Как улучшить процесс подготовки студентов ВУЗов по направлениям ИБ/ИТ?
Статья для обсуждения, предложений и конструктивной критики.
Проблемы подготовки студентов, необходимости их переучивания, устаревания знаний и т.д. поднимались не раз. Причем поднимались как работодателями, так и самими студентами. Оставим это «за скобками» статьи.
Вопросы кадрового обеспечения ВУЗов, адекватности уровня заработных плат и финансирования технического обеспечения также оставим «за скобками».
Из исходных данных — ВУЗ в регионе, студенты специальности 10.05.01 (090301.65), или родственных направлений, несколько «молодых, инициативных и неравнодушных» преподавателей.
Что хотим
Определим цели. Цели должны быть реальными и достижимыми.
Основные цели, на наш взгляд, следующие:
- дать комплексное понимание что и для чего необходимо (уйти от проблемы «эта теорема нужна, чтобы доказать другую замечательную теорему!»);
- стимулировать самообразование;
- создать возможность участия в большом проекте на разных позициях (с внутренней конкуренцией и т.д.).
Есть есть что предложить — пишите.
Как и почему
По цели №1
Здесь всё более менее ясно. Честно и, по возможности, объективно рассказываем весь путь от конца [что необходимо на выходе] к началу [что делаем здесь и сейчас]:
- существующие/перспективные угрозы и/или запросы рынка;
- методики и технологии применяемые для выявления и нейтрализации угроз, существующие решения/продукты;
- стеки технологий, их применимость, особенности;
- базовые технологии и навыки;
- задания по учебному плану.
По цели №2
Ясно что хотим, но не всегда ясно как этого добиться. Индивидуальный подход и всё такое, но хотелось бы составить некоторый «how to», который пригодится не только нам, но и коллегам:
- внедрять соревновательный элемент, когда преимущество может дать только дополнительное, пусть и небольшое, усилие от студента;
- поощрять участие во внешних мероприятиях, когда надо «защитить честь ВУЗа» и т.д.;
- советовать хорошие книги, которые и знания дают и не отбивают охоту читать (даже несмотря на на объем, например, Таненбаум).
По цели №3
«Мегапроекты» — крупные проекты, с понятными целями и задачами, для реализации которых требуется большое количество человеко-часов, разные технологии, возможен практически бесконечный процесс доработок, оптимизации и совершенствования.
Подобный крупный проект полезен для ВУЗа:
- темы для публикаций и выступлений на конференциях;
- задел для курсовых и дипломных работ;
- заинтересованность студентов в практическом применении их работ/знаний.
И для процесса обучения:
- студентам предлагаются разнообразные задачи — подзадачи проекта — как контрольные/курсовые/дипломные работы;
- студенты знакомятся с методологиями разработки/проектирования/управления проектами;
- наглядный пример декомпозиции большой задачи на отдельные подзадачи;
- подзадачи могут реализовываться разными студентами/группами для создания соревнования;
- студент, выбирая из различных подзадач одного проекта, наиболее интересные для него, лучше самореализуется, быстрее находит «своё призвание»;
- необходимость взаимодействия с другими участниками проекта развивает коммуникативные свойства.
Возможные примеры проектов: индекс цитирования научных статей, антиплагиат.
Автор: nvv