Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за июль-август 2018 года. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, VK, ICQ и Телеграм.
American Prison Data Systems
Диджитальная трансформация идет и в самых неожиданных местах тоже. American Prison Data Systems продает специальные смартфоны для заключенных. Для арестанта ценность стартапа заключается в слове «смартфон», миллениалы тоже в тюрьму попадают, без гаджетов им никак нельзя. Для администрации тюрьмы ключевая характеристика — «специальные». С обычным iPhone или Samsung контингент начнет непотребства творить и о побеге договариваться, а тут новый софт не поставишь, секретный чат не запустишь, все записывается и статистика ведется.
Кроме развлекательного контента, на смартфон предустанавливаются разнообразные образовательные продукты. Зарабатывать на заключенных сложно, платить за Udemy они не будут, но видеоролики от TED до Pluralsight смотрят с удовольствием. APDS даже материалы по школьной программе ставит, кому-то повторить, кому-то в первый раз. В теории, дополнительное образование помогает не вернуться за решетку после освобождения, но собственной статистики у стартапа пока нет.
В США 2 миллиона заключенных, считая по 300 долларов за железку и срок жизни в 3 года — рынок 200 миллионов долларов в год. Не недвижимость, конечно, но всё же есть за что бороться. За 6 лет жизни компания привлекла 17 миллионов долларов инвестиций.
Beautiful.ai
Beautiful.ai рисует красивые презентации. Пользователь запускает онлайн-редактор и делает слайды, причем они получаются куда лучше, чем в PowerPoint. Секрет успеха прост: стартап не дает свободы. В систему заложены десятки шаблонов, которые нельзя менять. У пользователя нет никаких инструментов типа «выровнять этот абзац налево», только «изменить общую палитру», «увеличить число столбцов в диаграмме», да тексты с числами прописать. Ещё один плюс — коллекция бесплатных картинок и иконок, даже при запросах на русском языке что-то находит.
В итоге, да, получается хорошо. Чувство вкуса у дизайнеров Beautiful.ai развито лучше, чем у среднего клиента, над шаблоном они работали неделями, а не минутами, вот и результат. Однако чудес не бывает, если пользователь вредит в рамках своей свободы, магия не происходит, слайд остается уродливым. Можно, например, в двух равноценных столбцах в одном ввести текст из одного слова, а в другом — из пары абзацев. Перекос не исправится, красиво не будет.
Где здесь заявленный в домене и пиаре AI, я не вижу. Стартап рассказывает, что софт «чувствует» красоту и стремится к ней. На самом деле, поведение слайда при редактировании определяется жесткими наперед заданными рамками, «первые три элемента в ряд, начиная с четвертого в два ряда, с шестого — три, дальше двенадцатого не давать добавлять». И эти параметры — явно не результат машинного обучения.
Пользователю, впрочем, всё равно. Инструмент выглядит рабочим, следующую презентацию я здесь буду делать, посмотрю, как оно на практике. Пока всё бесплатно, но скоро халява, конечно, кончится, доступ к кнопке «экспорт» только по подписке напрашивается. Инвестиций Beautiful.ai привлек 16 миллионов долларов, успел в этом году уже два раунда организовать.
Ocado
Английский стартап Ocado в 2010 году уже заслуживал хвалебного обзора. Он тогда вышел на IPO и превратился в ориентир для продуктовых онлайн-магазинов мира — вот, такие же как мы, а уже на бирже. Бизнес-модель и продукт стартапа были идентичны московскому Утконосу: пользователь накликивает корзину в веб-интерфейсе или приложении, на следующий день грузовик привозит заказ. Ocado сам занимался закупками и логистикой, работал как классический интернет-магазин, никаких признаков маркетплейса.
На IPO бизнес оценили в миллиард долларов, к концу 2017 капитализация была около двух — справедливая оценка по текущим показателям: лидерство в онлайне, но доля всего порядка процента, если учесть оффлайн рынок. Выручка росла на 10-15 процентов в год, была небольшая прибыль. Для стартапов — образец успеха, среди миллиардных компаний — скука, и консервативная часть портфеля.
И тут мир изменился. Крупные сети осознали, что в доставке будущее, и начали запускать онлайн-витрины всерьез, а не для галочки, как с начала нулевых делали. Для бизнеса Ocado это очень серьезная угроза. Обороты у традиционных игроков больше, закупочные цены, следовательно, ниже; мобильное приложение они рано или поздно напишут красивое; кросс-промо онлайн-оффлайн действительно работает — в долгосрочной перспективе независимому интернет-игроку ловить нечего. Разве что успеть продаться, время мастодонту сэкономить, заключить сделку «Amazon с Whole Foods» наоборот.
Но Ocado придумал способ лучше. Они десять лет в бизнесе, а суть доставки продуктов — управление складом. В автоматизации и поддержке складов Ocado имеет огромный опыт и наработанные технологии. У сетей прямого аналога нет, их логистика работает совсем по-другому, через полки магазинов, — это, собственно, и мешало всегда онлайн-подразделениям. Экспертиза Ocado уникальна или почти уникальна: продуктовые онлайн-ритейлеры такого масштаба если и существуют, то их в мире по пальцам одной руки. И теперь компания продает свой опыт.
Ocado договаривается с торговыми сетями, те строят склад, Ocado его автоматизирует и обслуживает за долю оборота. Партнер экономит годы на набивании шишек, получает зависимость от поставщика на десятилетия, но обгоняет конкурентов — некоторые считают сделку выгодной, контракты заключаются, самый громкий запуск случился весной с американским Kroger.
В результате Ocado из продавца продуктов превращается в IT-бизнес, биржа такие метаморфозы любит. За 2018 год капитализация компании выросла с $2 миллиардов до 7.
OpenClassrooms
Французский образовательный стартап OpenClassrooms не изобрел ничего нового, он просто сделал то, о чем мечтает вся отрасль. Базовый продукт стартапа — курсы на серьезные темы: программирование, дизайн и тому подобное. Студент смотрит десяток видео по пять минут каждое, проходит несколько тестов, сдает домашнее задание — и вот он уже знает основы Scrum или уверенно пишет Hello, world! на Python. Подписка стоит 20 евро в месяц, с урезанной функциональностью можно учиться бесплатно. Под такое описание почти подходит Coursera, есть и менее именитые аналоги, но OpenClassrooms тут не остановился, а сделал два прыжка вперед.
Во-первых, он запустил программу бакалавриата. На той же самой платформе те же самые курсы комбинируются в образовательную траекторию, дополняются дипломными работами, и на выходе — готовый специалист с официальным дипломом о высшем образовании. Качество обучения подтверждает не только французское государство, но и рынок труда: OpenClassrooms гарантирует выпускникам трудоустройство и возвращает деньги, если те не найдут работу по новой специальности. Программа длится год, стоит 300 евро в месяц, в 15 раз дороже обычной подписки, но есть и разница в себестоимости — будущий бакалавр получает еженедельные видеовстречи с персональным куратором. Бонус звучит смешно и по первому впечатлению не должен стоить таких денег, но на самом деле пара часов в неделю, 20 евро в час — вот уже и 200 в месяц, а стартап ещё и зарабатывать должен. Суть продукта, длительность курса, цена с поправкой на уровень зарплат и даже механизм гарантии трудоустройства очень похожи на наш GeekUniversity. Только у нас основной контент — вебинары, а не предзаписанные видео, студенты вопросы задают сразу, а не в конце недели. Но государственный диплом затмевает продуктовые детали, браво французской бюрократии!
Вторая реализованная мечта образовательных проектов — оплата через работодателя. IT-компании партнеры объявляют конкурсы на бесплатное обучение, выбирают лучших по тестам, отправляют их учиться в OpenClassrooms и постепенно перетаскивают к себе. Сэкономить на образовании любят все, желающих поступить много, выбирать есть из кого, студенты получаются толковыми. При этом стоимость обучения даже без оптовых скидок — 3600 евро. Кадровые агентства во Франции за программистов берут больше, а толковость кандидатов не гарантируют. Программа запущена в прошлом году, тестовая группа ещё не выпустилась, но OpenClassrooms уже расширяет эксперимент и подключает новых партнеров.
Стартап потратил 10 миллионов долларов инвестиций и недавно привлек ещё 60. С новыми деньгами он собирается завоевывать англоязычный рынок и новые профессии, на IT свет клином не сошелся.
Hello Alfred
Американский стартап Hello Alfred — очередная попытка освободить человека от домашних дел. Гипотеза стартапа в том, что миллениал уже научился аутсорсить большие задачи, и, например, генеральную уборку в квартире делает аналог Qlean. Проблемы доставляют ничтожные мелочи: отправить посылку, заправить кровать, докупить туалетную бумагу, каждая из них — тьфу и растереть, две минуты, но всё вместе — целое хозяйство, ужас холостяка.
Альфред берет все заботы на себя. «Дворецкий на час» приходит в квартиру раз в неделю, слегка прибирается, покупает продукты по списку, сам делает все мелочи и вызывает аутсорсеров там, где требуется много работы или квалификация. Он не чинит кран на кухне, а вызывает сантехника и встречает его в рабочее время — в любом случае проблема решена. Клиент заплатит мастеру полную цену, но сэкономит во времени и нервах.
Ограничений по задачам нет. Журналист попросил Альфреда выложить 90 книжек на местную Юлу — дворецкий всё сделал и только выставил дополнительный счет за время, в бесплатный лимит не уложился. Такая отзывчивость требует хорошего знания клиента, нельзя работать по инструкции и протоколу «обхода дома», качество работы стартапа сильно пострадает, если в разные недели приходить будут разные люди. Из-за этого Альфред заботится о лояльности исполнителей сильнее, чем принято в новой экономике, все дворецкие — официальные сотрудники со всеми бонусами полной занятости, а не просто какие-то парни, которые стоят рядом и покупают информационные услуги.
Ещё одно отличие от классического убера — любовь к B2B. Стартап договаривается с комплексами аппартаментов о включении в список услуг. Домовладелец получает модный сервис для жильцов и дополнительную лояльность, Альфред — много клиентов в одном месте и экономию времени на дорогу у исполнителя. Сейчас по такой схеме обслуживаются 2/3 всех квартир.
Для частных клиентов сервис стоит 250-300 долларов в месяц в зависимости от города. Все внешние расходы — покупка продуктов или вызов мастера — оплачиваются по чеку. Дополнительный заработок на кешбеках от любимых подрядчиков, наверное, неизбежен, но пока даже инвесторам о нем не рассказывают. С поправкой на московские зарплаты цена подписки выходит 4-5 тысяч рублей — не так уж много за отсутствие хлопот по хозяйству.
Инвестиций Альфред потратил 12 миллионов долларов, ещё 40 получил в последнем раунде. Стартап обслуживает 10 000 квартир, выручка получается 25 миллионов долларов в год.
Автор: Александр Горный