Поскольку многие читатели первой части этой темы потребовали деталей и продолжения, то придется мне потрудиться и написать еще несколько частей для того, чтобы читатели получили как можно более полное представление о теме.
Итак, если вас убедила предыдущая статья в том, что для вашего проекта будет удобна регистрация в Америке, то вам полезно будет знать некоторые нюансы американского законодательства.
Двойная юрисдикция
Америка — уникальная страна. Она состоит из содружества 50 штатов, а также федерального Округа Колумбия (город Вашингтон — столица страны) и ряда территорий, формально не являющихся частью Союза, но составляющих территорию государства (например, Пуэрто-Рико, остров Гуам, Американское Самоа и т.д.). История Америки — это история федерализма. При этом с самого начала существования страны была заложена концепция, что центральное правительство должно быть жестко ограничено в своих правах. По этой причине, согласно американской Конституции, каждый штат является суверенной нацией. Говоря другими словами, каждый штат — это отдельное государство, которое полностью самостоятельно в своих внутренних делах. Более того, суверенными нациями являются также… племена индейцев. Т.е. каждое племя вправе устанавливать свои собственные законы. Округа и территории не являются суверенными, и на их территории примат имеет федеральное право, но там также принимают свои местные законы.
Такое сложное введение необходимо для того, чтобы понять — в Америке всегда и везде действуют две системы законодательства: федеральная и местная (например, система законов штата). При этом федеральное законодательство строго лимитировано теми вопросами, которые, согласно Конституции США, отнесены к ведению федерального правительства. А полномочия его очень ограничены и описаны всего в семи статьях Конституции. 10-я Поправка к Конституции, для тех, кто не понял, четко повторяет правило — если что-то не отнесено к правам федерального правительства, то это права народа штата.
Кто регистрирует компании?
Нигде в конституции страны не сказано, что федеральное правительство регулирует деятельность бизнеса (только торговлю между штатами), а значит федеральное правительство не создает и не регистрирует компании. Регистрацией всех компаний занимаются власти штатов.
Что это дает на практике? Живительную конкуренцию. Сколько штатов, столько правил регистрации и ведения бизнеса. Есть штаты, где правила довольно сложны и громоздки (например, штат Нью-Йорк), но все равно они не идут ни в какое сравнение с правилами работы, например, в России. А есть штаты, где правила максимально упрощены. Мой любимый штат из этой категории — Колорадо: пошлины на регистрацию и поддержание там минимальны, а все процедуры решаются онлайн в течение нескольких минут.
Принимая решение об инкорпорации в США, не мешает проанализировать эти процедуры, а также количество формальностей, которые нужно будет соблюдать. Не то чтобы эти формальности были очень уж сложны, но это все равно дополнительные затраты.
Правила налогообложения
Второй немаловажный момент при принятии решения — это налогообложение. Как я уже выше говорил, в США действует принцип двойной юрисдикции. Соответственно ваши доходы могут и будут облагать налогами как федеральное правительство, так и правительство штата. От федеральных налогов скрыться невозможно: их придется платить везде. Но вот размер штатного налога стоит принять во внимание. Есть штаты, которые не берут налог на прибыль корпораций. А есть такие, которые не берут подоходный налог с физических лиц. Есть такие, где нет налога с продаж (примерный аналог НДС и VAT). А есть такие, где не надо покупать ежегодно бизнес-лицензию (хитрая форма налогообложения по фиксированной ставке каждый год).
Впрочем, забегая вперед, скажу, что если выбрать правильную организационно-правовую форму, то о многих налогах штатов можно вообще забыть. Полностью нельзя избежать только налога с продаж (если он есть в штате), но он, в отличие от НДС, не берется с огромного количества товарных групп, а если и берется, то только и исключительно при продаже продукта на внутреннем рынке штата.
Пример: если компания, зарегистрированная в Колорадо, продает мебель покупателю из Колорадо, она обязана приплюсовать к цене продажи налог и перечислить его в казну штата. Если же она получила заказ на мебель из соседнего Вайоминга или Канзаса, то налог с продаж она не берет с покупателя, экономя его деньги. Такие дистанционные покупки очень распространены в Америке в густонаселенных районах при границах штатов и являются совершенно законными.
Родина любит, родина знает...
Третий момент, который нужно принять во внимание при выборе юрисдикции — это то, какая информация о компании будет опубликована к всеобщему сведению. Для многих стартаперов будет крайне нежелательно, если их местный, родной налоговый инспектор узнает, что они являются совладельцами компании за рубежом, да не абы где, а в самой Америке.
Может быть штат Нью-Йорк и не очень либерален с точки зрения налогов и количества формальностей, зато в Нью-Йорке не публикуются сведения ни о владельцах, ни о директорах компании, и узнать, кому принадлежит компания, если только владельцы сами не пожелают ее раскрыть, практически невозможно.
А Невада, удобная в плане налогов (нет налога на прибыль корпораций), публикует такую информацию ко всему сведению. Пожалуйста, Клавдия Михална из 3-й налоговой инспекции, зайдите на сайт и посмотрите, сколько акций у Миши, и какую должность в иностранной компании занимает Петя.
Организационно-правовые формы компаний в Америке
Четвертый момент — организационно-правовая форма и связанные с ней налоговые последствия.
Традиционно в странах англо-саксонского права, к которым принадлежат и большинство штатов Америки (кроме Луизианы, где действует до сих пор несколько измененный Гражданский кодекс Наполеона) существовало два вида бизнесов: партнерства (соответствуют нашим товариществам) и корпорации.
Партнерства — удобная форма бизнеса, потому что партнеры могут заключать сделки от имени друг друга, совместно владеют бизнесом и активно им управляют. Но для такой формы нужно взаимное доверие, а поэтому крупные партнерства построить очень сложно. Поэтому были придуманы корпорации, которые, как говорил классик, являются «остроумным изобретением, позволяющим получать личную прибыль без личной ответственности».
Корпорация принадлежит акционерам. Акционеры являются ее владельцами, и их может быть очень много. Регулярно, обычно раз в год, акционеры собираются на общее собрание акционеров для того, чтобы выбрать совет директоров корпорации, который будет управлять ею в течение следующего года. Но директора тоже не участвуют в ежедневном ведении дел — они собираются на регулярные заседания, обычно раз в месяц, и принимают стратегические решения. Они же назначают т.н. «офицеров корпорации» или по-другому менеджмент. Офицеры осуществляют ежедневное ведение дел и отчитываются перед советом директоров (но они не подотчетны акционерам!). Акционеры имеют право на получение дивидендов, но решение о их выплате и размере принимает общее собрание акционеров и/или совет директоров.
Корпорация является отдельным юридическим лицом, и в этом ее отличие от партнерства. А раз она существует отдельно, то и отдельно должна платить налоги. То есть сначала корпорация отчитывается по налогам и рассчитывается с федеральным правительством и со штатом, а потом, если принято решение выплатить дивиденды, свои налоговые отчеты подают акционеры — их дивиденды это их прибыль, и они должны заплатить с нее налоги. Взамен за такую не очень привлекательную налоговую схему акционеры получают то, ради чего корпорация создается — ограниченную ответственность: они, в отличие от партнеров, не отвечают за дела корпорации и не отвечают по ее долгам (за очень редкими исключениями). То есть они имеют личную прибыль, но не несут личной ответственности.
Партнерство же не существует как отдельное юридическое лицо и поэтому не платит налоги. Вместо этого вся прибыль партнерства целиком принадлежит партнерам, и они отчитываются за свою часть прибыли как физические лица (или юридические, если партнером является корпорация). Кроме того, они отвечают за обязательства партнерства лично. Такие вот дела, малята.
Еще одна остроумная форма
Ну а что же делать и как совместить плюшки корпорации с плюшками партнерства?
Для этого в XIX веке был придуман хитрый гибрид. Называется он limited liability company, сокращенно LLC. По-русски это практически полный аналог общества с ограниченной ответственностью.
В LLC нет акций, там есть доли, как в партнерстве. Нет совета директоров. Деятельностью LLC управляют либо сами члены компании, либо назначенные ими менеджеры. Зато есть принцип ограниченной ответственности, то есть члены LLC не отвечают по ее долгам лично. Соответственно LLC является отдельным юридическим лицом.
Ну а как выглядит налогообложение LLC? Настолько шикарно, что я полюбил эту организационно-правовую форму и рекомендую ее выбирать всем начинающим компаниям. LLC имеет право выбора (!) формы налогообложения: как корпорация или как партнерство. Как вам удобнее, так и будет. Соответственно для малого стартапа мы получаем юридическое лицо и ограниченную ответственность с одной стороны, и налогообложение как в партнерстве с другой.
Ну и заключительный штрих в пользу LLC, являющийся моим личным ноу-хау и выводящим LLC в финал.
Подоходный налог с физических лиц, как выше говорилось, бывает двух видов: федеральный и штатный. Федеральный налог надо платить по-любому с любой прибыли полученной в течение года, если она превышает 640 долларов, и от него уйти невозможно. А вот штатный налог платится всегда и везде по месту жительства. То есть если я живу в Нью-Йорке, а прибыль заработал в Колорадо, то налог штату я заплачу в Нью-Йорке. А если Вася живет в России? Значит Вася не платит налог ни одному штату (зато платит его России, но это отдельная тема, выходящая за рамки статьи).
Итак, мой рецепт для небольших стартапов: LLC в юрисдикции, где не публикуется информация о составе учредителей и менеджеров, и режим налогообложения «партнерство».
В следующей части я напишу о том, что нужно, чтобы создать собственную компанию в США.
Автор: ziankovich