Безопасный каршеринг: составляющие, основные проблемы и конкурс Яндекса

в 8:00, , рубрики: bug bounty, Анализ и проектирование систем, безопасность, безопасность автотранспорта, беспилотные автомобили, Блог компании Яндекс, информационная безопасность, каршеринг, конкурсы разработчиков

Запущенный в феврале Яндекс.Драйв, как и любой сервис каршеринга, работает благодаря комплексу уникальных систем — в автомобиле, в телефоне пользователя и на сервере. Система, которая ещё недавно была в новинку для IT-сообщества, расположена в самой машине. Она включает в себя несколько девайсов — блок телематики, CAN-шину и мультимедийное оборудование. Подробнее о том, как всё это коммуницирует между собой, я и хочу вам рассказать. Кроме того, я объясню, почему именно сейчас компании и эксперты по безопасности должны уделять максимум внимания защите каршеринговых сервисов. Дело в том, что это не просто yet another приложения в вашем телефоне, а целая взлётная полоса для автомобильной индустрии завтрашнего дня.

Безопасный каршеринг: составляющие, основные проблемы и конкурс Яндекса - 1

Мы стремимся построить самую защищённую инфраструктуру для каршеринга, и рассчитываем, что вы тоже поучаствуете в этом процессе. До 27 мая у вас есть возможность изучить Яндекс.Драйв на предмет уязвимостей. Попробуйте изменить логику работы сервиса, снизить цену поездки, получить доступ к информации о пользователях или, например, открыть машину, когда сервис это запрещает.

Те, кто обнаружит самую серьезную проблему, получат от Яндекса полмиллиона рублей. Приз за второе место — 300 000 рублей, за третье — 200 000 рублей. О деталях я расскажу чуть ниже, а пока вернёмся к устройству каршеринга.

Пару слов о том, как устроен каршеринг

Машина Драйва или подобного сервиса отличается от обычной тем, что в ней установлен специальный блок телематики. С одной стороны, он подключен с устройству управления всей электроникой автомобиля — так называемой CAN-шине. С другой, блок находится на постоянной связи с сервером телематики. Сервер анализирует полученные с блока данные и отправляет обратно сигналы управления: открыть или закрыть автомобиль, включить зажигание, завершить аренду и др. Все перечисленные действия согласовываются с основным клиентским бэкендом, где работает биллинг, а также хранится база всех клиентов и заказов. Приложение на вашем телефоне, в свою очередь, тоже взаимодействует с клиентским бэкендом.

Какую информацию можно собирать и отправлять на сервер с помощью CAN-шины и блока телематики?

Минимальный набор — это координаты автомобиля, статус каждой двери и двигателя (закрыто-открыто, включено-выключено), уровень топлива, а также режим коробки передач. Однако CAN-шина считывает и множество других данных, которые тоже можно передавать на блок телематики и далее на сервер. Речь идёт про показания спидометра, число оборотов и температуру двигателя, расход топлива, статус необходимости ремонта тех или иных агрегатов, положение подушек безопасности — словом, при желании несложно логировать показания практически всех электронных датчиков в автомобиле.

В Яндекс.Драйве существует и ещё один компонент — платформа Яндекс.Авто для мультимедиа-систем с голосовым управлением. В неё встроен Навигатор, Музыка и Радио. Поскольку платформа работает с пользовательскими данными, мы стараемся делать всё возможное, чтобы они были в безопасности и корректно удалялись с устройства между сессиями аренды.

Главные проблемы в безопасности каршерингов

Использование GPRS и EDGE
До недавнего времени каршеринговые компании — и в России, и за рубежом — использовали блоки телематики, которые исходно не предназначались для контроля за передвижением автомобилей по городу. Первопроходцы отрасли приспособили под свои нужды уже существующие устройства для сопровождения грузовиков, бензовозов, тракторов и другой тяжёлой техники. Фирма, которая занималась, скажем, сельским хозяйством, могла узнать, где находится трактор, оценить скорость движения и отправить трактористу сообщение о том, что нужно ускориться.

В случае с тяжёлой техникой блок телематики не считывал с CAN-шины столько же данных, как в каршеринге, и это происходило с меньшей периодичностью. Как следствие, для пересылки данных хватало 2G-модема. Канал сотовой связи 2G не только легко перехватывается (например, через поддельную базовую станцию, позволяющую подменить сигналы управления автомобилем), но и наиболее уязвим при падениях сотовой сети. Провайдеры знают, что большинство клиентов уже перешли на 3G- и LTE-устройства, считают 2G скорее техническим каналом и в случае проблем восстанавливают его в последнюю очередь. Удобная аренда накладывает иные требования — в блоках появилась поддержка LTE.

Кроме того, старые блоки позволяли наблюдать за техникой, но не управлять ей. Возможность удалённого управления машиной тоже требует дополнительных механизмов безопасности, причём не только в части защиты устройств, но и в различных интерфейсах.

Отсутствие шифрования
Блоки для тяжёлой техники несовершенны ещё и потому, что обладают слабой производительностью. В них нет процессора, способного поддерживать зашифрованное соединение с сервером — всё управление машиной происходит через незащищенный канал. Современные блоки позволяют решить и эту проблему тоже.

Отсутствие надёжности уровня больших IT-компаний
Google, Яндекс и другие игроки привыкли всеми силами обеспечивать стабильность работы сервисов. Например, распространена репликация: когда какой-нибудь из дата-центров перестаёт отвечать из-за аварии, то пользователи — благодаря копиям своих данных в других дата-центрах — ничего не замечают. Фирмы, которые занимаются только каршерингом, реже применяют репликацию.

Безопасность каршеринга — залог безопасности беспилотных авто

Беспилотные авто — слишком объёмный стек технологий: его нельзя отправить в продакшен сразу и целиком. Внедрение этого стека в жизнь людей будет происходить постепенно, и каждая следующая стадия будет строиться по результатам предыдущей. Каршеринг станет частью этого процесса.

Дело в одной из фундаментальных проблем каршеринга: так называемой «проблеме первой и последней мили». Первая миля — это когда вы выходите из дома или офиса и вынуждены добираться до машины — казалось бы, стоящей недалеко. Но «недалеко» — понятие растяжимое. Как правило, автомобиль расположен дальше, чем вы бы припарковали свой личный транспорт. Такси, в свою очередь, тоже подъехало бы к вам поближе.

Ну а последняя миля — это ситуация, когда вы воспользовались каршерингом, добрались до нужной точки, но не можете завершить аренду, поскольку не нашли парковочное место. С личным транспортом была бы та же история, а вот такси и тут оказывается удобнее: водителю не нужно надолго парковаться, чтобы вас высадить.

Каршеринг станет таким же удобным, как такси, только когда машина сама к вам приедет в начале и сама отправится искать парковку в конце.

image

Для этого она не должна быть беспилотной в полном смысле слова. Беспилотные авто смогут ездить на высоких скоростях, а для описанных двух задач (приехать из соседнего квартала и уехать к ближайшей парковке) скорость не столь важна. Главное, чтобы машине не требовалось перемещаться без водителя на большие расстояния, то есть чтобы автомобили были в достаточном количестве разбросаны по городу. А это, в свою очередь, вполне достижимая цель.

Таким образом, каршеринг — одна из первых сфер, где можно будет обкатать беспилотники, и подобная обкатка начнётся уже в ближайшие годы. Поэтому системы защиты каршеринга во многом станут отправной точкой для аналогов в беспилотниках.

Конкурс

Для участия в конкурсе нужно записаться и приехать в офис Яндекса (Москва, ул. Льва Толстого, 16). Вы сможете дважды по 2 часа подряд пользоваться автомобилем Яндекс.Драйва — либо провести один 4-часовой сеанс. Участвовать можно в одиночку или командой до трёх человек. Разбирать машину или подключаться к ней с помощью кабеля запрещено. Кроме того, вам потребуется аккаунт Драйва — по одному на команду. Регистрация в сервисе под этим аккаунтом должна быть пройдена полностью.

Победителей выберут сотрудники Яндекс.Драйва и службы информационной безопасности Яндекса. В первую очередь при выборе будет учитываться критичность найденных проблем, а не время поиска.

Награждение победителей состоится 29 мая в зале «Информационная безопасность» ежегодной конференции Яндекса Yet another Conference (YaC). При желании вы сможете продемонстрировать свои эксплойты гостям конференции.

Конкурсы других компаний

Вокруг применения технологий в автомобилях сейчас наблюдается общемировой хайп, поэтому конкурсов на нахождение уязвимостей хватает. Самый популярный способ взлома — через мультимедиа-системы. Можно вспомнить доклады секции Car Hacking Village на DEF CON (вот хороший пример). В рамках Car Hacking Village ежегодно проводится соревнование Capture the Flag, где специалисты по безопасности пытаются найти уязвимости в автомобильных системах. Это не считая долгосрочных программ bug bounty ключевых игроков рынка: Uber, Tesla и других. Но заметных конкурсов, связанных именно с каршерингом, пока никто в мире не проводил.

Секция «Информационная безопасность» на YaC 2018

Вне зависимости от того, займёте вы в конкурсе призовое место или нет, мы приглашаем вас на секцию YaC про безопаcность. Главная тема секции — защита голосовых интерфейсов. В последние годы всё популярнее становятся виртуальные ассистенты, умная акустика и так далее, но каждый новый вид взаимодействия влечёт за собой новые уязвимости. Разработчики с самого начала следят, чтобы машинный интеллект никого не «подслушивал», а приватные данные не были доступны злоумышленникам. Опыта теперь достаточно — настало время поделиться лучшими практиками. В числе гостей мы ожидаем увидеть специалистов по защите данных, а также всех разработчиков, администраторов и менеджеров, кому интересна эта тема.

Помимо двух докладов о приватности голосовых интерфейсов вас ждёт ещё несколько выступлений: вы узнаете, как организовать межсервисную аутентификацию и построить защиту от фрода. Мы рады, что к нам присоединятся наши коллеги из Naver (Южная Корея) и Rakuten (Япония). Награждение победителей конкурса и, как мы надеемся, демонстрация готовых эксплойтов на машине Яндекс.Драйва пройдёт в заключительной части секции. Вот более подробная программа, а вот ссылка на регистрацию.


Кстати, у нас постоянно действует своя программа bug bounty — искать уязвимости можно не только в дни конкурса Драйва и не только в самом Драйве.

Автор: Леонид Клюев

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js