Понятие «чёрный пиар» появилось в России, причём относительно недавно. Явление за достаточно непродолжительный срок успело прочно занять свою нишу и начать наводить ужас на политиков, блогеров, предпринимателей и все остальных конкурентоспособных людей, производящих собственный продукт.
На сегодняшний день чёрный пиар, организованный конкурентами или просто неприятелями, при помощи интернета за считанные дни (а в некоторых случаях и вовсе часы) находит свою целевую аудиторию, формируя общественное мнение о человеке или бренде.
Задачи чёрного пиара
Любой организатор информационной атаки преследует главную цель — уничтожить репутацию соперника. Мотивом в таком случае могут стать неприязненные отношения, стремление занять чужое место, желание вытеснить конкурента с рынка и так далее.
Основным оружием black PR-атаки является информация. Фактическая, гипертрофированная или же и вовсе выдуманная, она распространяется злоумышленниками по всему интернету, выкладывается там, где собирается ваша целевая аудитория, планомерно разрушает ваш имидж. Удар по реноме может идти с любой стороны — организаторами кампании чёрного пиара могут стать конкуренты, коллеги, клиенты, знакомые и, что нередко случается, близкие вам люди.
Чёрный пиар — это, как некоторым может показаться, аморальный способ решения личных задач. Однако к такому методу сегодня обращаются все: от частных предпринимателей до людей первой величины, от мелких предприятий до крупнейших холдингов с мировым именем. Причиной такой популяризации послужил тот факт, что подавляющее большинство пользователей интернета охотно воспринимает транслируемую в сети информацию. Всего одной статьёй, опубликованной на правильном ресурсе, и парой десятков комментариев, оставленных в определённых соцсетях, можно уничтожить репутацию человека — это отлично понимают те, кто занимается чёрным пиаром на профессиональном уровне. Некоторые пиарщики тонко уловили интерес аудитории к информационным атакам как к альтернативному и действенному методу оперативного решения проблем. Так, сегодня на рынке услуг представлены различные пиар-компании, занимающиеся в том числе и организацией информационных атак, а также целые агентства управления репутацией (serm-агентства), которые берутся не только за дискредитацию, но и за противодействие злоумышленникам, восстановление репутации после войны.
Признаки черной пиар-кампании, или как понять, что на меня напали
Если атаку на вас начали дилетанты, не имеющие должных ресурсов и компетенции, то распознать дискредитацию крайне просто:
- В сети начало появляться неестественное количество откровенно лживых статей и отзывов о вас, вашем бренде.
- Данные распространяются исключительно по бесплатным каналам (соцсети, третьесортные информационные порталы, блоги и форумы).
- Статьи и отзывы крайне низкого качества, содержат ошибки, не дружат с форматированием.
- Материалы размещаются с 1-2 «мёртвых» аккаунтов — профилей без информации о человеке, фотографии, записей на стене или постов в других темах и так далее.
Что делать, если на меня началась пиар-атака?
В первую очередь, необходимо сохранить холодный рассудок и чётко спланировать свои дальнейшие действия. Важно определить источник атаки — так вы сможете оценить соперника, понять его мотивы и цели, провести более эффективную кампанию по противодействию злоумышленникам. Вероятно, вам придётся сыграть на опережение и заведомо оповестить своих клиентов и партнёров о том, что против вас организована информационная атака. Далее важно определить собственные цели: хотите ли вы просто остановить дискредитацию или планируете мстить — от этого зависит как комплекс дальнейших действий, так и количество необходимых для противостояния ресурсов.
Теперь пора действовать. Защита репутации и нейтрализация информационной атаки требуют комплексного подхода: невозможно восстановить реноме, просто остановив чёрный пиар — важно провести работу над моделированием общественного мнения.
Учесть все детали у новичка не получится. Самым верным решением для экономии времени, денег, нервов в такой ситуации является обращение в специализированное агентство управления репутацией за помощью.
Можно ли справиться с черной пиар-кампанией без привлечения профессионалов?
Можно. Если вы уверены, что способны отразить информационную атаку и восстановить подорванную репутацию самостоятельно, то действуйте без привлечения экспертов со стороны. Какой бы вариант вы ни выбрали — бороться со злоумышленниками своими силами или обращаться к специалистам по чёрному пиару — везде найдёте свои плюсы и минусы.
Вариант 1. Самостоятельное решение конфликта
Плюсы:
- Вы стопроцентно контролируете процесс.
- Никому не нужно рассказывать всю подноготную взаимоотношений с организаторами атаки.
Минусы:
- Отсутствие компетенции в вопросах ведения информационных войн: последствия одной ошибки могут быть фатальными.
- Высок риск усугубления конфликта.
- Отсутствие времени заниматься своими прямыми делами и обязанностями.
- Велика вероятность лишних затрат («я думал, что это мне поможет, но оно не работает...»)
Вариант 2. Помощь профессионалов по управлению репутацией
Минусы:
- Незнание важных критериев выбора специалистов может привести вас к дилетантам.
- Крайне скромное количество агентств управления репутацией на рынке.
Плюсы:
- Специалисты разработают действенную стратегию персонально для вас.
- Профессионалы уже не раз сталкивались с информационными атаками — они знают, как выжать максимум эффекта при минимальных затратах и в короткие сроки.
- Serm-агентство имеет в своём арсенале все необходимые для ведения войны ресурсы (команда, ПО, опыт, связи и так далее).
- Профи не только отразят атаку, но и восстановят испорченную репутацию.
- Агентство управления репутацией может провести диагностику, а также дать рекомендации по предотвращению подобных ситуаций в будущем.
Чёрный пиар — это не приговор. При рациональном подходе и достойном стратегическом планировании информационная атака может даже сыграть вам на руку, повысив рейтинги.
Основное правило здесь — реагировать на волнения среди целевой аудитории своевременно и не дожидаться коллапса. И если вы сомневаетесь в собственных силах, не занимайтесь самолечением — доверьте свою репутацию тем, кто точно знает, что с ней делать в экстренной ситуации.
Автор: Управление Репутацией