Привет! Ранее мы уже публиковали в своем блоге статьи о культовом Mozilla Firefox. Материал ниже — еще один взгляд на судьбу некогда очень популярного браузера.
Если взглянуть на доли рынка популярных настольных браузеров, то выяснится, что Chrome принадлежит почти 70%. То есть 70% Интернета контролируется только одной компанией, причем компанией, которая зарабатывает деньги, продавая данные пользователей и размещая рекламу. Более того, у Google есть огромная мотивация установить как можно больший контроль над веб-стандартами, чтобы увеличить свою прибыль.
Доминирование Google на рынке браузеров приобретает еще более устрашающий вид, если включить в список остальные браузеры на базе Chromium, такие как Edge и Opera. В этом случае доля всех Chromium-браузеров составит более 80%. Ситуация становится еще серьезнее, если включить в рассмотрение мобильные браузеры. Safari, не основанный на Хроме, действительно составляет 25% доли рынка мобильных устройств, если учитывать iPhone. Но если убрать iPhone и оставить только устройства на базе Android, то Firefox (и его форки) — это единственный мобильный браузер, не использующий движок Chromium, и его доля составляет всего 0,5%.
Это создает определенные проблемы, поскольку сейчас только одна компания, Google, контролирует все веб-стандарты, используемые в браузерах. Выходит, что Firefox — это последний шанс использовать браузер, не основанный на Chromium, если у вас нет устройства от Apple. С учетом всего вышесказанного, Firefox оказался в затруднительном положении и с каждым днем продолжает терять позиции.
Одна из главных проблем заключается в том, что Firefox рекламирует себя как уважающий частную жизнь и не собирающий данные пользователей браузер. Однако на самом деле Firefox из коробки кое-что собирает. Например, Firefox запрашивает у Google данные о безопасности сайтов, которые вы собираетесь посетить. Кроме того, Google пингуется, чтобы получить данные о вашем местоположении, что особенно глупо, учитывая, что у Mozilla есть своя собственная служба геолокации, которая при этом не используется в Firefox. Кроме того, Firefox имеет функцию Firefox Suggest, которая предлагает сайты, пока Вы набираете текст в строке URL. При этом каждое ваше нажатие отправляется на сервера Mozilla.
Еще одна свежая проблема заключается в том, что большинство людей не очень тепло приняли последний редизайн Firefox. А если быть до конца честным, он настолько не понравился пользователям, что о нем стали делать мемы. А новый логотип в феврале 2021 года породил целую волну шуток о чересчур минималистичных логотипах современных компаний. Однако, если сравнить долю рынка Firefox в июне 2021 года, когда был добавлен новый дизайн, с февральской, то окажется, что снизилась она всего на 0.2%, а всего через месяц после смены дизайна она даже подросла на 0.5%. Поэтому говорить, что редизайн сильно повлиял на долю Firefox, было бы слишком смело. Очередная переоцененная глупость, которая, в сущности, проблемой не является.
Тем не менее, существует еще одна проблема, на сей раз реальная, и о ней необходимо сказать пару слов — это основной источник финансирования Mozilla. Основным инвестором является ее главный конкурент. Несмотря на сокращения персонала в 2020 году, доходы Mozilla и не думают сокращаться. Загвоздка лишь в том, что 86% доходов Mozilla поступает от Google. Google — поисковая система по умолчанию, а это в корне неправильно, учитывая, что Google выступает против всего, за что ратует Mozilla. Второй источник дохода Firefox — Pocket, отвратительная гадость, которая забивает новые вкладки браузера «рекомендуемыми» статьями, которые никому не интересны, а также спонсируемыми постами. Эту опцию легко отключить, но сам факт ее наличия делает Firefox больше похожим на какой-нибудь Microsoft Edge, чем на браузер с открытым исходным кодом.
Возвращаясь к партнерству с Google, скажу, что это плохо, потому что это противоречит принципам Mozilla. Именно эти принципы заставляют меня надеяться на то, что Mozilla вернет себе долю рынка конца 2000-х годов. Эти принципы перечислены в Манифесте Mozilla, и в основном они касаются того, что Интернет сейчас является неотъемлемой частью жизни, поэтому он должен оставаться открытым и доступным для всех, а такие вещи, как безопасность и конфиденциальность, являются неотъемлемым правом каждого пользователя и не должны рассматриваться как опциональные.
Даже несмотря на все проблемы, которые мы только что озвучили, Firefox все еще является отличным браузером и имеет множество классных возможностей. Например, у Firefox есть множество инструментов для обеспечения конфиденциальности, которые по умолчанию просто отключены. В настоящее время в нем есть функция Total Cookie Protection, которая изолирует куки на определенных сайтах, чтобы предотвратить межсайтовое отслеживание. Кроме того, несмотря на то, что он собирает незначительное количество данных о вас, он не продает их. Все собранные браузером данные используются исключительно для улучшения Firefox (за исключением запросов к Google). У Firefox также есть множество современных фич, которые автоматически ставят его на голову выше любого другого браузера. Например, это синхронизация учетных записей, режим picture-in-picture, Pocket для сохранения статей, (если вас, конечно, не смущает реклама на домашней странице), некоторые инструменты кастомизации и даже встроенная утилита для создания скриншотов, которая может делать снимки целых веб-страниц — я очень часто использую ее для создания видео.
Еще одна замечательная функция, о которой почти никто не говорит, — Multi-Account Containers. Это расширение, которое можно загрузить из репозитория Mozilla, позволяет изолировать веб-сайты. Очень удобно, если на каком-то сайте у вас сразу несколько учетных записей. Кроме того, с помощью этих контейнеров можно изолировать отдельные задачи. Например, некоторые коммерческие сайты меняют цены на основании ваших данных, чтобы увеличить свою прибыль. Чтобы предотвратить отслеживание такого рода, достаточно использовать контейнер для изолированного просмотра. В Firefox даже есть специализированное расширение для контейнеризации Facebook, чтобы помешать ему собирать любые данные, связанные с вами, за пределами контейнера.
Но главное преимущество Firefox сейчас заключается в том, что пользуясь им, вы препятствуете монополии Google в Интернете. Да, с учетом мизерной доли рынка, занимаемой Firefox, есть риск, что разработчики поленились оптимизировать сайты для вашего браузера. Именно поэтому даже широко распространенные веб-приложения, например, Microsoft Teams, имеют ряд проблем с производительностью, присущих только Firefox.
Если вам интересны подробности, я рекомендую посмотреть видео о том, почему Firefox важен для будущего открытого Интернета. Содержание видео в двух словах: Google имеет слишком большой контроль над Интернетом, Safari застопорился и заглох, превратившись в новый Internet Explorer, а Firefox — это наша последняя надежда.
Что еще почитать по теме:
Автор:
omyhosts