Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров рассказал через ВКонтакте о письмах из ФСБ. В них служба предупреждает Дурова, что на проект составлен протокол об административном правонарушении — владельцы мессенджера не подали в ФСБ сведения, необходимые для дешифровки пользовательской переписки. Тем самым опровергнута летняя гипотеза главы Роскомнадзора Александра Жарова, о том, что внесение Telegram в российский реестр организаторов распространения информации вовсе не обозначает автоматическую обязанность мессенджера применять «прозрачное» для ФСБ «шифрование» или необходимость раскрывать властям РФ ключи для дешифровки сообщений.
Дуров сообщил:
В России у Telegram уже около 10 миллионов пользователей, и страна, похоже, спешит присоединиться к Ирану в вопросе заведения дел на руководство Telegram. Из-за невыполнения антиконституционного закона Яровой ФСБ составляет на нас административные протоколы, которые, как считают юристы, неизбежно приводят к судебным процессам. Ниже — документы, которые в последние недели шлют из России в наш лондонский офис.
[ Письма из ФСБ в Telegram, выложенные Павлом Дуровым: первое, второе ]
Ранее 26 сентября выяснилось, что на основателя Telegram завела уголовное дело прокуратура Ирана. В прошлом Дуров рассказывал, что Иран требовал от Telegram раскрыть шифры, а сейчас глава мессенджера прокомментировал:
Сегодня Иран официально выбыл из числа стран, которые я могу посещать, — прокурор Тегерана завел там на меня уголовное дело. Телеграмом в Иране пользуется более 40 миллионов человек, и за все годы работы мы не заблокировали ни один политический канал и не выдали властям ни байта личных данных.
…
Отсутствие возможности изредка посещать Россию для меня более болезненно, чем невъезд в Иран, — прежде всего, из-за родителей. Но переживем — глобус большой.
В конце июня 2017 года лидер Telegram заявил: мы не возражаем против регистрации в Реестре, но «закон Яровой» Telegram выполнять не будет. Неделей ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров лично обращался к основателю Telegram Павлу Дурову с просьбой предоставить данные о компании, управляющей Telegram, для внесения в реестр организаторов распространения информации. Именно организаторы, в том числе, подпадают под действие «закона Яровой». Александр Жаров пообещал лишь внесение Telegram в Реестр и «На этом точка». Из разъяснений же Роскомнадзора (а не руководителя РКН Жарова, как частного лица) на сайте самого Роскомнадзора следовало, что после регистрации, власти намерены получать доступ к переписке пользователей. Что и подтвердили письма из ФСБ в одно из юридических лиц, связанных с Telegram, на имя Павла Дурова.