Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», объяснил в РБК почему Big Data — это не только полезный инструмент для преследования чиновников за злоупотребления, но и способ при помощи которого люди, владеющие технологиями, смогут узнавать о нас гораздо больше, чем нам нужно для нашей же безопасности. Это — цифровое неравенство.
Иван Бегтин. Фото: Мария Борисенок
В вопросе информационной открытости есть две стороны. С одной стороны, «панамские бумаги» убеждают нас в ее пользе: мы получаем больше информации о лицах, принимающих решения, и видим случаи масштабной коррупции.
[…]
С другой стороны, каждый из нас по отдельности беззащитен перед корпорациями с их огромными техническими ресурсами, позволяющими обрабатывать наши данные. Это и есть цифровое неравенство: мы знаем о банках и их владельцах очень ограниченный объем официальной информации, которую требует публиковать ЦБ. Банки могут узнать о нас значительно больше, изучая наши соцсети и следы в интернете.
Примеры: 1. Как соцсети и история поиска влияют на выдачу займов? || 2. Мария Вейхман, Scorista: «Чем больше заемщики говорят в соцсетях, тем хуже возвращают займы».
Корпорации, основанные на данных (data corporations), знают многое о наших потребительских предпочтениях и начинают манипулировать нами, подкидывая нужную рекламу. По косвенным признакам о нас можно узнать больше, чем мы бы сами хотели рассказывать окружающим.
Полностью: Иван Бегтин. Темная сторона открытости: почему не все данные стоит раскрывать, Технологии и медиа, РБК.