И снова на связи Хакеркаст RusValley.com (коллективный блог обитателей Кремниевой долины). В очередном нашем выпуске общаемся с обаятельной и влиятельной женщиной Кремниевой долины – Анной Дворниковой, недавно получившей почётную награду Silicon Valley Women of Influence 2014, наряду с другими выдающимися женщинами-резидентами Кремниевой долины (всего 100).
Анна является президентом бизнес-ассоциации AmBAR, организатором инвест-предпринимательской конференции SVOD и управляющим партнером фонда TEC Ventures.
В этом выпуске мы обсудили:
— Что такое инвест-предпринимательская конференция SVOD (Silicon Valley Open Doors)
— Что получают стартапы от конференции, если они не намерены оставаться в Долине
— Какие стартапы выстрелили после выступления на SVOD
— Как идея “свода нужных людей” превратилась в международную платформу
— Звездные гости SVOD 2014 — Джордж Закари (раниий инвестор Twitter), Альфред Лин (партнёр Sequoia Capital, главного инвестора WhatsApp), Трип Хокинс (основатель Electronic Arts) и другие (полный список на svod.org)
— Бизнес-ассоциация AmBAR — экосистема для русскоговорящих профессионалов в Америке и за её пределами
— Кому Анна благодарна за награду Silicon Valley Women of Influence
— Куда инвестирует фонд TEC Ventures
— Голодные рабочие будни стартапа SupportMe
— Неизвестная история о Paypal
— Неудачи — залог успеха
— Отсутствие фокусировки российских стартаперов
Текст интервью:
Алекс: Всем привет. Это хакеркаст RusValley при поддержке Американской Бизнес-Ассоциации Русскоговорящих Профессионалов AmBAR. И с вами ведущие подкаста – Алекс Ерохин, Иван Цыбаев и Александр Процюк.
Сегодня у нас гостях Анна Дворникова, президент Американской Бизнес-Ассоциации Русскоговорящих Профессионалов AmBAR и основатель ежегодной инвест-предпринимательской конференции SVOD. А также управляющий партнер венчурного фонда Tec Ventures. Добрый день, Анна.
Анна: Добрый день, ребята.
Алекс: Пожалуй, начнем с вопросов о конференции SVOD. Анна, напомните в нескольких словах нашим слушателям, что такое SVOD, и что скрывается за словами инвест-предпринимательская конференция?
Анна: Расшифровка SVOD – открытые двери в Кремниевую долину. Изначально, идея заключалась в том, чтобы служить неким трамплином международным стартапам в Долине. Привозить стартапы, показывать их инвесторам и знакомить с местными предпринимателями. Чтобы эти компании находили здесь для себя партнеров, инвесторов, маркетологов, адвокатов, людей, которые занимаются продажами. Всех профессионалов, которые участвуют в системе построения технологического стартапа.
Изначально (поскольку мы – русские), стартапы приезжали из России, Украины и стран бывшего СССР. Но, со временем, начали презжать компании из Израиля, Канады, Великобритании и других стран. В дальнейшем SVOD стал своеобразными трамплином в поисках финансирования и партнеров не только для международных компаний, но и для местных стартапов.
Для нас это было неким успехом, поскольку наша основная специализация была на компаниях, которые приезжают из-за пределов Долины. Но сейчас конференция стала настолько популярной, что многие местные компании, основанные студентами Стенфорда и Бэркли приходят на конференцию, выступают перед аудиторией инвесторов, чтобы получить финансирование.
Что мы делаем для этого и как мы к этому пришли?
Мы приглашаем ТОПовых инвесторов из ТОПовых фондов Долины приходить и смотреть на стартапы. Что здесь важно для инвесторов? Во-первых, они смотрят, что происходят в Долине и за ее пределами — держат руку на нашем пульсе. Для них мы сделали некий pipeline, т.е. мы специально отбираем компании, которые им интересны. Следовательно, они из года в год приходят на SVOD и получают информацию о новых стартапах, которые они до этого не видели. Такой взаимовыгодный обмен. А с другой стороны, приезжают предприниматели, чтобы знакомиться с инвесторами. Вот и получается инвест-предпринимательская конференция.
Иван: То есть, конференция расшифровывается Silicon Valley Open Doоrs. А ведь в России больше говорят – Кремниевая Долина, а здесь в Долине, чаще говорят – Силиконовая. И на эту тему очень много холиваров.
Анна: Это правда, но не имеет большого значения. Кроме того, SVOD — это бизнес-конференция. Это не про политику… это только про бизнес. Мы рады видеть ребят из любой точки мира, если они делают интересный продукт или сервис и считают, что их сервис или продукт могут быть глобальными. А также, если они хотят понять, насколько потенциально интересно то, что они делают.
Например, у нас были компании, которые не являются нашей целевой аудиторией. Компании, которые хотят после конференции вернуться в свою страну и открыть там бизнес. Тем не менее, они приезжают на SVOD и получают от инвестора мнение о том, насколько то, что они делают, правильно. Общаясь в аудитории, они получают новые советы и идеи. Возвращаются назад с новым мировозрением и полностью меняют либо продукт, либо направление бизнеса, что тоже очень важно.
Когда ты крутишься в своем маленьком окружении, ты не понимаешь, что происходит за его пределами. А приезжая на SVOD, ребята начинают видеть глобальную картину и понимать, куда двигать компанию.
Также очень важно, что SVOD — бутиковая конференция. В том смысле, что на SVOD-е собирается до тысячи человек, и поэтому любой участник имеет возможность (если он достаточно активен) пообщаться со всеми, кто присутствует на конференции. С выступающими, с инвесторами, со своими коллегами в аудитории. Обычно, когда ты приходишь на большие конференции (от 4 тыс. человек), ты не имеешь возможности поговорить со всеми и, в том числе, с выступающими, т.к. их чаще всего уводят со сцены после выступления.
Иван: Ну да. Я заметил, что на SVOD очень легко пообщаться со многими спикерами или специальными гостями. А, например, на TechCrunch Disrupt, где я был, когда выступали Марк Цукерберг и Мариса Майер, такой возможности не было. После выступления они сразу удалились за кулисы.
Анна: Конечно. У нас ты можешь 2-3 слова сказать о своей компании, обменяться визитной карточкой или назначить встречу. И опять же, если ты достаточно активен, то сможешь со всеми участниками пообщаться, познакомиться и продолжить взаимодействие. SVOD — это про то, чтобы устанавливать контакты и связи.
Иван: А можно пару слов про российские стартапы, которые приезжали на конференцию SVOD и выстрелили? Например, Zingaya. Какие еще?
Анна: Еще WikiMart, OkToGo — это все стартапы, первые выступления которых происходили на нашей конференции.
Алекс: OkToGo — это тревел-стартап, конкурент небезызвестному Островок.ру, насколько я помню?
Анна: Да, ты прав.
Иван: Я еще добавлю про EverNote. Я встречался с его СЕО и основателем, Филом Либиным. Он сказал, что участие в SVOD было важным этапом в жизни стартапа и помогло взлететь.
Анна: Ну да. Они как раз выступали на первом SVOD, это была компания из России, и получилось так, что инвестор (Тройка Диалог) их заметил и, в последствии, проинвестировал.
Алекс: У меня вопрос, Анна. Какая была первоначальная идея конференции SVOD, и во что она трансформировалась со временем?
Анна: Основная идея была каким-то образом создать инфраструктуру, чтобы помогать предпринимателям находить инвесторов в Долине. Представьте себе, 2005 год, 10 лет назад. Исторически были стартапы из России и Украины. Но произошла эволюция, и конференция стала более известной. Стали заметны истории успеха, и, соответственно, стали приходить компании не только из стран бывшего СССР, но и из Европы, Канады и даже стартапы из Долины.
Иван: В этом году, насколько я знаю, в числе гостей – СЕО из Electronic Arts, Эндрю Уилсон. Как будут проходить выступления? Кто еще из интересных гостей будет?
Анна: Мы конференцию строим по-разному, поэтому очень часто бывает, что выступление проходит просто в формате разговора с приглашенным гостем. Иногда бывает, что разговориваем на заранее определенную тему. И смотрите, как строится вся конференция.
Основная идея — это выступление стартапов перед аудиторией венчурных капиталистов. Мы отбираем стартапы, порядка двадцати. Обычно это очень тяжело, потому что идет большой поток заявок. Опять же, в чем была эволюция конференции — сначала было очень мало заявок от компаний, которые знали про SVOD и подавали заявки, и качество их было не самым высоким. А сейчас мы видим поток очень интересных компаний. И порой очень тяжело отобрать эти 20 заявок. Но программа построена так, что больше мы просто взять не можем.
Дальше мы приглашаем ТОПовых инвесторов и успешных предпринимателей рассказать о том, как они дошли до жизни такой, какие тренды существуют. Просим их рассказать, что происходит в той области, в которой они работают, что ждет эту область, как они видят дальнейшее развитие. Вот тот же Фил Либин (CEO Evernote, компании которая стоит 2млрд. сейчас) пришел и рассказал, как он строит компанию, как он видит свою роль как СЕО, что бы он посоветовал другим предпринимателям.
То же самое у нас было, когда к нам приходил Макс Левчин (основатель PayPal). И очень часто ребятам это дает представление о том, что за инвесторы сидят в аудитории. Кстати, PayPal была продана eBay за 1.5млрд. и сейчас Макс сидит в совете директоров Yahoo. Он также основатель компании Yelp и многих других компаний. Сейчас Макс уже ангел-инвестор.
Поэтому, когда идет разговор с инвестором на сцене, предприниматели понимают, что этот инвестор из себя представляет, какие у него интересы, какой у него фокус деятельности. Потому что у каждого инвестора есть свой фокус. Они не занимаются “всем”.
Также в разговоре с предпринимателем важно увидеть, что этот человек когда-то был таким же как и ты. Понять, кем он стал сейчас, что произошло, что для него было важно в этой жизни. Сравнить свой путь и видение с видением этого человека. Такие дискуссии очень популярны и помогают продвигатся ребятам дальше по жизни.
Иван: Кто у нас приходит в этом году?
Анна: Из инвесторов Джордж Захари, управлявляющий партнер венчурного фонда Charles River Ventures, который входит в Midas list (Список 100 самых крутых венчурных инвесторов). Он – первый инвестор в компании Twitter,Yammer и нескольких других. У него есть особое чутье на стартапы. На ребят, которые в последствии будут успешны.
Например, в истории с Twitter: он вкладывал деньги еще в предыдущую компанию, которая была до Твиттера. То есть, он вложил в ребят-предпринимателей. И эта компания не была успешной. Ребята – молодцы, вовремя это поняли и решили вернуть деньги инвесторам. И все инвесторы деньги взяли, а Джордж не стал забирать. Он подбодрил ребят и сказал, что у них точно что-нибудь получится. Попросил их оставить его $100 тыс. и сделать что-нибудь еще. А следующим их проектом был Твиттер.
Какая у нас с ним будет дискуссия? Мы поговорим, что такое успешная инвестиция в стартапы на ранней стадии: удача, знания или какое-то особое видение. Мое личное мнение – это нечто среднее между всем этим. Нопосмотрим, что ответит Джордж.
К нам также приходит выступать Алфред Вин, партнер фонда Sequoia Capital, член совета директоров Airbnb, Qiwi и некоторых других кампаний. И он также был председателем совета директоров и CEO Zappos. И вот с Альфредом мы будем говорить о будущем consumer internet, что происходит в этой области. К нему наверняка будем масса других вопросов у модератора, но вот это – основная тема.
Иван: Понятно. Гости подберутся очень топовые, очень именитые, можно будет с ними пообщаться без проблем после их выступления.
Алекс: Анна, скажите, а чем занимается организация AmBAR и что делаете непосредственно Вы?
Анна: AmBAR – это немного другое. Это экосистема русскоговорящих профессионалов. Замысел был – объединить русскоговорящих профессионалов, индустрии и технологии в Долине. Но идея разрослась и вылилась в такое международное движение и международную платформу.
Идея AmBAR не нова. Она была на поверхности. В Долине практически любая нация имеет свою ассоциацию. Наверное, №1 – это ассоциация индусов, так называемая Тай.
Иван: Да, есть у индусов, немцев, у скандинавов. У скандинавов смешно называется Silicon Valley Vikings – викинги силиконовой долины.
Анна: Абсолютно у всех. Но если смотреть объективно, AmBAR, наверное, №2 после Тай. Самая мощная группа.
Иван: Так русских много в Силиконовой долине. По данным последнего опроса, русских почти столько же, даже чуть больше оказалось, чем индусов, к удивлению многих.
Анна: Так вот, идея – создать некую платформу, на которой народ мог бы общаться о бизнесе. Бывают разные интересные выступающие, но основа – о бизнесе.
Алекс: Очень интересно на самом деле. У меня еще есть информация, что вы получили награду Silicon Valley Woman of Influence. Поздравляем вас с этим. Что означает такое признание? Как вы можете охарактеризовать вклад женщин в IT?
Анна: Спасибо. Для меня было большой неожиданностью и большой честью, что такой известный журнал в Долине (Silicon Valley Business Journal – прим. ред.) признал меня одной из самых влиятельных женщин в долине. Для меня это не только личная награда, но и награда для всей команды. Особенно она важна, так как показывает, что работа всей нашей команды многого стоит, и что мы делаем, в общем, правильные вещи.
Я бы никогда не получила награды, если бы рядом со мной не было людей, с которыми мы вместе двигаем и АmBAR, и SVOD, и TecVentures. Это мой партнер Стас Кирман, который уже много много лет со мной работает во всех проектах. И Таня Федорова, которая недавно влилась как СЕО AmBAR и стала основой нашей команды. Конечно, очень приятно такое признание. Особенно приятно потому, что гораздо больше людей узнало о том, что мы делаем. Мы движемся в правильном направлении.
Алекс: На самом деле, команда очень важна, по себе знаю. Я вот придерживаюсь мнения, что нужно делегировать, делиться своим видением, своими целями. И люди, которые верят в то же, могут присоединиться к тебе и стать твоей командой. Опираясь на это, я собираю команду в getStart.me.
Анна: Именно так. Очень много людей проходят через наши организации. И, в большинстве случаев, остаются только те люди, которые разделяют с тобой твое видение и твои цели, жизненные принципы. И каждый специализируется на своем, у каждого есть сильные стороны, и стороны эти – комплиментарны. Поэтому создалась такая замечательная команда.
Александр: Анна, мы еще не затронули тему про ваш фонд. Расскажи пожалуйста, куда вы ивестируете и какие у вас проекты?
Анна: Фонд называется TecVentures и мы инвестируем в стартапы на самой ранней стадии развития. Идея такая – компания должна обязательно находиться в Долине. Больше всего мы можем помочь местной компании, поскольку мы здесь, и компания здесь. Но основатель не обязательно должен быть из Америки – Европа, Россия, Индия, Китай, нам совершенно не важно.
Есть одна компания, основатель которой – русскоговорящий молодой человек, которого родители увезли в Новую Зеландию. Он вырос там, приехал потом в Стенфорд получать бизнес-образование. До этого у него была уже компания, которую он продал. И меня абсолютно подкупило то, на что он потратил деньги, полученные от продажи компании. Купил родителям дом и оплатил образование в Стенфорде. Это сразу говорит о том, что для человека важно в жизни.
Ему пришла идея создать проект, который сейчас называется Transcribe Me. Мы с ним познакомились уже здесь в Долине. Пообщались, поработали, посмотрели, как он и его команда развивается, какой у них прогресс. Нам очень понравилась команда и то, что они делают, и мы их проинвестировали.
Я, в основном, общаясь с компаниями, смотрю на людей. Пытаюсь понять, насколько эти люди могут чего-то добиться. Мне кажется, это самое главное. У тебя может быть потрясающая идея, великолепный продукт. Но если ты не можешь продолевать сложности, если ты не лидер, если у тебя нет видения будущего, если ты не можешь быть гибким в разных обстоятельствах, очень сложно чего-то добиться. С одной стороны, быть гибким, а с другой стороны, четко видеть, куда ты идешь. Видеть и четко следовать тому, во что ты веришь.
Алекс: То есть, “вижу цель – не вижу препятствий”.
Анна: Препятствия будут всегда. Одно заканчивается, другое начинается. Тут важно умение их проодолевать.
Иван: Тут вспоминается картинка о пути к успеху. Мы думаем, что это – прямая линия в гору, а на самом деле – овраги, горы и препятствия.
Анна: Да, на самом деле, это очень большая работа. Вот мы были первыми инвесторами в компании Support Me, основатель – женщина. Мы проинвестировали, все было хорошо, но дальше компания умирала. Продукт сделан замечательно, нужно было поднимать следующие деньги, но ничего не шло. Масса причин может быть в таких ситуациях.
Руководитель выступала на разных конференциях, конкурсах, и все говорили – совершенно замечательная идея. Мы, естественно, поддерживали, как могли. Дошло до того, что она случайно призналась мне в разговоре, что готова подавать на гос.поддержку. В Америке люди, которым нечего есть, подают заявку и получают поддержку государства, карточки на еду.
Она все деньги вложила, а компания была на грани полного закрытия. Работала нон-стоп, я не знаю, когда она спала. В любое время дня и ночи я могла позвонить, и она мне отвечала. Видно было, что она работала. А недавно компания подняла больше миллиона долларов, хотя изначально нацеливались на 750 тысяч. И многим еще пришлось отказать, просто топовые инвесторы вложили деньги.
Алекс: Какой-то успех на грани фола. Но дожала девушка.
Анна: Очень часто так бывает. У нас в AmBAR и TechСlub есть ассоциация, направленная на объединение бизнес-интересов. И мы очень часто устраиваем мини-выступления перед инвесторами. Также приходят интересные ребята-предприниматели, рассказывают про свою судьбу, успехи. Нет ни одной компании, которая не пережила бы кризисные времена. Возьмите хотя бы Левчина с Paypal – они практически загибались, спали в офисе. Любую, абсолютно любую компанию возьмите – там будет история.
Иван: Интересная история про Paypal, кстати. Якобы, собрались закрывать компанию. Вся команда села, решают вопрос о закрытии. И один сотрудник говорит: “Cейчас вроде бы идет позитивный тренд от какой-то компании, называется E-B-A-Y. Давайте еще месяц с ними поработаем и посмотрим как пойдет”. И они не закрыли компанию, и у них пошло сотрудничество. А потом их купили за 1.5 млрд.
Анна: Очень интересно. Никогда не слышала про эту историю. Макс приходил к нам в 2005, у нас даже есть запись вот этого выступления. Совершенно потрясающее. Хотя не помню, чтобы он про это говорил. Да, постоянно подобные истории случаются.
Александр: То есть если все хорошо, то, скорее всего, у тебя неработающий бизнес, и ты не продашь его за полтора миллиарда. И вообще, жди трудностей, если ты хочешь создать хороший стартап.
Анна: Ты знаешь, здесь, наверное, важно какое-то чутье и вера. Есть что-то, во что ты яро веришь, в разумных пределах, конечно. Ведь есть масса людей с изначально неосуществимимы идеями. Если ты – разумный человек, очень-очень веришь, много-много вкладываешь, то это обязательно выстреливает. Звезды так складываются, ты работаешь, работаешь, работаешь и думаешь: все, вот все, больше сил нет – и в этот момент обязательно что-то происходит. Но чтобы это произошло, необходимо вложить невероятные усилия. У меня так происходит.
Алекс: У меня назрел вопрос про успехи и неудачи. Я слышал, что в Долине очень легко делятся своими неудачами. И в этом – залог успеха. Не бояться поделиться с людьми, обсудить, услышать советы и т.д. Российские предприниматели только приходят к этому. Как вы можете прокоментировать это? Так ли это вообще?
Анна: Я думаю, что человек, у которого не было неудач в жизни… опять же не хочу одной меркой… это несостоявшийся человек. Мы, только проходя через неудачи и сложности, можем чего-то добиться. И в Долине к этому абсолютно правильно относятся. Человек, пройдя через неудачи, получил опыт и явно сделал какие-то выводы. Делая свою следующую компанию он будет основываться на этом опыте, выводах, и не сделает этих ошибок.
Кого любят брать на работу? Конечно, берут ребят из университетов… Но ценится опыт. А опыт приходит с годами. Именно когда человек прошел через многие трудности и неудачи. Это совершенно естественно. Не нужно стесняться, что в жизни были неудачи. Это здорово, если ты сумел их преодолеть.
Александр: Здесь в Долине уже спрашивают – сколько компаний ты завалил.
Анна: Да, вот Левчин. Paypal – кажется, пятая его компания.
Алекс: Я слышал где-то высказываение: “твоя пятая компания будет успешной”. Если ты делаешь 1 компанию в месяц, добьешься успеха через 5 месяцев. А если каждую неделю – то через 5 недель.
Анна: Делать по 1-й компании в неделю — это маловероятно. Затрону такую тему: в России ребята делают стартап, потом еще что-то делают. Распыляются. Иметь несколько стартапов – это здорово. Но для инвестора – это красный флаг. Если ты делаешь стартап, ты должен быть сфокусирован на 200 процентов. Если это 25-ый стартап, то может быть, если ты в инкубаторе – другое дело. Но если ты молодой предприниматель, и у тебя есть идея, то этой идеей нужно заниматься денно и нощно. Ничего другого тебя не должно волновать. Компания, которую ты делаешь раз в неделю – несерьезно.
Александр: Тот кейс с девушкой–руководителем, которой нечего было кушать… Вот как делают у нас в России, мои знакомые и коллеги. Они работают в веб-студиях, зарабатывают деньги, и эти деньги инвестируют в стартапы. Ты считаешь, что это распыление?
Анна: Если коротко, то – да. Жизнь, опять же, бывает разная, приходится крутиться, делать кучу других дел. Но, конечно, ты не можешь на 200% сфокусироваться на стартапе. Может, он когда-нибудь и выстрелит… Но обязательно появится кто-то, кто будет бежать и заниматься этим круглые сутки, и он тебя просто опередит.
Александр: То есть, рецепт – быстро учиться зарабатывать или идти за инвестицией в венчурный фонд?
Анна: И то и другое. Венчурный фонд – это не благотворительная организация, он смотрит на то, как быстро ты можешь зарабатывать. Опять же, ты можешь зарабатывать сегодня или в будущем, но это должно быть очень-очень вероятно.
Алекс: Спасибо вам, Анна. Была очень интересная беседа, надеюсь, скоро увидимся на конференции в Июне.
Анна: Обязательно приезжайте в июне. Будет наша конференция SVOD 11-12 июня в музее компьютерной истории, кстати. Так что можно пойти, музей посмотреть ко всему прочему.
Александр: Я вот разговариваю с коллегами и мне многие говорят: “обязательно приеду на SVOD, там такая уже привычная тусовка клевая, можно знакомых новых найти.
Анна: Да, давайте, ребята. Ждем вас и всех слушателей 11-12 числа. Будем очень рады всех видеть. И надеемся, что SVOD вам тоже всем принесет успех.
Спасибо за внимание и за позитивный фидбек. Подписывайтесь на наш блог на Хабре, Twitter, Facebook, Google+, VK, YouTube-канал, чтобы следить за обновлениями из Кремниевой долины. Предыдущие посты можно посмотреть на RusValley.com.
Автор: yerokh1n