Куда пойти учиться: рейтинг вузов на базе ссылочного ранжирования

в 11:07, , рубрики: Блог компании ALTWeb Group

image

Мы уже рассказывали про эволюцию ранжирования сайтов, причины и историю появления PR, ТиЦ, Browserank. Имевшее изначальный смысл повышения качества поиска, это явление со временем приобрело коммерческую ценность. Так развилась целая отрасль цифровой индустрии. Из нашего предыдущего поста вы знаете, что у любого ранжирования истоки начинаются в науке. Поскольку объем научных данных — это тоже тексты и цитирования, не удивительно, что наука предложила такие инструменты оценки собственной эффективности, как наукометрия, библиометрия и вебометрика. О последней нам и хотелось бы рассказать сегодня, поскольку она ранжирует научные и учебные заведения по схожим с PR принципам. Приятного чтения!

Понятие вебометрики

Чтобы не возникло путаницы, сразу обозначим различия в терминах. Следует различать, например, информатику и инфометрику (узнать больше вы сможете по ссылкам в конце поста), а также собственно тему нашего сегодняшнего текста, саму вебометрику:

Вебоме́трика (англ. webometrics) как раздел информатики, посвященный изучению количественных аспектов конструирования и использования информационных ресурсов, структур и технологий применительно к Всемирной паутине.

Вебометрика (Webometrix.info) — сайт проекта, посвященного ранжированию научных и образовательных заведений.

Вебометрика как проект

Проект реализуется исследовательской группой Cybermetrics Lab сформированной Испанским Национальным Исследовательским Институтом крупнейшим в Испании и третьим по значимости в Европе.

Руководителем группы является Исидро Агийо — если посмотреть на его профиль на Google Академия можно на живом примере увидеть индекс цитируемости и другие научные индексы для данного научного деятеля:

Куда пойти учиться: рейтинг вузов на базе ссылочного ранжирования

Основными направлениями работы исследовательской группы являются анализ академической активности на мировых и региональных интернет-ресурсах, оценка масштабов цифрового занавеса (digital divide) между североамериканскими и европейскими университетами высокого уровня, а также развитие методов учета для обнародованных в онлайн архивных документов.

С 2004 года проект ежегодно публикует рейтинг университетов мира исходя из набора факторов, которые подсчитываются по весьма схожим с моделями PR и другими механизмами ранжирования в сети. Основные данные для анализа берутся из данных, присутствующих об образовательном учреждении во всемирной сети.

Куда пойти учиться: рейтинг вузов на базе ссылочного ранжирования

Другие рейтинги

Также проект ведёт учёт статуса и для других учреждений:

Это не единственный индекс, существуют и другие, например, журналов US News & World Report (США) и The Times Higher Education, компании QS (Великобритания), Шанхайский рейтинг — но они привязаны либо непосредственно к английскому языку, либо только к элитному сегменту образования, в то время как Вебометрика анализирует порядка 20 тысяч вузов по всему миру.

Методология Вебометрики

Рейтинг учитывает четыре параметра, у каждого из которых свой вес. Первый — популярность сайта (количество ссылок на него извне), это самый важный параметр, его вес в общей оценке — 50 процентов. Три оставшиеся показателя с общим весом 50 процентов (на каждый — по одной трети) характеризуют размер сайта (количество страниц), открытость (количество файлов) и академическое качество (публикации, посчитанные с помощью специального инструмента).

Число ссылок на сайт имеет значение и измеряется с помощью Majestic-SEO — простого анализатора ссылок, собирающего их преимущественно из Yahoo и Google.

Индекс числа публикаций, согласно методологии Webometrics, складывается из данных двух интернет-инструментов: Scimago SIR, собирающего публикации в научных журналах, и Google Scholar (русскоязычный вариант — Google Академия). Конечно, в силу того, что Scimago SIR ориентирован на англоязычную библиографию, этот показатель будет «провален» для многих вузов, а кроме того будет сильно различаться для, например, компьютерных наук и прикладной лингвистики — доля публикаций на английском языке в первом случае может доходить до 80-90%, в то время как во втором случае может быть весьма незначительна, т. к. основная масса публикаций может приходиться на другие языки.

Появятся ли услуги SEO для научного сообщества?

Приведённый выше недостаток метода оценки текстов — не единственный недостаток системы, которая подвергается постоянной критике ещё и потому, что может непосредственно влиять на успешность показателей научных работников, которые хотели бы сделать карьеру и вынуждены находить баланс между собственно научной деятельностью и необходимостью просчитывать свои шаги и действия в сети.

Кто знает, приведёт ли это к созданию «научного» SEO в будущем? Нет конечно. Во-первых иструменты оценки вузов либо используются для более удобного сбора и обработки данных, либо для примерной оценки рисков при рассмотрении возможностей получения образования зарубежом.

В первом случае, изначально рейтинги, основанные на индексе цитирования вообще передназначались для того, чтобы в библиотеке легко можно было найти интересующую литературу по теме. Во втором случае, тот же рейтинг QS составляется компанией, предоставляющей услуги по обучению зарубежом, а значит направлен не на научное сообщество как таковое, а на образование как индустрию.

Особое значение вебометрике пока что уделяют в первую очередь вузы развиващюихся стран в поисках обоснований своего участия в мировом научном сообществе — как один из немногих доступных инструментов оценки подобного вуза представителями этого самого мирового сообщества.

Ну и, наконец, в зарубежных вузах, как и в зарубежных интернетах, «читерство» несёт в себе опасность репутационных рисков, которые не окупятся никакими внешними успехами в долгосрочной перспективе научной карьеры, а значит любых инструментов «накрутки» рейтинга в научном сообществе как избегали, так и будут избегать в будущем.

Больше по этой и смежным темам:

Инфометрия
Наукометрия
Википедия о вебометрике
Методология проекта Вебометрикс относительно оценки вузов

Другие индексы:
Индекс цитирования научных статей
Индекс Хирша, коэффициент цитирования,h-индекс
g-индекс, библиометрический индекс
i-индекс, индекс публикационной активности научной организации
IF, Импа́кт-фа́ктор, показатель важности научного журнала
РИНЦ, Российский индекс научного цитирования

Автор: MPalma

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js