На Хабре уже писали о том, что IBM Watson научился составлять рецепты, получил медицинское образование, и опробовал себя в роли продавца-консультанта. Само собой, все это были только тестовые проекты, которые служили как для обучения системы IBM Watson, так и для проверки возможностей суперкомпьютера.
И не так давно корпорация IBM открыла ресурсы суперкомпьютера Watson для сторонних разработчиков. В результате планировалось получить разнообразнейшие проекты, где в полной мере используются возможности IBM Watson. Некоторые идеи уже реализованы, и ниже приведены примеры наиболее интересных проектов.
Персонализированное лечение рака мозга
В Нью-Йоркском центре по исследованию генома проводится большая работа по персонализированному лечению одной из наиболее опасных разновидностей рака
Рак – это сложное заболевание, лечение которого осложняется двумя большими препятствиями. Во-первых, может получиться так, что в поисках эффективного метода лечения пациентам придется пробовать разные варианты, теряя время. Во-вторых, онкологи просто не успевают знакомиться с лавиной данных по раку даже определенного типа, не говоря уже о дополнительных данных о необычных разновидностях заболевания, и, тем более, данных о геноме конкретного пациента.
Врач может быть весьма способным специалистом, но вместить всю информацию, которая может помочь конкретному пациенту,
Возможности суперкомпьютера «заточены» для работы с Big Data, огромными неструктурированными массивами информации. В данном случае это анализ сотен тысяч медицинских свидетельств (около 600 тысяч), а также данных по геному пациента. Плюс ко всему, система анализирует биомедицинскую литературу и данные по соответствующим лекарствам.
При помощи IBM Watson врачи получают нужную информацию, после проведения анализа терабайт и терабайт данных системой, и используют эту информацию для персонализированного лечения пациента. IBM Watson «обучается» на каждом из случаев, получая все новые и новые данные, которые могут помочь для лечения других пациентов.
Каждому пациенту при помощи IBM Watson предлагается персонализированный курс лечения, который направлен на те факторы, которые и привели к развитию раковой опухоли у конкретного человека, с учетом его генома. Это позволяет увеличить шансы на успешное выздоровление, и каждый новый случай еще больше повышает такую вероятность.
Исследования рынка
Компания Nielsen, которую не раз упоминали на Хабре, проводит тщательный и разносторонний анализ рынка, помогая улучшить понимание потребностей потребителей, увидеть различные тенденции, и спрогнозировать развитие различных сегментов рынка.
Само собой, рынок весьма динамичен, и то, что было актуальным вчера, уже не годится сегодня. Каждый день нужно анализировать огромные массивы данных, для получения реальной ситуационной картины. Как и в случае с медицинскими исследованиями, в рыночной сфере нужно не просто иметь какие-то базы данных, но и анализировать их, для получения структурированной информации, которая может служить для построения объективной картины рынка. Все это — работа с Big Data в чистом виде. После открытия ресурсов IBM Watson для сторонних разработчиков/компаний, руководство Nielsen решило попробовать поработать с суперкомпьютером. Пока все идет гладко.
«Компания IBM благодаря разработке IBM Watson занимается активным сбором неструктурированных данных. А мы в компании Nielsen собираем больше структурированных данных, чем кто-либо другой. Сочетание этих двух подходов действительно позволяет многое изменить», — говорит Пол Донато,
исполнительный вице-президент и директор по проведению исследований Nielsen.
Watson может быстро показать изменения в определенном сегменте рынка, включая предпочтения покупателей из различных регионов, ценовые предпочтения клиентов определенных компаний для определенных продуктов и прочую подобную информацию, включая факторы, которые на все это влияют. Система делает прогнозы на многие годы вперед. Результаты такой работы позволяют компаниям работать со своими клиентами более эффективно, лучше понимая желания клиентов и динамику рынка в целом.
Работа с зоопарками
Нет, система IBM Watson пока не может следить и ухаживать за животными в зоопарках. И в данном случае речь идет о прогнозах по работе зоопарка с помощью решений IBM для работы с Большими данными и средствами аналитики, включая предпочтения посетителей, объемы закупок инвентаря, питания для животных, объемы работ по обслуживанию зоопарка и найм рабочей силы.
До начала работы работа руководства зоопарка/аквариума Point Defiance основывалась на предположениях о том, сколько посетителей придет в зоопарк в каждый конкретный день. Само собой, прогнозы, сделанные даже опытным человеком, работником указанной сферы, могут быть весьма далеки от реальности, поскольку человек не может учесть больше, чем определенное количество факторов.
Теперь прогнозы с IBM учитывают количество чекинов потенциальных и текущих посетителей в социальных сетях, упоминания названия зоопарка на различных ресурсах, прогноз погоды и многое другое. Эта информация помогает предугадывать потребности посетителей и принимать более эффективные бизнес-решения.
«Благодаря аналитике мы смогли изменить свою работу практически во всех подразделениях», — Донна Пауэл,
коммерческий директор зоопарка и аквариума Point Defiance. И эти изменения довольно заметны (pdf):
- Рост продаж билетов после начала работы составил 700%;
- Сокращение ежегодных расходов на персонал за счет более дальновидного планирования на основе данных – 10% (т.е. минус 10 процентов);
- В 3 раза больше новых участников программы лояльности благодаря быстрому созданию и проведению целевых маркетинговых кампаний;
В общем и целом, возможности IBM Watson позволяют системе работать и на благо банковской сферы, и в музыкальной индустрии, равно как и в сфере проектирования и производства электроники. Об этом чуть позже будет опубликована еще одна статья.
Автор: marks