Наверняка многие испытывали это чувство, стоя «в дверях» самолёта в очереди на посадку размещающихся пассажиров, — хочется уже поскорее сесть, пристегнуться и взлететь. Но перед вами очень много людей, и очередь едва ползёт. И вроде бы все были готовы к посадке, но быстро это сделать не получается. Вы никогда не задавались вопросом, есть ли более эффективный способ побыстрее усадить всех по местам и, наконец, взлететь?
Миллионы других людей, вероятно, уже размышляли над этим вопросом. Наконец один из них написал программу, чтобы найти ответ. Джейсон Стеффен, астрофизик из Северо-Западного университета, несколько лет назад смоделировал разные методы посадки на самолет чтобы выяснить, что же ее так замедляет. Заодно он сообразил, как авиакомпании могут ускорить этот процесс.
Большинство зарубежных авиакомпаний совершают посадку от хвоста к носу, что, на первый взгляд, разумно. Но Стеффен утверждает, что это один из самых худших способов посадки. Он считает, что «пробки» появляются из-за загрузки вещей на верхние полки над сидениями. Даже если очередь была идеально выстроена, только один или два человека смогут единовременно укладывать свои сумки. В этот момент те, кто ждут своей очереди, блокируют соседние багажные полки для еще нескольких рядов.
В своей модели Стеффен начал с предположения, что люди будут автоматически идти до тех пор, пока не упрутся в спину человека впереди или не достигнут своего ряда. Пробелы заполняются быстро, но очередь двигается медленно, поскольку смоделированные пассажиры ждут возможности положить свой багаж на полку. Даже если первый человек в очереди сядет в последних двух рядах, только несколько людей смогут вовремя закинуть сумки на багажную полку, а все остальные будут вынуждены ждать. «Многие думают, что всё, что нужно сделать — переместить очередь внутрь самолета», — говорит Стеффен, — «Но очередь не будет продвигаться быстрее.» Время посадки получается почти такое же как, и при посадке от хвоста к носу.
Стеффен выяснил, что люди должны быть кем-то направляемы, чтобы между размещающимися пассажирами оставалось свободное пространство и не возникало бы заторов. Так что он начал экспериментировать с управлением очередью, изменяя номер места, на которое садится каждый следующий пассажир. Он запускал симуляцию снова и снова, и каждый раз изменялся порядок посадки двух случайных пассажиров. Если самолет заполнялся быстрее, найденный порядок сохранялся как перспективный. Если медленнее, то подбирался новый. С каждой итерацией программа подбиралась всё ближе к оптимальному порядку посадки.
В конце концов, схема сформировалась. Первый человек в очереди должен садиться в последнем ряду, на месте у окна. Следующий — также у окна, но на два ряда ближе. Очередь должна рассаживаться таким образом, чтобы пропускался ряд после каждого сидящего у окна пассажира, до самого носа самолета. То же самое и на противоположной стороне. Затем заполняются места у окон в рядах между уже занятыми. Схема повторяется для средних мест на каждой стороне, а потом для крайних.
Согласно вычислениям Стеффена, его метод делает посадку как минимум в пять раз быстрее, чем традиционное заполнение от хвоста к носу (эффективность варьируется в зависимости от размера самолета). И это работает не только как модель. Несколько лет назад, метод Стеффена был протестирован на веб-шоу This Vs. That, где он превзошел пять других методов.
Авиакомпании перепробовали уже немало хитростей в попытках ускорить посадку, и Стеффен далеко не первый ученый с многообещающим решением. Но на сегодняшний день, по словам Стеффена, с ним связалась только авиакомпания Virgin America, и из этого всё равно ничего не вышло. Он признаёт, что проблема его модели заключается в том, что она не соответствует природе человека. Например, сложно представить себе, чтобы люди, путешествующие вместе, разделились просто для того, чтобы поскорее всем сесть на свои места (особенно, если в группе есть маленькие дети). Прибавьте к этому языковые барьеры, опаздывающих и общую сложность объединения в большие группы для следования по сложным маршрутам, как сразу становится ясно, почему идеализированная модель Стеффена до сих пор не была воплощена в реальность. Нужен особый контроль над пассажирами, которого у авиакомпаний попросту нет.
Помимо разных вариаций посадки от хвоста к носу, также часто встречается посадка от мест у окон к крайним местам (United Airlines) и свободная посадка (Southwest Airlines). Стеффен говорит, что метод Southwest лучше, чем посадка от хвоста к носу, но его главный недостаток в том, что пассажиры сами выбирают свои места и, соответственно, получаются скопления людей, которые приводят ко всё тем же пробкам. Джейсон говорит, что посадка по-настоящему случайным образом будет работать отлично.
Учитывая всё вышесказанное, похоже, нам пока придётся мириться с неэффективными и медленными очередями на посадку. Может быть, теперь и вам будет проще переносить ожидания в аэропортах. Стеффен же не сдается и сейчас работает над ускорением движения людей через контрольно-пропускные пункты.
Автор: AirbnbHabr