Последний в нашем цикле коррекций зрения метод — это жёсткие контактные линзы для ночного использования. Они вторые по безопасности после очков. Условно самый безопасный метод коррекции — это однозначно очки (с прочными поликарбонатовыми линзами), потом — ReLEx SMILE и жёсткие ночные линзы, потом — femtoLASIK и ФРК, затем мягкие однодневные линзы, затем «варварские методы» — мягкие линзы длительного ношения и LASIK. Отдельно стоят факичные интраокулярные линзы и искусственные хрусталики — их лучше делать только по прямым медицинским показаниям (достаточно инвазивный метод для рефракционных показаний).
Главное преимущество ночных линз — клинически доказано, что они останавливают прогрессирующую миопию. Поэтому очень часто их назначают детям, когда глаз активно развивается. После 20 лет этот эффект на порядок уменьшается, но остаётся пара других плюсов.
Расплата за явные плюсы — высокая цена таких линз, необходимость строгой дисциплины и регулярный сон минимум по 7 часов.
Как работают жёсткие линзы для ночного ношения
Вечером вы берёте контейнер с линзами и специальные манипуляторы. Надеваете две жёсткие линзы прямо перед сном. Первые несколько раз это будет болезненно, но если вы носили обычные мягкие, привыкнуть получится быстро. Если нет — лучше попробовать однодневные сначала на пару недель, потому что потерять жёсткую линзу от неумения надевать или носить (от ванной до кровати) просто жалко. После мягких линз использовать жёсткие ночные очень и очень просто как раз потому, что они хорошо держат форму.
Эти линзы начинают надавливать на роговицу, «опуская» её центр и ткани под ней в естественное для нормального зрения положение. Правильно рассчитанная линза не «насилует» глаз, а возвращает фокусное расстояние глаза в естественное физиологическое. Чтобы было понятнее, напомню, что близорукость — это фактически растягивающая деформация глаза.
Роговица имеет достаточно жёсткий коллагеновый матрикс, поэтому начинает «запоминать» новую форму, установленную линзой. Условно за 3–5 ночей ношения достигается нормальное стабильное зрение в пределах 95%, а затем результат полностью доводится через пару недель. Первые дни нужно будет носить или слабые очки (например, для –5 в первый день будет –3,5, потом –2, потом –0,5), или же терпеть.
Затем нужно будет соблюдать режим. Для сохранения формы жёсткие линзы нужно будет надевать каждую ночь и спать минимум 7 часов (и стараться не больше 10–11, чтобы вовремя их снять). Меньше — чуть ухудшится зрение днём. Больше — не очень страшно, главное, не злоупотреблять так подряд десятки дней.
Если пропустить ночь, зрение чуть упадёт — роговица начнёт принимать форму, характерную для вашей близорукости. В первый день вы получите недокоррекцию –1 или –1,5, дальше — по нарастающей, стабилизация в те же сроки. Если пропустить ночь и начать носить со следующей ночи — на следующее утро снова будет всё в порядке.
Единственный момент: для тех, у кого зрение до –2.0, можно носить линзу через ночь при желании.
Какова максимальная коррекция?
От –0,5 до –6 диоптрий по сфере в зависимости от формы роговицы и до –1,75 по астигматизму. Для некоторых людей с плоской роговицей такой метод коррекции имеет более узкий коридор ограничений. Есть российские линзы с большим коридором коррекции, но менее кислородопроницаемым материалом.
Есть ли линзы для коррекции дальнозоркости?
Да, были опыты с линзами, которые имеют обратную форму и давят на края роговицы. Но они дороже и реже, делались в одной клинике фактически вручную. В итоге от этого метода отказались.
Как выбираются жёсткие ночные линзы
Эти линзы нельзя просто взять и купить в аптеке (в теории, конечно, можно, но делать так не стоит) — сначала нужно получить точные параметры для вашего глаза. Процедура проходит так: после стандартной диагностики в клинике выбирают линзы из чемодана с примерно 160 вариантами линз. Где-то от получаса до часа вы их примеряете, пока не почувствуете, что вот именно эта идеально сидит (поэтому я и рекомендую сначала научиться носить однодневные, иначе диагностика будет довольно неприятной — у нас, например, дети часто плачут, когда к их глазам прикасаются). Как только вы нащупаете глазом свою идеальную линзу, оптометрист нанесёт на неё флюоресцентный раствор, который будет светиться в ИК-подсветке микроскопа. По кругу на эпителии роговицы можно будет понять, насколько правильно ваш «идеал» сидел по факту. После двойной проверки вы получите или готовые линзы (если клиника специализируется на их расчёте), либо они будут заказаны для вас в США и приедут через пару недель. В нашей практике, учитывая не очень большое число вариантов для перебора (чаще всего нужны 10–20 наиболее характерных моделей), пойдёте домой сразу с новыми линзами.
Иногда к нам отправляют пациентов от производителей линз на диагностику, чтобы получить результаты шаймпфлюг-камеры (Пентакама), потому что нужно сочетание удобства нахождения линз на глазу и их точности подбора. Нужно оба комплекта оборудования — дорогая диагностика и чемодан с кучей аксессуаров.
Линзы эти дорогие, стоят около 28 тысяч рублей за пару, плюс по-умному нужно делать 4 осмотра в течение первого месяца, дальше — раз в 3 месяца. В общем-то, и с обычными контактными линзами нужно регулярно осматриваться, но мало кто так делает.
Каждый год нужно выкидывать старые и покупать новые, не перенашивая особо. К ним же нужен обычный раствор для хранения (первая порция), контейнеры и манипуляторы — в общем, всё необходимое. Это тоже обычно входит в цену, как и диагностика.
Если ночные линзы выбираются детям с прогрессирующей близорукостью (чтобы за счёт периферического дефокуса стабилизировать процесс), есть ещё особенность. До 18 лет по закону родитель несёт полную ответственность за своего ребёнка, поэтому процедура выбора и обучения использованию делается строго вместе с мамой или папой и в 15 лет, и в 6 лет. Да, использовать их можно начиная где-то с 6 лет, раньше не имеет смысла — ребёнок их, скорее всего, потеряет.
Доступ кислорода: почему они такие крутые и безопасные
Есть очень много хороших российских моделей дешевле, но мы используем американские — они тоньше в два раза примерно. Это сразу исключает все другие линзы из вариантов выбора. Да, есть варианты дешевле, но мы ставим на жёсткие контактные линзы, когда пациенту нужно комфортное зрение без очков, и без операции, либо когда нужно остановить прогрессирующую близорукость у ребёнка. Хочется дешевле — остановитесь на очках, это обоснованнее по безопасности.
Так вот, несмотря на жёсткость материала, флюоро-силикон-акрилат имеет структуру, которая не препятствует притоку кислорода к глазу (почти мифическая 100-процентная кислородная проницаемость), то есть ночные линзы существенно безопаснее мягких в этом плане. Учитывая почти гарантированно ограниченное время ношения (я знаю очень мало людей, способных регулярно спать по 12 часов), требования безопасности будут соблюдаться почти автоматически. Отсюда прямое следствие: пациентов с осложнениями по таким линзам у нас нет. Но, правда, надо сказать, что мы несколько лукавим, когда говорим о долговременном ношении: обычно к концу года пациент настолько привыкает к тому, что можно свободно бегать, прыгать и плавать, что очень хочет получить такое зрение, но линзы надевать уже лень, и график соблюдать тоже.
Поэтому пациент обычно приходит на лазерную коррекцию, нарадовавшись жизни и посчитав затраты на ближайшие годы. В итоге длительных многолетних случаев ношения жёстких ночных контактных линз в России считанные сотни — как правило, это те, кто использует их из-за невозможности другой коррекции и нежелания при этом носить очки. Обычно — женщины-модели и спортсмены, в основном, боксеры и хоккеисты.
Кто использует жёсткие ночные линзы?
- Те, кто не может коррекцию, но хочет ходить без очков.
- Те, кто занимается активными видами спорта (сложно представить себе сёрфингиста с выпавшей линзой или теннисиста в очках). А так ночью поносил — на день вынул.
- Те, кто ждёт коррекции зрения и хочет понять, как оно будет после (обратите внимание: жёсткие линзы нужно перестать использовать за месяц до предоперационной диагностики).
- Те, кто живёт и работает в регионах, где есть частые перепады из тепла в холод (очки запотевают и мешают комфортно работать, например).
- Дети и подростки с прогрессирующей близорукостью, когда нужно физическое ограничение механики роговицы.
- Те, кто не уверен, что зрение стабилизируется после лазерной коррекции.
Ещё момент. Всё то, что написано в посте относительно безопасности жёстких контактных линз, касается только и исключительно специальных линз для ночного использования во время сна. Есть ещё жёсткие контактные линзы, которые применяют для обычных коррекций, и те, которые используют после операций для создания дополнительного экзогенного каркаса глаза. К ним почти ничего из перечисленного не относится, они чаще всего носятся из вынужденной необходимости.
И ещё один важный момент: да, есть жёсткие линзы, которые вытачиваются индивидуально под кривую как синус роговицу (чаще всего после трансплантации или серьёзных операций) и дают идеальное зрение. У таких корнеоскреальных линз механизм создания жидкостной среды (слезы) между тканями роговицы и линзой — они садятся не на роговицу, а на конъюнктиву. Они делаются только одной клиникой в России, как решение «последнего шанса», показания крайне специфические. Если интересно — дам наводку в личке.
Автор: Клиника офтальмологии доктора Шиловой