Источник: monaco-ru.com
Ранее «Мегамозг» писал, что сервис для бронирования частных перелетов JetSmarter, привлек $20 миллионов в раунде В. Основатель сервиса – выходец из России Сергей Петроссов.
У Петроссова было несколько ИТ-проектов, рассчитанных на российский рынок, но настоящий успех к нему пришел благодаря стартапу JetSmarter – это «Uber для рынка частных джетов», как его описывает сам бизнесмен.
Сергей Петроссов рассказал изданию Slon Magazine о своих прежних проектах, о неудачах, об истории создания сервиса JetSmarter, о перспективах его развития, а также о работе в России.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные цитаты из интервью.
О своих первых проектах в России
Когда я запустил здесь несколько компаний, у меня уже был опыт в ИТ-бизнесе в США – я занимался им, еще когда мне было 18 и я учился в университете во Флориде. Мой первый технологический проект – LiveContact, действительно был сделан руками разработчиков из России. Это был SaaS-сервис, нацеленный на Западную Европу и предлагающий сайтам организовать клиентскую поддержку через чаты, аудио и видео. LiveContact, к которому подключились несколько сотен сайтов, мы продали довольно быстро, в 2009 году, но имя покупателя и условия сделки я называть не могу.
О проекте системы дистанционного образования
Да, этот проект был связан с софтом для университетов и школ, которые получили возможность организовать дистанционное обучение для студентов и учеников. Мы добрались до базы примерно на 100 тысяч студентов, к системе подключились четыре университета: МГУ им. Ломоносова, МГЮА, Московский институт путей сообщения, Сибирский федеральный университет.
Предполагалось, что проект будет национального масштаба и получит господдержку (клиентами должны были стать именно государственные вузы), но из-за бюрократии и коррупции в российской системе образования проект так и не вышел на федеральный уровень. В 2012 году мы лицензировали продукт государству, я вышел из проекта. Сейчас компания лицензирует ПО нескольким университетам и частным компаниям на рынке дистанционного обучения.
Проект не оказался [особенно] финансово успешным, но дал мне знакомства со многими политиками, успешными бизнесменами и даже миллиардерами.
Об аналогии между Uber и JetSmarter
В аналогии между JetSmarter и Uber лежит то, что оба сервиса позволяют быстро и удобно забронировать полет в мобильном приложении. У нас вы можете сделать это за несколько минут, минуя цепочку брокеров, и улететь в течение нескольких часов. Мы рассчитываем доступность рейсов в реальном времени, на основе информации напрямую от авиакомпаний. Тут очень много нюансов – нужно не просто отслеживать, из какой точки в какую перемещается самолет, но и, например, учитывать время, проведенное в полете пилотами, дозаправку самолетов и так далее.
Внутри приложения три продукта. В JetCharters пользователи могут заказать чартер для перелета, задав направление и тип судна, в JetDeals мы предлагаем поиск по полетам в один конец – чтобы закрыть так называемые empty legs, когда джеты летят пустыми в точку, где должны забрать пассажира. Третий сервис – JetShuttle, где пользователь может забронировать одно место в самолете, который летит штатным рейсом, – пока это перелеты только по США, но мы планируем расширять географию. Сервисы JetSmarter доступны в 170 странах.
О монетизации
За членство для часто летающих пассажиров мы берем $3000 в качестве «входного билета», а потом $9000 ежегодно. С членством ты можешь бесплатно летать с порожними перелетами, найдя их на JetDeals, без него ты получаешь такие полеты по ценам с большими скидками (до 70% от обычных цен на чартеры).
Дополнительно те, кто оформил членство, получают скидки на обычные чартерные полеты в JetCharters – 10–30%, а еще персонального «консьержа», который может забронировать, например, столик в ресторане в месте прилета, купить билеты на концерт, арендовать машину и т.д. Членам доступно около четырех тысяч бесплатных полетов ежемесячно.
Об аудитории сервиса
С момента запуска в марте 2013 года мы росли и растем на 15–20% ежемесячно, сейчас у нас около трехсот тысяч установок приложения. Число пользователей, купивших членство, я не могу раскрыть.
Мы ожидаем, что по итогам 2015 года число бронирований через приложение составит 10 тысяч. Подсчитать число бронирований за месяц сложно, потому что какие-то месяцы пользовательская база растет на 20%, в какие-то – на 100%.
[Чаще всего летают] в так называемом «золотом треугольнике» – между Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и Южной Флоридой.
Мы ориентируемся на состоятельную аудиторию, с личным состоянием от $100 тысяч до $1 миллиона, но на самом деле есть и другие пользователи. Я часто рассказываю, что у нас есть один студент колледжа, который купил членство, разбив взнос на платежи по двум кредиткам. Есть и другие истории, но я, к сожалению, не могу ими поделиться – многие наши пользователи не хотят, чтобы мы рассказывали о них.
О специфике азиатского рынка
В Азии пользователи чуть более требовательны, но в целом их предпочтения не отличаются. Самая большая сложность при выходе на новый рынок не в пользователях, а в поиске поставщиков самолетов, которые подходят для работы наших приложений JetDeals и JetShuttle.
О недавнем раунде на $20 миллионов
Это уже был раунд B, в нем приняли участие члены королевской семьи Саудовской Аравии, несколько всемирно известных музыкантов и людей из развлекательной индустрии, а также лондонский фонд прямых инвестиций, люди из тех, кого аналитики обозначают UHNWI (ultra high net worth individuals), а также семейные офисы и C-Level executives (топ-менеджеры: CEO, CFO и др.) таких компаний, как Goldman Sachs и Twitter.
Конкретных имен я называть не могу, кроме уже озвученных (принц Саудовской Аравии Абдалла бин Бандар бин Абдул-Азиз аль-Сауд и рэпер Jay Z, согласно Business Insider), но могу сказать, что все наши частные инвесторы, вкладывавшие деньги и до раунда B, и в ходе него, были клиентами бизнес-авиации, знали нас. Могу сказать, что все, кто принял участие в недавнем раунде, были пользователями JetSmarter.
О планах развития в России и в мире
Мы будем расширять наши сервисы, в первую очередь JetDeals и JetShuttle. Мы планируем увеличить объем предложений на таких рынках, как Китай, Япония, Тайвань, Корея, Сингапур, Индонезия, а также Новая Зеландия и Австралия. В 2016 году мы хотим пройти отметки 1 млн пользователей и 50 тысяч бронирований по итогам года. При этом мы рассчитываем, что число воздушных судов, доступных в приложении, не будет больше 3,3 тысячи. Мировой рынок перелетов на частных самолетах мы оцениваем в $60 миллиардов, рынок бизнес-авиации – в 2–3 раза больше.
Деньги недавнего раунда пошли на расширение партнерств с авиакомпаниями, в том числе в России.
Автор: semen_grinshtein