В 2012 я открыл фирму пассажирских перевозок. Маршрут: Псков–СПб. Мои автобусы возили 2-3 тыс. людей в месяц, а недавно я закончил последние судебные дела. В статье мои выводы за годы работы. Приятного прочтения и не забывайте передавать за проезд.
В статье: как прогресс убил бизнес, как я модернизировал маршрутки, как 2 просрочки лизинга познакомили меня с бандитами, а пассажиры посмотрели видео для взрослых на 30к, как юридическая грамотность помогла отбиться от обвинений в картельном сговоре и доказать, что лизинг должен мне денег.
Бизнес-план
Берем грузовые мерседесы-спринтеры – 2 шт., отдаем в тюнинговую контору и получаем автобусы бизнес-класса. А билеты ставим по цене обычных маршруток.
У меня было турагентство, поэтому, так как автобусы не всегда забивались под завязку, я дарил клиентам при покупке тура бесплатный трансфер до Пулково
Один рейс туда-обратно это 40 человек, по 500р — это 20к. Себестоимость рейса — 8к. Итого 12к прибыли, ок, часть не придет 5к. Итого 2 рейса в день = 10к прибыли. В месяц это 300к с одного автобуса! Сначала взял два автобуса, то есть 600к в месяц, а уже через полгода купил еще 2 в лизинг. Кажется, жизнь удалась!
А как на самом деле?
Две просрочки лизинга и здравствуй дядя со шрамом
Часть мерседесов брал в лизинг, и когда начались тяжелые времена, я пропустил 2 платежа. Это был официальный лизинг мерседес-бенц — очень респектабельная контора. Но, как выяснилось, у респектабельной конторы есть нереспектабельные коллекторы, которые со скоростью звука выкупают долги.. Через неделю просрочки в дверь мне позвонил дядя со шрамом.
Мне показывали странные документы без печатей и представлялись мерседес-бенцом. Пришлось срочно ехать в центральный офис, где еле договорился. Хорошие люди заняли денег, и я выкупил машины. Причем пока разбирались, коллекторы уже повесили объявление о продаже автобусов. А представители мерседеса продолжали называть своих бандюганов-коллекторов респектабельно – “партнерами”.
Вывод 1: если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту.
Неосновательное обогащение
Пассажирские перевозки сделали меня юридически подкованным, и когда уже второй лизинг приехал забирать у меня автобус, я решил, что этот беспредел не оставлю просто так. С учетом всех моих платежей и изъятого мерседеса, лизинг оказался необоснованно в плюсе на 352 613,96₽. Второй мерседес я выкупил, на это у меня был месяц по закону.
Как так вышло, что лизинг оказался мне должен? Например, общий платеж за автобус в лизинг 1 млн., вы внесли 700к, а еще 300к у вас нет. У вас забирают автобус. Движимость, конечно, уже стоит не миллион, а 500к. То есть они вернули себе еще 500к. Итого получили 700к+500к=1,2 млн. Лишние 200к — это и есть незаконное обогащение. Эти деньги они должны вернуть. Если у тебя хороший адвокат, то суд ты выигрываешь.
Выбивание мерседеса-спринтера в документах назвали “изъятие предмета лизинга”. Суд встал на мою сторону.
Вывод 2: ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами.
Картельный сговор
В 2014-м доллар растет в 2 раза. Запчасти на спринтеры напрямую зависели от курса, плюс дорожает бензин. В этой ситуации перевозчики не могли не поднять ценник. Мы подняли до 650 рублей без карты и 500 рублей по дисконтной карте. И тут прилетает иск от антимонопольной службы
В итоге иск аннулировали.
Рост расходов вынуждал двигаться от новых мишленовских шин к б/у и китаю.
Дураки и дороги
Водители, бывало, свинячили и воровали. Пробовал решать камерами, но качество камер тогда не позволяло что-то понять ни на утренних, ни на вечерних рейсах. Поэтому водители успевали возить зайцев и клали в карман 1-2к с рейса.
Топливная система на евро 5 регулярно засорялась, я грешил на качество бензина. До сих пор заправляюсь только в газпроме и лукойле, остальные бодяжат. Дороги раздалбывали машины, требовался постоянный ремонт. А в городе за ремонт нового поколения мерседесов никто не брался, виновата дорогая диагностика.
Пассажиры бронировали сразу несколько мест на разное время в разных компаниях, чтобы как освободятся, могли удобно уехать. В итоге мой рекорд — из полностью забронированного автобуса на рейс пришло 2 человека. Обычно если рейс забивался в ноль мы ехали, чтобы обеспечить занятостью водителей. Отменяли только когда туда-обратно ехало по 3 человека. В этом случае договаривались с другими диспетчерскими, чтобы не бросать своих пассажиров. Диспетчерские дружили и нам тоже передавали пассажиров, если рейс не собирался.
А как-то задолжал 30к мегафону. У нас был бесплатный вайфай, но качать с определенных сайтов было не бесплатно. Пассажиры накачали взрослого видео , хотя я отключал все платные услуги.
Вывод 3: учитывайте человеческий фактор
ГАИ, ФСБ, транспортная инспекция
В какой-то момент мне казалось, что мой бизнес убивают целенаправленно.
Сначала заставляют сменить аналоговые тахографы на цифровые. Тахограф – это прибор учета рабочего времени водителей. Каждый гаишник мог просто так предъявить за прибор и заставлять рейсовую маршрутку ждать транспортников до утра. Не говоря уже о том, что каждый прибор — это 60к, а за неустановку приличный штраф.
Потом вводят страхование пассажиров. Это еще 70к расходов на один автобус. Когда я оплатил страховку, кто-то забыл внести это в базу и в итоге автобус арестовали на 30 дней, пассажиров высадили. Пришлось экстренно возвращаться из отпуска и разбираться. А это был хлебный август, там мог бы заработать миллион, который потом держишь, чтобы покрывать убытки осени.
Дальше заставляют подавать данные пассажиров в ФСБ за 24 часа до рейса. Хотя рейс часто забивается как раз в последние 24 часа.
А под конец обязуют арендовать помещение под автостанцию. То есть либо пользуйтесь услугами городского автовокзала и платите 100р за заезд и 18% НДС с билетов, либо стройте, арендуйте свой автовокзал. Раньше мы отправлялись в СПб от гостиницы “Россия”, эту лавочку тоже прикрыли, а в округе гостиницы поставили знаки остановка запрещена. Тут же нас массированно гасят в прессе, называя перевозчиками “от столба до столба”. Кто-то из перевозчиков сдался и пошел на автовокзал, а кто-то просто закрылся, например, мы.
Были и плюсы. Турфирма-монополист по Греции покупала трансфер, 1-2 месяца в году обеспечивали приличную загрузку. А первые 2 года неплохо зарабатывали.
Вывод 4: нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.
Ласточка убивает
Окончательно все испортилось, когда запустили Ласточку.
Вместе с запуском Ласточки одновременно открывают 8 участков ремонта и время в пути увеличивается, благодаря реверсивному движению. Когда пускают то одну полосу, то другую. Автобус мог идти до 8 часов при запланированных 4 часах. Например, у вас заявлен рейс в 15:00 из Питера, а автобус только к 17:00 приползает в город. Уровень возмущения пассажиров, думаю, вам понятен. Конечно, с такими раскладами все выбирали ласточку.
Выводы
За три года работы в пассажирских перевозках кое-что понял.
-
Если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту
-
Ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами
-
Нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.
-
Учитывайте человеческий фактор
А в любой непонятной ситуации говори: ссылаюсь на 51 статью Конституции – не свидетельствовать против себя.
Сейчас занимаюсь бизнесом, исключающим прямую конкуренцию с государством. От выхода новых законов не вздрагиваю, на звонки отвечаю легко и весело, судебные извещения в почтовом ящике не нахожу, а люди со шрамами не ждут за дверью.
Титры
Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
Автор: Слава Рюмин