Один из главных вопросов криптоинвесторов ранних стадий, ставящий стартапы в тупик, звучит так: "как вы будете бороться с падением стоимости своего токена?" Ответить надо него надо и в бизнес-бумаге, и очно, если вы собираете первые деньги на очных встречах.
Это самый сложный вопрос по экономике вашего проекта, потому что вы обязаны быть экспертом в продукте, но не в вопросах управления стоимостью. А вот и нет — обязаны. Потому что ваш токен только на стадии распродажи — товар, а потом он станет деньгами и перед проектом возникнет задача управления инфляцией.
Давайте разберёмся с этим подробнее.
А почему именно "инфляция", а не "экономика токена", спросите вы? Тут есть небольшая подмена понятий. Когда говорят об "экономике токена", спрашивают о способах получения дохода с вашей бизнес-модели и не более. Например, ответ на такой вопрос в виде "экономика моего токена состоит в плате за пользование нашей платформой (=лицензия)" это про бизнес-модель и лицензионные отчисления как вид дохода. Где тут токен? Нету.
С токенов зарабатывать можно ровно так же, как и с денег. Заменим "токен" на "деньги" и посмотрим, как же на них зарабатывают сейчас. Способов всего два:
- Сеньораж (разница между номиналом и себестоимостью выпуска денег) и
- Брассаж (плата за производство денег, обычно — монетному двору).
Сразу появляются параллели: брассаж это плата майнерам (и вы ей не управляете). Значит, доход от контроля над токенами заключён в сеньораже. Фактически, да. Более того, ничего нового в части заработка с денег до сих пор не придумано.
Когда деньги ещё чеканили (металл, из которого они изготавливались, был эквивалентной стоимости по весу), сеньор был тем, кто "крышевал" монетный двор в обмен на доход от эмиссии. Нет, так непонятно.
Как придумали зарабатывать на деньгах
Бизнес на эмиссии монет был придуман гениальным, как сейчас сказали бы, customer developer'ом. Дело было примерно так.
На рынках (настоящих, где продавцы за прилавками) был спрос на услуг обеспечения ликвидности — парам типа "хочу курицу в обмен на солому" трудно было найти друг друга, а с деньгами это было сделать просто. Значит, спрос был на деньги сами по себе, акк на признанное средство всеобщего обмена. Где их было взять? Сначала использовали товары, которые были нужны всем (пища, одежда, инструменты), но самыми компактным и ценными в итоге оказались драгметаллы. Правда, с их выпуска и оборота заработать было трудно, потому что они сами являлись товаром и деньгами одновременно.
Тут была обнаружена вторая половина схемы — мотив богача. У любого князя, царя или иного лидера была казна. Её богатства надо было охранять, это расходы и риски. И тут наш гениальный кастдев приходит к князю и говорит: "там люди нуждаются в деньгах, давай делать монеты. Ты не только сэкономишь на охране, ты ещё и заработаешь, потом расскажу как".
Сеньор зарабатывал на том, что распродавал ценные металлы в виде монет заметно дороже номинала, добавив своей власти и статуса среди остальных князей в качестве обеспечения цены. Вот эта разница между обменной стоимостью материала (условного грамма золота) и монеты, изготовленной из него и есть сеньораж. На ней сеньор и зарабатывал.
Ну как зарабатывал — пытался. Практически сразу этот бизнес раскусили остальные и функция чеканки была скомпрометирована не особо чистоплотными синьорами. Как средство спасения денег как таковых чеканка была отдана на аутсорсинг монетным дворам. Те брали комиссию за эмиссию монет — "брассаж", а сеньор все это дело потом выпускал на подконтрольной территории или пытался всучить в международной торговле.
Сейчас функции сеньора выполняет государство, монетного двора — центробанк, а виды дохода с денег остались точно такими же. Государство обменивает свои гарантии на более дешёвые в изготовлении (фидуциарные или фиатные) бумажные деньги, устанавливая их нарицательную стоимость, центробанк берёт комиссию за изготовление (и немного на дивиденды себе, т.к. он обычно частный), а всю разницу в случае обмена таких расписок на другие товары, сеньор… ну не присваивает, это слишком нагло, а делит с остальными участниками рынка. Правда, не совсем делит, а всё-таки как самый главный — отнимает часть, в виде налогов :) Это если кто-то вдруг не сообразил, как древние сеньоры зарабатывали на монетах за счёт своей власти. Ну не брюквой налоги же брать, правильно? Она долго не хранится...
Что тут важно понять: сами по себе деньги не стоят ничего, ценность имеют две вещи:
- Доверие к статусу сеньора у тех, кто этими деньгами пользуется
- Само количество таких доверившихся (оно снимает проблему «ликвидности» на рынках товарных активов — чем распространённее деньги, тем проще сделать обмен).
Доверие связано с эмоциями, а поэтому изменчиво. Например, инфляция (или дефляция) как раз связана с доверием.
Об инфляции и кто ей может управлять
Традиционный термин "инфляция" означает рост стоимости товарного актива в обменной паре. Сама по себе "стоимость" — количественный результат соглашения сторон в процессе обмена товарного актива на другой актив. Есть интерес — меняются. Обмена не происходит, если предлагаемые взамен товарного актива деньги не вызывают доверия.
Ваш токен в момент эмиссии — товарный актив, который потом превратится в деньги. Поначалу он доверия не вызывает, потому что им ещё никто не пользуется. Но вы можете пообещать, что устроите инфляцию на рынке, куда выпустите свои токены как товар. Вот основные способы:
- Организовать дефицит товарного актива (или токенов) — на фазе запуска так себе идея;
- Устроить рост «открытого интереса» — ситуацию, когда на рынок приходит всё больше тех, кто продаёт актив и хочет его купить (у нас самая сильная пиар-команда, смотрите на их достижения) — да, отлично выглядит;
- Сконцентрировать в своих руках функции держателя актива и монопольно устанавливать цену (придётся написать своей собственный блокчейн на базе механизма proof-of-stake) — это уже солидно;
- Увеличить себестоимость производства товарного актива (блокчейны на proof-of-work вам в помощь) — ну а вы тогда тут зачем, мы сразу биткоинами меняться будем?
Проблема в том, что стартапов, которые и товар производят, и токенизацию к нему прикрутили — пересчитать по пальцам (спойлер: в основном, это криптовалютыне проекты). Львиная доля идей заключается в токенизации существующих рынков, то есть, автор идеи токена самими товарными активами не распоряжается. И эти все способы, что перечислены вверху, ему попросту не подходят.
Получается, по сути проекты хотят печатать деньги и зарабатывать с этого. Мы уже разобрались выше, что заработок с денег всего один — сеньораж (весь брассаж съедают майнеры).
Но не надо себя обманывать — вы не настолько круты политически, чтобы получить право на сеньоражный доход. Вы не главный, потому что рынок не ваш, да и товары там не ваши. Вот FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) — главные на рынке внимания покупателей, они сеньоры и доход присваивают себе по праву сильного. Он не сеньоражный (потому что свои деньги выпускать не надо, обычные подходят), но очень похож по сути.
Основная ценность токенизации
Фактически, ваш бизнес состоит в предложении рынку оплачивать премию за повышение ликвидности сделок. То есть, вы пришли на рынок, токенизировали его (предложили расплачиваться токенами там, где деньгами было неудобно) и ждёте, что эта ценность ("премия за обеспечение ликвидности") будет востребована и сохранится во времени. Ну в принципе, да, наверное, такая ценность есть и на ней можно заработать. Но ещё не факт, что она будет расти. Какая-то доля участников рынка реально нуждается в более дешёвых и быстрых сделках, тут затраты на получение токенов оправдывают себя и имеют ценность. Остальных надо уговорить… поверить в это новое преимущество.
Тогда на чём сконцентрироваться, чем управлять в своём развитии? Подсказка: (1) параметрами товарного актива (если вы всё-таки его выпускаете) и (2) интересом публики к нему (подробнее см. маркетинговую стратегию Apple и копикетов — Samsung / Huawei. Ну или, если нравится — проекты святого Элона Маска, там совершенно идентичный подход)
Вот тогда у вас есть шанс превратить свои токены в настоящие деньги и наконец-то добраться до единственного источника дохода с их популярности — сеньоража.
Автор: Дима Кудрявцев