Сегодня мы поздравляем тех, кто проводит по несколько месяцев подряд в тесных помещениях и коридорах, неся напряжённые вахты на глубине десятков и сотен метров. 19 марта — День моряка-подводника. И в честь этого праздника мы хотим вспомнить об уникальной отечественной подводной лодке, которая поставила мировой рекорд скорости в подводном положении. Который не побит до сих пор.
На рубеже 1950—1960-х годов в подводных флотах ведущих военных держав начались бурные перемены: создавались и вводились в строй атомные подводные лодки. В 1954-м был спущен на воду американский Nautilus, в 1957-м — советская К-3 «Ленинский комсомол». При этом развитие и усиление авианосных группировок США требовало создания новых средств борьбы с ними. Традиционные дизельные лодки с торпедным вооружением имели не слишком много шансов прорвать оборону глубокоэшелонированного ордера и всадить залп в борт великану, несущему несколько десятков самолётов. В то время из-за небольшой дальности уверенной стрельбы торпедами лодке пришлось бы всплывать и выставлять над водой перископ чуть ли не внутри периметра боевого охранения авианосца. А для запуска крылатых ракет лодка вообще должна была полностью всплыть.
Поэтому в 1959-м году в СССР началась разработка новой подводной лодки для борьбы с авианосными группировками. Её ключевые характеристики и возможности должны были превышать все существующие образцы. Также на лодке хотели опробовать новые конструктивные решения, технологии и материалы. Этакий демонстратор инноваций.
Проект получил номер 661 и кодовое имя «Анчар». Было принято решение строить лодку из «космического» материала — титана. Таким образом хотели проверить целесообразность применения этого металла в подводном судостроении. Силовая установка — два водо-водяных ядерных реактора мощностью по 177 МВт.
Чтобы повысить шансы на успешный удар по авианосцу, лодку решили вооружить крылатыми ракетами подводного старта. Ей не пришлось бы показываться над водой, что снижало вероятность обнаружения противолодочными самолётами. К тому же дальность полёта крылатых ракет гораздо больше по сравнению с торпедами, так что атаковать авианосный ордер можно издалека.
Походный порядок авианосной ударной группы. В охранении также одна-две ударные подводные лодки
В результате основным оружием проекта 661 стала первая в мире крылатая ракета подводного старта П-70 «Аметист». Титановая хищница несла десять контейнеров с такими ракетами, которые могли запускаться с глубины 30 м. Перед запуском контейнеры заполнялись забортной водой, после чего включался стартовый твердотопливный двигатель, ракета преодолевала толщу воды и набирала крейсерскую высоту. Большую часть маршрута ракета летела на невероятно низкой для тех лет высоте — всего 60 м.
Дальность полёта ракеты — 80 км. Маршевая скорость — 1160 км/ч. Боевая часть — кумулятивно-фугасная (1 тонна) или ядерная (эквивалентная мощность 200 килотонн). Эти ракеты находили цели с помощью активных радиолокационных головок самонаведения.
Дополнительное вооружение — четыре торпедных аппарата с запасом из 12 торпед. Проект получил и новейшее на тот момент радиоэлектронное оборудование:
- общекорабельную систему управления;
- всеширотную навигационную систему;
- систему автоматического управления по глубине и курсу;
- усовершенствованный гидроакустический комплекс;
- систему обнаружения мин;
- перископ со встроенным вычислителем координат.
Проектирование и строительство лодки шли с трудом. Сказывалась новизна решений в сфере силовой установки и конструкции титанового корпуса. Титан сам по себе сложен в обработке, к тому же его поставки периодически прерывались: металл был в дефиците, поскольку требовался и в авиа-, и в ракетостроении. По длине лодка невелика, всего 106 м. Но для советской промышленности создание титанового корпуса стало непростой задачей. Пришлось разрабатывать методику отливки титановых слитков большой массы. На северодвинском заводе «Севмаш», где строилась лодка, была освоена технология сварки титановых сплавов.
Через девять лет после начала проектирования, в 1968 году лодка была спущена на воду, а в строй вступила через два года под номером К-162. Из-за дороговизны титана и трудоёмкости создания элементов конструкции она получилась очень дорогой. Корпус обошёлся примерно в пять-шесть раз дороже сравнимого по размерам корпуса из традиционной для подводных лодок маломагнитной стали. Из-за этого за К-162 чуть ли не официально закрепилось прозвище «Золотая рыбка».
Однако небольшая «рыбка» оказалась невероятно быстрой: высокоэффективные обводы корпуса и мощная силовая установка позволили на ходовых испытаниях достичь в подводном положении скорости 42 узла (около 78 км/ч). Причём силовая установка работала на 80 % мощности. В 1971-м были проведены новые ходовые испытания, на которых мощность силовой установки довели до 97 %. Лодка под водой разогналась до 44,7 узла (почти 83 км/ч). Это до сих пор является мировым рекордом.
Для чего подводной лодке высокая скорость? Даже ракетным подводным крейсерам стратегического назначения, как сегодня называют лодки с межконтинентальными ядерными ракетами, высокая скорость подводного хода может спасти жизнь. Ведь они — самые важные цели в случае начала войны. На них будут вести охоту всеми возможными способами, чтобы потопить до того, как лодки опустошат свои контейнеры, запустив ракеты по территории наиболее вероятного противника.
А К-162 создавалась для борьбы с авианосцами, т. е. с надводными кораблями. Чтобы угнаться за таким противником и выйти на наиболее выгодный ракурс атаки, просто необходимо преимущество в скорости. Даже несмотря на крылатые ракеты. И в 1971 году в Атлантике «Золотая рыбка» продемонстрировала своё превосходство. В течение нескольких часов она издевательски маневрировала вокруг американского авианосца USS Saratoga, который полным ходом в 30 узлов пытался оторваться от преследования.
Но у запредельной быстроты К-162 оказался крайне неприятный побочный эффект. При скорости свыше 35 узлов вокруг корпуса возникали очень сильные турбулентности, из-за них в некоторых отсеках лодки стоял шум на уровне 100 дБ! Настоящий подарок для гидроакустических станций противника — «Золотая рыбка» несётся с воем на всю округу. Так что скоростью приходилось жертвовать ради скрытности перемещения, но всё равно силовая установка К-162 получилась слишком шумной.
Диорама с участием К-162.
В 1978-м лодке дали новый тактический номер — К-222. А в 1984 году её вывели из эксплуатации и поставили на прикол. Других лодок по проекту 661 не появилось. Непомерная стоимость, сложность строительства, огромные затраты дефицитного титана — всё это никак не подходило для серии. К 1980-му окончательно устарели ракеты «Аметист», а перевооружать «Золотую рыбку» было слишком затратно. К тому времени у вероятного противника появились более совершенные средства обнаружения, которые могли загодя засечь лодку, даже если она не сильно спешила.
Однако «Золотая рыбка» во многом выполнила свою задачу: помогла отработать технологии и конструктивные решения, которые легли в основу ряда других проектов. В 2010-м самую быструю в мире убийцу авианосцев утилизировали.
Автор: Mail.Ru Group