 2013 году, но успел вскочить на подножку поезда и набрал 2 миллиона активных пользователей — много даже по американским меркам.

Для обзора я его выбрал ради двух продуктовых идей, обе вряд ли существенно повлияли на бизнес компании, но обе по-своему красивы, и раньше я о таких не писал. Во-первых, Moneylion платит за ежедневный запуск приложения. Модель часто встречается в играх и роботизированных сервисах типа LingauLeo, но там пользователи получают внутренние фантики, а здесь клиент ежедневно зарабатывает доллар почти настоящих денег — их потом меняют на подарочные карты магазинов. Для стартапа карты стоят, скажем, вдвое дешевле номинала. Но это всё равно значит, что для окупаемости программы Moneylion за один запуск приложения навязывает ненужных услуг на 50 центов маржи. По порядку величины — это комиссия Яндекс.Такси за одну поездку, но там-то пассажир хотел ехать и специально для этого аппку запустил, а тут ему впихивают что-то, пока он просто ради халявы залогинился. Хорошо быть банком!

Вторая интересная идея — подписка на дешевый кредит. Клиент платит 29 долларов в месяц, зато при необходимости берет займы по пониженной ставке. Moneylion в выигрыше в обоих случаях: если пользователь не умеет считать, то сам себя обманет, а если умеет — это положительный фактор скоринга, процент можно понизить справедливо. Впрочем, наверное, чаще они не умеют считать. Вместе обе фичи дают совсем любопытный эффект — если логиниться каждый день, то привилегии платной подписки достаются бесплатно, стартап его ещё и в пиаре использует. Падкие на рекламу пользователи при ежедневных запусках приложения накликивают особенно много ненужных услуг.

Инвестиций Moneylion привлек 95 миллионов долларов.

Tally

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 3

Банки играют с потребителями в интересную игру: обвешивают кредитки кешбеками, бонусами и бесплатными милями, тратят на это деньги и ждут, пока клиент один раз оступится и пропустит платеж до конца льготного периода. Тут же включаются конские проценты, которые окупают стоимость самого кредита и безудержные промоакции, которыми пользовался сам должник и парочка более осторожных клиентов.

Американский стартап Tally подключается к битве на стороне человека. Пользователь устанавливает мобильное приложение, подключает карты, а дальше стартап автоматически покрывает долги перед банками за счет кредита в Tally. Процент, разумеется, получается существенно ниже — расходы на кешбеки и мили в него не включены, за бонусы по-прежнему платит глупый старый банк. Победа, все кроме банкиров довольны, мне дальше и писать не о чем, и так всё понятно.

Проект пока маленький, инвестиций потратил 24 миллиона долларов и ещё 18 привлек в недавнем раунде. Есть ещё куда расти, но очень большой компания не станет никогда: чем меньше клиентов попадается в ловушки банков, тем меньше смысла в бонусных ухищрениях, тем ближе их процент к проценту Tally.

Homelike

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 4

Вспоминать Airbnb банально, но он действительно изменил целую отрасль. Туристы теперь находят жилье быстро и удобно, а платят за него мало. К сожалению, для командировки на пару месяцев сервис подходит куда хуже — скидки за опт маленькие, отзывы нерелевантные для продолжительного пребывания. Ещё и выбор сужается до квартир, которые никто не забронировал на пару дней в середине периода — скорее всего, это худшие квартиры.

Европейский стартап Homelike считает, что мир уже достаточно глобализовался, люди подолгу живут в других городах, им нужен специальный Airbnb для поездок на месяцы, а не дни. Cian и аналоги потребность не закрывают — все они ориентируются на местных жителей и предварительные показы. На звонок «я приезжаю через месяц, оставьте мне квартиру» хозяин только рассмеется, да и со стороны гостя это безумие — отзывов нет, фотографии могут быть фейковыми.

Homelike сделал именно клон Airbnb, даже дизайн слизать не постеснялся, только слово «день» на «месяц» везде заменил. Сдают квартиры владельцы доходных домов — их проще подключить к платформе, чем соответствующее количество частников, и у них быстрее появятся отзывы, апартаментов много, хоть кто-нибудь да напишет. Сейчас стартап хвастается сорока пятью тысячами квартир, но это именно квартиры, а не разные варианты размещения, если в доме их сто одинаковых, то в подсчет пойдет сто.

В августе Homelike привлек первый большой раунд инвестиций: 14 миллионов долларов, будет масштабировать спрос арендаторов.

Gremlin

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 5

Давным-давно, при разработке foto.mail.ru, коллега вместо обычных обращений к диску использовал макрос. На боевом окружении всё шло как обычно, а у разработчика код бросал монетку, в 99 % случаев возвращал данные, в 1 % — ошибку. В итоге, сервис неизбежно корректно работал при реальных сбоях железа, он был к ним готов и многократно тестировался.

Стартап Gremlin исходит из похожей философии. Он предлагает конструктор сбоев окружения, чтобы под контролем и в тестовой среде посмотреть, как работает сервис, когда что-то идет не так. В простейшем случае Gremlin действует на уровне сервера: нагружает процессор и диск, занимает большой объём памяти, портит качество сетевого соединения. В более интересном варианте он разбирает трафик и имитирует проблемы с используемым API: «а пусть вот этот внешний сервис тормозит».

Технически Gremlin — демон, который ставится на сервер заказчика, и админка с настройками катастроф, которая висит в облаке. Сочетание подходит и для удобства биллинга (это же обычный SaaS), и для взаимодействия с кодом. Плата — необходимость выхода в большой интернет с тестируемой машины, некоторое ограничение числа клиентов. Впрочем, ничто не мешает для корпораций из Fortune-500 и управление поставить внутрь их контура.
Появился Gremlin всего два года назад, потратил пока 9 миллионов долларов инвестиций, на днях привлек ещё 18.

Wunder Mobility

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го) - 6

Такси, каршеринги и подобные сервисы конкурируют на уровне города, а не страны или тем более мира. Условный Gett привлекает и пассажиров, и водителей отдельно в каждом населенном пункте, доля роуминга — москвичей, заказывающих машину в Питере, — очень мала. Глобальный Uber сдал локальным игрокам и Китай, и Россию, и Юго-Восточную Азию, доминирование в США ему не помогло.

С другой стороны, местный агрегатор в условном Иркутске неизбежно проигрывает Яндекс.Такси, и дело не только в венчурных деньгах, несколько миллионов долларов и в столице региона найти можно, это дало бы паритет. Проблема в технологии: масштабов России хватает, чтобы тратить на разработку пять процентов общих расходов и иметь приемлемый продукт, а отдельный город слишком мал.

Стартап Wunder Mobility видит здесь возможность. Именно на такси стартап пока не замахнулся, заходит со стороны смежных рынков. Он написал универсальный софт для каршеринга, райд-шеринга (BlaBlaCar внутри города) и такси-пулинга (как Via). Теперь любая городская служба покупает лицензию, не тратится на программистов и на равных воюет с кем угодно.

Открытый прайс выглядит очень щадяще. Интеграция и внедрение индивидуальны и считаются отдельно, зато потом полная прозрачность. Каршеринг, например, стоит 17 евро в месяц на машину. В масштабах нашей Белки или YouDrive — до 50000 евро в месяц, вполне по карману, им команды программистов, наверное, дороже обходятся. Или, с другой стороны, если в лоб переложить цену на конечного пользователя, то тариф увеличится на 25 копеек в минуту, не критично.

Пока к Wunder Mobility подключаются только очень маленькие партнеры, стартап хвастается пользователями на четырех континентах, но всего миллионом поездок в месяц. Ситимобил, для сравнения, делает сейчас два с половиной миллиона в одной Москве. Но инвесторы верят в большое будущее, месяц назад компания привлекла первый большой раунд: 30 миллионов долларов.

Автор: gornal

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js