В мае 2010 году произошел один из крупнейших биржевых обвалов — за считанные минуты рынок потерял триллион долларов. Это событие получило название Flash Crash, а одним их главных его виновников власти США и Велокбритании назвали скромного трейдера из Лондона. Мы представляем вашему вниманию адаптированный перевод рассказа издания Bloomberg о главном герое этой истории.
История одного из самых драматичных моментов во всей истории Уолл-стрит началась в скромном доме на западной окраине Лондона, где постоянно слышен шум снижающихся для посадки в Хитроу самолетов. Именно здесь жил трейдер Навиндер Сингх Сарао (Navinder Singh Sarao), и до этого дня он ничем не выделялся из тысяч таких же, как он.
Но, как утверждают теперь власти США и Великобритании, в тот день больше пяти лет назад Сарао «помог» индексу Dow Jones совершить невероятное мгновенное падение на 1000 пунктов — сейчас этот обвал известен, как «мгновенный обвал» или flash crash. По мнению регулирующих органов, трейдер виновен в выставлении одной из пяти заявок на продажу, вызвавших последующее безумие.
Падение индекса Dow Jones во время Flash Crash
В апреле 2015 года Сарао был арестован властями Великобритании по запросу США — теперь решается вопрос о его экстрадиции. Однако пока ясности с этим делом нет — решение будет вынесено лишь в 2016 году.
Арест трейдера вызвал большое количество вопросов общественности — нет никаких свидетельств его работы на крупные финансовые компании в США и Британии. На момент flash crash он сотрудничал с небольшой частной проп-трейдинговой фирмой и осуществлял клиринг транзакций через MF Global Holdings Ltd — ныне не работающую компанию, возглавляемую известным американским финансистом Джоном Корзином (Jon Corzine). Соседи Сарао говорят то, что обычно говорят соседи в таких случаях: он был тихим, держался обособленно, никаких проблем с ним не возникало.
$40 миллионов
И тем не менее власти уверены, что на самом деле все было не совсем так, и за несколько лет манипуляций с рынком с помощью алгоритмов Сарао незаконно заработал $40 млн.
Он вызвал тот знаменитый сбой не в одиночку, считают регуляторы, не обошлось без участия других игроков — к примеру, взаимного фонда Waddel & Reed Financial Inc из города Оверленд-Парк в Канзасе.
При всем этом, flash crash был всего лишь техническим сбоем — сбоем, который поставил фундаментальные вопросы о том, насколько уязвимы сегодняшние финансовые рынки перед лицом высокоскоростной компьютеризированной торговли, которая теперь доминирует на них.
Навиндер Сингх Сарао
Кто «сдал» Сарао
О Навиндере Сингхе Сарао и его сделках до сих пор мало что известно, помимо информации, озвученной в лондонском суде и содержащейся в запросе Министерства юстиции США. Связанный с ней гражданский иск, поданный американской Комиссией по торговле товарными фьючерсами проливает дополнительный свет на это дело. Оно начало раскручиваться благодаря усилиям осведомителя, который провел «серьезный оригинальный анализ» и представил его результаты Комиссии, говорит Шейн Стивенсон (Shayne Stevenson), адвотка из Сиэттла, представляющий интересы того самого осведомителя.
Согласно утверждениям американских влатсей, последние шесть лет Сарао водил регуляторов за нос с помощью своего софта для манипуляций финансовыми рынками. Также его обвиняют в спуфинге — нелегальном выставлении обманных приказов на покупку или продажу акций, которые потом отменяются до их исполнения, но создают у других участников рынка ложные впечатления о востребованности той или иной акции.
По данным Комисси по товарным фьючерсам, в мае 2010 года действия трейдера создали дисбаланс на рынке деривативов, который затем перекинулся на рынок акций, что в конечном итоге привело ко всеобщему обвалу.
Трейдер-интроверт
«Мы верим и намереваемся доказать, что его действия имели, как минимум, крайне серьезное влияние на сложившуюся тогда ситуацию и привели к сбою», — говорит Айтан Голман, директор по правоприменению Комиссии.
По словам человека, который знал Сарао, во время торговли на бирже он был сосредоточен и закрывался в себе, отгораживаясь от внешнего мира наушниками. На экране его компьютера почти всегда мигали данные фьючерсов индекса S&P 500, а все его коммуникации с людьми сводились к общению по работе — например, установке новых программ на его компьютер.
Когда он якобы начал манипулировать рынком в 2009 году, то использовал софт компании, который затем попросил модифицировать таким образом, чтобы он давал возможность не только автоматически выставлять приказы, но и мгновенно их отменять. В один момент он даже попросил у разработчика код торгового приложения, объяснив, что хотел бы «поиграть» с ним самостоятельно, сделав новую версию — такова версия властей.
Отмена приказов
В год, предшествующий майскому сбою Dow Jones, Сарао уже попадал на радары регулирующих органов. Биржи в США и Европе отмечали, что он постоянно выставляет, а затем быстро отменяет большое количество приказов — эта информация содержится в утекших в прессу показаниях, собранных ФБР.
Биржа CME, на которой торгуются деривативы, связанные с индексом S&P 500, контактировала с Сарао по поводу его сделок, после того, как поняла, что многие из его приказов влияли на формирующиеся цены открытия торгового дня.
По данным ФБР, в отправленном в марте 2010 года email-сообщении Сарао объяснил свои действия простым желанием «показать другу, что происходит с предложением на рынке на протяжении 24 часов в сутки под влиянием гиков-высокочастотников». Затем он задался вопросом, поспособствуют ли действия CME «конец массовой манипуляции рынком со стороны HFT-торговцев».
«Затапливая» рынок
6 мая 2010 года в день, когда случился flash crash, биржа CME отправила Сарао еще одно сообщение. В нем говорилось, что все отправленные на электронную площадку CME приказы должны быть сформированы «в духе доброй воли и с реальным намерением совершения честной сделки», говорится в показаниях ФБР.
В тот же день Сарао и его компания Nav Sarao Futures Limited Plc использовала алгоритмы лейеринга (layering) и спуфинга для торговли фьючерсами S&P 500 E-mini. Денежный объём приказов составил около $200 млн, поставленных на скорое падение рынка — что составило от 20% до 29% всех заявок на продажу в то время. После выставления приказы были перевыставлены или модифицированы 19 000 раз до окончательной отмены.
Такая активность создала дисбаланс, который «повлиял на рыночные условия», которые выразились в падении стоимости фьючерсного контракта, считают в комиссии по товарным фьючерсам.
Обвал шокировал инвесторов, попал во все мировые новости, оставив недоумевающих регуляторов разбираться с причинами произошедшего.
Около трех недель спустя Сарао сказал своему брокеру, что только что позвонил на СМЕ и сказал «им поцеловать меня в зад», утверждается в бумагах ФБР.
Но никто не остановил его даже после этого — среди около двух дюжин обвинений содержатся и относящиеся к сделкам от марта 2014 года. Однако теперь, если его все же экстрадируют в США, трейдеру грозит максимальный срок в 20 лет за мошенничество с помощью электронных средств, 25 лет за манипуляцию на бирже, а за спуфинг он может получить еще 10 лет и штраф в $1 млн.
Похожие материалы:
- Flash Crash 2010: главный подозреваемый в деле на триллион долларов
- Раcследование: Как 15 октября 2014 года высокочастотные трейдеры обвалили рынок казначейских облигаций США и манипулировали им
- Как 27-летний молодой человек заработал несколько миллионов на «финансировании смертельной спирали» грошовых акций
Автор: ITinvest