В условиях сверхбыстрых технологических изменений, постоянно меняющейся среды важность системной работы с идеями сложно переоценить. Она может стать бесценным нематериальным активом для бизнеса. Технологии и таланты – главные двигатели изменений согласно отчету «Пульс перемен: индекс 2024». И именно они составляют основу для успешной генерации и реализации идей, что, конечно же, невозможно без инвестиций.
Почему процесс работы с идеями важен? В чем его ключевой смысл? Зачем его создавать, поддерживать и развивать?
Если тезисно сформулировать ответы на эти вопросы, то я бы выделила следующие ТОП 5 причин:
-
Позволяет понять проблемы и боли клиентов, повысить лояльность, привлекательность, а иногда и продажи.
-
Позволяет выявить «узкие» и «слабые» места прессов.
-
Служит инструментом для повышения мотивации и вовлеченности.
-
Является фундаментом для построения инновационной культуры.
-
Драйвит новые направления бизнеса.
Далее я предложу свое видение по каждому пункту 😊 А вы делитесь в комментариях своим драгоценным опытом. Возможно, кто‑то поймает инсайт…
Позволяет понять проблемы и боли клиентов, повысить лояльность, привлекательность, а иногда и продажи
Фиксация обратной связи, обращений или информации, полученной в ходе переговоров по ключевым проектам, проблемам и их решениям – важная часть работы с клиентами и формирования перечня идей для повышения конверсий и продаж, лояльности и привлекательности компании. Если есть данные – то их можно систематизировать, обобщить, оценить, что в последующем понять потребность и необходимость того или иного изменения или усовершенствования. И это важно как для B2B, так и для B2C компаний.
Мой опыт работы в техническом ритейле показал, что анализ негативных и позитивных отзывов был всегда. Формирование пула идей на основе отзывов – встречался реже, обсуждений с лицами, ответственными за принятия решений и реализацию изменений, – еще меньше. Оповещения клиентов по изменениям не было никогда.
Позволяет выявить «узкие» и «слабые» места процессов
Понимание слабых и узких мест – это область операционного менеджмента – в общем, и результат применения лин менеджмента (бережливого производства) – в частности. Основные генераторы идей по изменениям – сотрудники или команда, а ответственные за их внедрение – менеджеры среднего и высшего звена. Но не всегда :) Иногда приходят консультанты или цифровизаторы и начинаются истории про конфликты интересов и про то, как компании не знают, кто, что и какие силы могут помочь внедрить изменения.
Работа с внутренним клиентом случалась, но опросы по качеству применяемых тех или иных систем и инструментов, их необходимости, достаточности функционала лично я не проходила ни разу.
Служит инструментом для повышения мотивации и вовлеченности
Реализация идей – может стать отличным инструментом повышения вовлеченности идейных генераторов, особенно если подкрепляется различными способами материальной и/или нематериальной мотивации. Если компания «слышит» и откликается на идеи по улучшению комфорта сотрудников, процессов, бизнеса и настраивает команду на активную жизненную позицию – это создает магию сопричастности.
Работая в Юзтех, я познакомилась и платформой Teal HR. Это интересный инструмент для повышения вовлеченности сотрудников, который в том числе может быть использован и для сбора идей. Суть его такова, что за разные активности начисляются корпоративные монетки, которые можно потратить потом на разные интересные вещи.
Является фундаментом для построения инновационной культуры
Раскрытие идейного и инновационного потенциала сотрудников и команды – один из ключевых фокусов инновационной культуры компании. Другой фокус – это процессы и необходимая инфраструктура. Например, наличие в продуктовых ИТ-компаниях «фабрик MVP» для быстрой сборки и апробации решения, проверки его жизнеспособности и востребованности рынком в совокупности с простыми процессами согласования и разработки таких MVP способны разбудить инновационную активность компании. Но без должной системной работы по оценке рынка, верификации спроса и бизнес-модели, а также без построения системы сдержек и противовесов можно быстро исчерпать инвестиционный потенциал компании.
Драйвит новые направления бизнеса
Идея, прошедшая различные этапы верификации, трансформировавшаяся в MVP, закрывающая «боли» заказчика, может стать продуктом и новым направлением бизнеса. И это будет вишенкой на торте, а может быть и не одной, и послужит компенсацией всех усилий компании по созданию, поддержанию и развитию процессов работы с идеями.
Согласны? :)
Автор: Kseniya_Z