Поговорим о стоящей за этим науке
Поскольку наша уютная лаборатория специализируется на гелях и трансдермальном транспорте, было бы странно не заняться проблемой целлюлита. Там почти не бывает сложностей, это вам не регенерация раны (сложно протестировать) и не медиагели (сложно делать много, стабильно и дёшево, с сохранением нужной звукопроводности, вязкости и акустического импеданса).
В прошлом году мы занялись, собрали изделие для наружного применения и начали тесты. Я знаю, что вам, скорее всего, проблема целлюлита довольно по барабану, но, как оказалось, именно на примере этого средства очень просто объяснить многие вещи из медицины.
Начнём с концентрации действующих веществ. У каждой таблетки есть предел суточной дозы, после которого риск плохих побочных эффектов резко увеличивается. Обычно речь про передозировку и аллергию. Как я рассказывала в прошлый раз, сенсибилизироваться легко даже к перчаткам из латекса при долгом ношении, и тогда даже обычные презервативы будут вызывать аллергию с первых секунд. Но «Гельтек» известен на рынке именно тем, что умудряется добиваться очень высоких концентраций при полном прохождении тестов на безопасность и челлендж-тестов.
На деле решение очень простое и элегантное с точки зрения биохимии, но довольно сложное в тестировании.
Концентрация
У медицинских средств и фармы есть особенность с дозировкой. Кроме терапевтической дозы есть предельная суточная. Например, в случае COVID-19 некоторые столкнулись с желанием превысить суточную дозу жаропонижающего, что делать категорически не стоит. Максимальная суточная доза определяется из показателей токсичности (ну, вы же помните, что любое вещество при достаточной дозе может нарушать гомеостаз организма, превышая возможности выравнивающих буферов), вероятностью аллергической реакции (за счёт увеличения дозы и сенсибилизации) и другими факторами. Понятно дело, что они идут по безопасному порогу для большинства пользователей (без учёта тех, у кого системные заболевания, для них отдельный раздел инструкций). То есть врач может, чётко понимая, что творится с пациентом и где какие риски, превысить максимальную суточную дозу. Иногда выжить бывает чуть важнее, чем головная боль или понос. Но без очень опытного врача повторять такие трюки дома ни в коем случае не стоит.
Вернёмся к Thermo-Intensive. Чтобы побеждать целлюлит эффективно, нужно было уложить довольно много действующего компонента для работы с сосудами. Почему именно с сосудами и какое это имеет отношение к целлюлиту — чуть ниже. Важно то, что на рынке есть явная ниша — мало в каких, даже очень дорогих средствах, есть достаточное количество основных действующих веществ. Это связано с тем, что вряд ли у кого есть такие же прекрасные наработки по биополимерам, как были в СССР, и которые мы при развале спасли в свою небольшую компанию. Поэтому всё наукоёмкое — наше конкурентное преимущество.
Обойти ограничение можно двумя похожими путями:
- Подобрать два разных по химическому составу вещества, имеющих общее действие. То есть, условно, два разных средства, которые действуют на одно и то же звено. Нам важно, что их действующие белки будут разными, и, значит, сенсибилизация не ускорится. При этом сами белки будут выполнять примерно одну и ту же функцию.
- Подобрать такие вещества, которые усиливают воздействие основного действующего на конкретное звено. То есть увеличить его эффективность за счёт катализации биохимических реакций нужными ферментами, повысить активность системы и так далее. Вы, например, знаете, что нельзя жрать водку с антибиотиками, потому что усилится токсический эффект (вплоть до токсического гепатита). Тот же принцип, только усиливать нужно не побочки, а основное действие.
Мы использовали оба подхода: именно поэтому в компонентах очень много растительных экстрактов примерно похожего действия, работающих с сосудами. Они и действуют на одно и то же звено разными белками, и частично усиливают друг друга.
Напомню, что растительные экстракты используются не из желания написать слово «натуральный» на упаковке, а потому что там много готовых органических веществ, которые было бы сложнее синтезировать с нуля. Кто-то берёт вагон корешков, грузит в ванну-реактор и ждёт, пока там всё прореагирует. Центрифугирует, выпаривает или ещё ферментирует — и вот нужные компоненты для формулы. Осталось только привезти на производство. Почти чистые.
Почти — это потому что растительное сырьё не такое стабильное, как произведённое в бактериальных реакторах. Растения по-разному поливали, удобряли, они росли на разных почвах, у них свои генетические вариации и т. п. Поэтому всегда, когда вы используете в формуле несколько составляющих растительного или животного происхождения, возникает ещё одна проблема, не дающая эффективно повышать концентрацию действующих веществ. А именно — взаимореакции. Нужно довольно долго тестировать средство в термошкафах и потом на людях, чтобы убедиться, что компоненты не вступят в ненужные вам реакции через год-два. Нужно устанавливать метрики для контроля качества, позволяющие оценивать границы допустимого сырья. И такие же метрики для промежуточных формул.
Ну и, наконец, если у вас много активного компонента, то банка быстро превращается в рассадник бактерий после первого открывания и контакта с пальцем пользователя. Эффективно защититься от этого в гелевой среде можно правильной упаковкой-дозатором или конским количеством консерванта. Консерванты тоннами мы себе позволить не можем: пришлось бы решать ещё больше перекрёстных проблем с аллергиями. Оно и так получилось достаточно дорогим из-за сложности производства. К счастью, последние несколько лет мы потратили именно на переделку флаконов так, чтобы дозаторы защищали от контакта со внешней средой. Это позволило очень сильно снизить количество консервантов — на порядки.
Вот тут есть про то, чем отличаются упаковки.
В итоге мы использовали опыт всех предыдущих проектов и получили сбалансированную формулу для работы с целлюлитом.
Что такое целлюлит кратко и почему нужны средства для работы с сосудами
Это большая некрасивая задница с «эффектом корки апельсина». В той или иной степени такие структурные изменения подкожного слоя характерны почти для каждой женщины, но в небольших «количествах» незаметны. Когда их становится много, это беспокоит женщин (потом сильно беспокоит, потом адски беспокоит), и они начинают читать форумы и пробовать разные средства. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что очень мало женщин старше 25 лет не пробовали какой-либо массаж, обёртывание или другое средство для борьбы с липодистрофией.
Кстати, да, «целлюлит» — это неверное название. Всё, что заканчивается на «ит» — это воспаление. Тут воспаления нет, речь именно о нарушениях микроциркуляции и оттока лимфы. Лимфа хуже циркулирует — начинаются застойные явления. Именно их вы можете при хорошем освещении наблюдать на своей спутнице жизни.
Грубо процесс выглядит так: в соединительной ткани есть средства для выработки жиров. Жиры получаются из сахаров, а потом выбрасываются в систему кровообращения и доставляются до потребителей и депо. Сахара получаются из еды. Адипоциты (единичные клетки трансформации жиров из сахаров) устроены так, что вырабатывают эндорфин при синтезе жира. То есть каждый раз, когда вы перерабатываете что-то на жир,
Увеличение количества сахаров ведёт к образованию избытка жира. Избыток жиров вызывает отёки. Дальше возникает фиброз тканей, и именно его следствия видны на заднице. Дальше становится ещё хуже.
То есть первое, что нужно делать, чтобы не было целлюлита, — начать питаться нормально. Но этого мало. Нужно ещё расчистить те завалы, которые образовались около мест сборки жировых органических соединений.
Именно для этого нужно работать с лимфодренажными средствами: нужно тонизировать сосуды, повышать давление на этих участках и стараться активировать разные восстановительные процессы в окружающих тканях. Только тогда округлости снова станут упругими и приятными на ощупь.
Почему обязательно мазохизм
Процедуры, которые повышают микроциркуляцию плазмы в тканях на этом участке тела, традиционно не самые приятные. Это либо довольно жёсткий массаж (особенно больно при запущенном целлюлите), либо разные методы усилить циркуляцию термическими способами. Да, если вы возьмёте соус «Табаско» и намажете его на кожу, вам будет больно, а окружающим весело. Но это не значит, что вы от этого похудеете или существенно уменьшите липодистрофию ткани. Важен не сам эффект «нагрева», а изменения в ткани. Но большая часть средств обладает таким заметным действием. Поэтому потребители-женщины часто ассоциируют эффективность действия средства со степенью причиняемой боли. Если бы у нас не было ничего «горючего», мы бы, возможно, добавили капсаицин. Он дешёвый и представляет собой химическое воплощение боли. Но, к счастью, в итоговой формуле и без него всё довольно адски.
Итак, в базе у нас ванилилбутиловый эфир. Это маленький хакер от мира кожи. Он ничего сам не греет, зато его функциональная группа отлично присоединяется к нейрорецепторам кожи и воздействует только на них. И говорит им: «Тут жарко, очень жарко». Организм ориентируется на эти «градусники» и вызывает соответствующую реакцию — усиливает дренаж, чтобы эффективнее охладить поверхность. Собственно, мы этого и добивались. В отличие от других «греющих» средств, этот эфир достаточно безопасен для кожи даже в относительно больших количествах. Кстати, со «взломом» температурных рецепторов вы встречаетесь каждое утро, когда чистите зубы: там ментолоподобные соединения говорят им «тут холодно». Одна функциональная группа блокирует другую, поэтому если вы введёте какой-нибудь термоядерно-острый соус в зубную пасту инсулиновым шприцом, реципиент первые несколько минут не заметит, что втирает себе в мягкие ткани. Но учтите, что потом сначала адски больно будет ему, а потом, скорее всего, вам.
Эфир жжётся, но не делает вас красными целиком, как баня. Кожа в порядке. Эффекты только для нервной системы. Использование именно этого эфира дало ещё один плюс на тестовой группе — многие девушки наносили средство на ночь, потому что так засыпать было теплее и комфортнее.
Ну и благодаря тестовой группе мы и получили рабочее название проекта. Обычно у них буква и номер, но девочки между собой называли средство далеко не по-научному.
Компоненты
Давайте коротко пробежимся по другим активным компонентам:
- Экстракт фукуса — это известная бурая водоросль, которая традиционно используется в антицеллюлитных средствах. Она хорошо лимфодренирует и при длительном применении чуть меняет метаболизм, улучшает состояние жировой ткани. Проблема с тем, что повышать её концентрацию выше определённого уровня нельзя по допускам: может вызвать аллергию.
- Экстракт листьев винограда вызывает похожее действие за счёт антиоксидантов, воздействующих на сосуды. То есть мы «долбим» в то же звено и рядом другими средствами.
- Экстракт конского каштана хорошо знаком вам по средствам против варикоза. Чтобы улучшить отток, нужно улучшить состояние не только лимфатических, но и венозных сосудов. Когда сосуды готовы оттаскивать «завалы» жиров, запускаются липолитические процессы. Наружных липолитиков почти не бывает, прямые липолитические ферменты только колются. Если вам врач не говорил про такое и если вы не разламываете весы под собой — получится обойтись без внутренних липолитиков.
- Экстракт корней иглицы — продолжаем усиливать действие на сосуды, то есть всё то же звено, которое ключевое для эффекта. Но другим средством.
- Экстракт центеллы азиатской — она хороша для сосудов и заодно улучшает эластичность кожи. Это оказалось критически важным для судьбы геля, потому что он сильно жжётся, и нужно какое-то визуальное подтверждение, что работает. Чуть позже расскажу, как это сработало на тестах.
- Экстракт плюща обыкновенного — там нужные нам фитоэстрогены, которые очень сложно (точнее, дорого) получить иначе как переработкой растения. Улучшают состояние кожи и у мужчин, и у женщин. Наносятся наружно.
- Экстракт гречихи — продолжаем «долбить» в то же звено для работы с сосудами. Все отдельные вещества взяты в высоких действующих количествах, но в пределах норм. Их сочетание даёт возможность повысить концентрацию действующего вещества до очень высокой, но встаёт вопрос совместимости — это уже вопрос к классу научной разработки. У нас побочных действий на тестах не было ни у кого, хотя препарат в результате адово жжётся. Сильнее, чем должен только от эфира. Ну он для этого и сделан. Продаётся он уже полгода, и с продаж тоже не было жалоб (да-да, у нас в медицине как в разработке — первые пользователи всё равно что поздние бета-тестеры, только допуски в разы выше, и багов им почти не достаётся). Вот тут можно прочитать про протоколы тестирования.
- Троксерутин — уже синтетический препарат для сосудов, микроциркуляция и укрепление стенок.
- Йодированный гидролизат протеина кукурузы — этот комплекс содержит йод, но в небольшом количестве. А в небольшом количестве он улучшает микроциркуляцию. В детстве от шишки уколов покрывали йодной сеточкой, помните? Наносилась она как раз для улучшения микроциркуляции, а не чтобы издеваться над ребёнком.
- Экстракт лимона — тоже для сосудов. И тоже слегка жжётся.
- Экстракт гуараны — антицеллюлитный агент, тоже тонизирующий сосуды. При длительном применении добавляются дополнительные эффекты, помогающие расщеплять жиры.
- Кофеин — это мощный диуретик, влияет на тонус сосудов. Много чего лишнего перерабатывается в организме почками и выводится с мочой. Мы чуть ускоряем этот процесс для отвода того, что организм уже давно не мог вывести.
- L-карнитин — улучшает метаболизм и заставляет при физических упражнениях жировые клетки лучше отдавать энергию. Не работает, если просто лежать на диване. Но во время нагрузки (даже ходьбы) резко повышает эффективность расщепления жиров.
Тестовая группа
Именно концентрация «жгущих» веществ определяет субъективный уровень предела трансдермального транспорта. Поэтому на самом деле хорошее средство для борьбы с целлюлитом должно соблюсти баланс между тем, что реципиент выдержит для проникновения сквозь кожу к тканям ниже, и тем, как это будет действовать.
В тестовую группу мы, очевидно, набрали только людей женского пола. Я бы с удовольствием взяла бы не людей, а мышей, но и с мышами, и с целлюлитом на них есть сложности. Средство делается для европейского рынка, поэтому любые тесты на животных исключаются. А люди все разные, с кучей хронических вещей, мутными анамнезами и иногда не читают инструкции. В общем, мы не любим проверять на людях, потому что они вносят очень много хаоса в результаты. Но приходится.
Взяли и «пышечек», и худых разного возраста. Проблем с набором не было вообще: это вам не регенерирующее средство, где надо было царапать живот гвоздём и получать микроожоги. Все в группе были знакомы с эффектом от массажа и разных наружных средств, некоторые — с эффектом от принимаемых внутрь (что несколько дико для решения проблемы целлюлита). Все девочки сначала сделали замер — сантиметром померили главный орган похудения. Точнее, обхват тестовой области. Замеры дальше мы делали раз в неделю, средство наносилось на кожу наружно по месту каждый день. Протокол предполагал, что девушки сами выбирали режим нанесения. Он зависел от индивидуальной настройки нервной системы и чувствительности кожи. В смысле, что если вы занимаетесь единоборствами или увлекаетесь мазохизмом, нейронные цепи, отвечающие за боль, будут фильтровать часть раздражителя активнее, чем, если вы ведёте мирный и целомудренный образ жизни. Но главный фактор всё же — практическая толщина кожи.
От этого зависит то, как наносить. Можно наносить средство на сухую кожу, тогда транспорт будет медленным. Можно после душа — тогда на коже не будет части липидной плёнки, и транспорт пойдёт легче. Но и болеть будет чуть больше. Можно после продолжительной ванны — так кожа потеряет защитный слой жиров и разрыхлится немного, транспорт будет уже интереснее. А можно после скраба — абразивной обработки, будет ещё лучше для транспорта. Каждый тестовый субъект выбирал свою скорость всасывания активного компонента в кожу.
Субъекты не меняли пищевых привычек во время теста. Длительность теста — шесть, восемь и десять недель для разных подгрупп. Общая численность испытуемых на эффективность — альфа-группа 10 человек (плюс разработчики), на безопасность — бета-группа чуть менее 100 человек.
Рекомендаций по физическим упражнениям не давалось (несмотря на L-карнитин в формуле, мы понимали, что просто не проконтролируем этот фактор).
После первой недели мы получили рабочее название средства и кучу эффектов «ой, сантиметр пропал». Но верить было рано, потому что сантиметр — это ровно предел погрешности.
На замеры на вторую неделю тестовая группа вернулась очень обрадованной. Подтвердился второй сантиметр (для нас это уже статистически значимо), плюс девушки увидели действие экстракта центеллы азиатской и плюща и приняли это за победу над целлюлитом. Для них-то важно состояние кожи, а для нас — вывод жира. Но когда пациент чувствует, что дела идут хорошо, он начинает помогать процессам. И если до этого девушки терпели жжение с надеждой, то теперь это же самое жжение доказывало им, что они быстро становятся красивее. Это стоило любых жертв.
Пошли отзывы, что тестовым субъектам нравилось себя щупать. Мы проверили, изменений диеты ни у кого особо не было. Субъекты, которые были на диете, продолжали питаться тем же, кто ел, ничем себя не ограничивая — продолжили делать привычное.
На следующих неделях мы наблюдали примерно уменьшение по сантиметру за неделю. Многие к концу тестов скинули примерно 10 % от охвата основного исследуемого органа. Нам, конечно, было бы очень интересно, где предел, но для этого нужно очень масштабное и дорогое тестирование. Поэтому нет, об эффективности не отвечу, но жир мы выводим очень хорошо. Тестовая группа выпрашивала продолжение. После поступления средства в продажу они узнали цену и в большинстве решили докупить. Тестовая группа отметила, что ни от какого другого препарата даже сильно дороже они не видели таких результатов. И от массажа тоже не видели, чтобы четыре сантиметра уходило за месяц. При этом подсчёт простой: сеанс массажа стоит как банка, а банки в торговом исполнении хватает до полугода (в зависимости от обрабатываемой площади). Режим использования — два месяца раз в день, потом месяц через день и поддержка через два дня.
Что получилось
Средство можно посмотреть вот тут. Банка 500 грамм стоит 2 500 рублей, что резко ограничивает распространение в аптеках. Товар есть на Озоне и Вайлдберриз и продаётся там со скидкой, но набирать известность будет ещё очень долго. У нас нет бюджетов на ТВ-рекламу, на яркое промо и на постановку в приоритет в аптечных сетях, поэтому история будет, скорее всего, как с нашей Интенсив-регенерацией, которая действует эффективнее всего на рынке, но первый год почти не продавалась из-за цены и малоизвестности. Как и у всех в России, кто занимается прикладной наукой, у нас слабо с маркетингом. Но я верю, что эта разработка тоже «взлетит». Во многом наши планы связаны с продажей партий дистрибуторам в Европе и в арабских странах, где уже дистрибутор делает продвижение линейки. И хороший опыт в этом направлении есть, но процессы сертификации под все страны не самые быстрые.
P.S. Если будет настроение, забегайте в наш telegram-канал (@geltek_cosmetics). Там мы рассказываем интересные штуки про хроники нашей уютной лаборатории.
Автор: Елена Пастухова