Так уж сложилось, что в конце 2000-х годов Bitcoin начал становиться самым популрным видом криптоденег, когда -то изобретенных и описанных шифропанками. Несомненно, электронная валюта BitCoin перевернула традиционный мировой порядок эмиссии и оборота денег, став самым надежным и удобным денежным инструментом для совершения оплат в онлайне и оффлайне.
При этом следует отметить несколько свойств криптоденег, которые вызывают наибольшую настороженность в кругах государственной власти, охраняющей монополию выпуска традиционных денег и контроля за оборотом этих денег:
децентрализованная эмиссия;
— криптографические методы защиты и функционирования;
— анонимность;
— отсутствие обеспеченности реальной стоимости
— не регулируется банковскими надзорными органами
Именно поэтому платежи BitCoin нельзя заблокировать, вычислить получателя и плательщика платежа, контролировать порядок и время эмиссии новых BitCoin монет. Несмотря на то, что споры связанные с оплатой в BitCoin нельзя подтвердить юридически и ссылаться на оплату ими в случае конфликта в суде, он зарекомендовал себя как надежный открытый программный код, который на сегодняшний день доказал свою устойчивость и жизнеспособность во всем мире.
Очевидно, что свободная криптовалюта может существовать только в свободном информационном обществе с открытой экономикой, к которым Россию на фоне законодательного ада последних лет в сфере регулирования сетей назвать крайне сложно.
В январе 2014 г. Центральный банк России впервые озвучил позицию, в которой назвал криптоденьги — денежным суррогатом и разъяснил, что использование криптовалют бизнесом будет автоматически рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма После указанного официального заявления банковского регулятора, стало очевидно, что в России BitCoin долго не проживут.
В начале февраля 2014 г. рабочая группа при Генеральной прокуратуре совместно с ЦБ, МВД и ФСБ рассмотрела вопрос о существовании и обороте криптовалют, резюмировав принять конкретные решения, «направленные на предотвращение нарушения имущественных прав граждан и организаций, связанных с использованием криптовалют и определить дальнейшие направления работы по правовой регламентации данной сферы.
В июля 2014 на мгновение показалось, что BitCoin и другие валюты могут быть признаны на высшем уровне страны.
Георгий Лунтовский, первый зам.председателя Банка России, выступая на Международном банковском конгрессе 2 заявил о возможности урегулирования оборота криптовалют на национальном уровне. Он заявил следующее „Мы сторонники аккуратного подхода к BirCoin. Совместно с Банком международных расчетов мы мониторим эту ситуацию. Нельзя отвергать этот инструмент, возможно за ним будущее. По мере накопления инфорации примем решение о BitCoin. Сейчас совместно с правительством проводим работу по изучению этого вопроса. Возможно, через какое-то время примем решение законодательном регулировании данного вопроса“.
Один из наиболее влиятельных банкиров, Герман Греф, руководитель Сбербанка России, крупнейшего банка в Восточной Европе, на всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что „виртуальные валюты представляют собой очень интересный мужденародный эксперемент, который ломает парадигму вадютной эмиссии. Их определенно не нужно запрещать, из следует осознать, и может быть, правильно регулировать“.
Еще в августе мы задавились вопросом, будут ли запрещать криптовалюты в России? Прошло немного времени, за которое, по всей видимости, вопрос наверху изучили, посовещались и решили на всякий случай критоденьги запретить.
03 октября 2014 года на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти НПА и результатов их общественного обсуждения появился законопроект, разработанный Минфином по поручению Шувалова, предусматривающий жесткие административные меры ответственности в виде штрафов за добычу денежных суррогатов, загрузку программ, позволяющих делать это, а также за распространение информации о том, как купить и продать критоденьги.
Законопроектом предлагается дополнить ст. 27 №86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации“ правовой дефиницией, устанавливающей, что „денежный суррогат“ — это другие (помимо рубля) денежные единицы и объеты имущественных прав, выпущенные в том числе в электронном виде, используемые в качестве средства платежа и (или) обмена, не предусмотренные законодательством, выпуск (эмиссия) и осуществление операций с которыми запрещается.
Прямо, ни сам BitCoin, ни другие криптовалюты, законопроектом не причисляются к „суррогатам“, но в отсутствие каких-либо уточняющих формулировок, можно предположить, что предлагаемые нормы КоАП будут применяться именно к существующим криптовалютам.
Согласно проекту предлагается внести ряд изменений в КоАП РФ, дополнив его новыми запрещающими статьями, ксающимися оборота денежных суррогатов. Так например, майнинг (процесс выработки криптовалюты путём выполнения компьютерной программой определённого алгоритма) предполагается наказывать штрафом до 50 тысяч для физических лиц и до одного миллиона рублей для должностных и юридических лиц.
Аналогичные по суммам штрафы предусмотрены за создание и распространие специального программного обеспечения для майнинга и «умышленное распространие информации, позволяющей осуществлять выпуск биткоинов или операции с ними». При этом, разработчики законопроекта не разъясняют, что такое умышленное распространение информации, за которое предлагается вменять административное правонарушение, и как отличить умышленное распространение информации от случайного?
Конечно, авторы закона не могли пройти и мимо популярной нынче темы прекращения доступа к сайтам, нарушающим требования законодательства. Так, ст.15.1. Федерального закона „Об информации“ дополняется еще одним основанием, по которому сайт может быть внесен в федеральный „блек лист“ с дальнейшей блокировкой ресурса всеми провайдерами страны — это распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск (эмиссию) денежных суррогатов и (или)операции с их использованием. Тем самым в России появляется еще один цензурирующий орган — ЦБ, который и будет определять все решения, касающиеся BitCoin и других критовалют. Есть основания полагать, что закон будет трактоваться крайне широко и блокировкам будут подвергаться не только непосредственно ресурсы, описывающие майнинг и сайты BitCoin бирж и обменников, но и любая информация, „пропагандирующая оборот криптовалют, использование которых в России запрещено“.
В плане регулирования криптовалют, предложение Минфина поставит Россию впереди планеты всей, опередив даже такие страны с традиционно жесткой внутренней информационной политикой, как Китай, Вьетнам или Иордания. К примеру, даже в Китае запрет BitCoin касается лишь проведения при помощи криптовалют операций китайскими финансовыми компаниями, а также публикация котировок или страхование финансовых продуктов с использованием BitCoin. При этом, физические лица могут свободно участвовать в интернет-транзакциях на свой страх и риск.
Согласно официальной информации предложение было предоставлено следующими лицами (страна должна знать своих героев):
Ермолаев Дмитрий Сергеевич, Овчинников Игорь Леонидович, Штейнберг Алексей александрович, Чалов Павел Анатольевич, Петров Александр Михайлович, Кевбрин Эдуард Станиславович, Грищук Эдуард Сергеевич, Сизов Алексей Юрьевич, Беленцов Андрей Борисович, Кирсанов Александр Валерьевич, Дорфман Андрей Евгеньевич, Бояркин Роман Викторович, Чебыкина Татьяна Владимровна, Водолеев Иван Иванович, Лотфуллин Ренат Бысырович, Хрулев Сергей Васильевич, Уперяка Максим Эдуардович, Шатунов Евгений Евгеньевич, Олейник Илья Валерьевич, Сиделев Сергей Николаевич, Володичев Алексей Алексеевич, Тихомиров Сергей Сергеевич, Керенцев Андрей Александрович, Бродский Илья Борисович, Мещеряков Антон Сергеевич, Божко Максим Александрович, Большаков Дмитрий Игоревич, Борисов Константин Сергеевич
Проект разработан руководителем структурного подразделения разработчика, отвественного за подготовку проекта законопроекта С.Р. Платоновым. Обсуждение законопроекта продлится до 01 ноября, после чего он будет направлен в Госдуму для его дальнейшего принятия.
Налюдая за тем, как новые запретительные законы в последнее время со свистом пролетают в нижней палате и уже через пару недель подписываются Президентом, почему то не остается никаких сомнений, что он будет принят либо в указанной редакции, либо в еще более жестких формулировках (вплоть до введения уголовной ответственности). Могу поспорить на 0,38765 BTC, что это произойдет до конца этого года. Кто готов заключить пари, пока еще это легально?
Автор: sardarbinyan