Очень часто наши российские клиенты спрашивают нас: “Как быть, если во время поездки нужно получать смс от банков?”. Дело в том, что наше приложение позволяет принимать только звонки при смене SIM-карты, переадресация SMS в приложении пока невозможно.
Так как мы стараемся придерживаться доктрины “Lean Startup”, мы попытались выяснить, насколько велика проблема и можно ли ее решить альтернативными способами.
Самым очевидным способом решения этой проблемы явлется замена SIM-карты каждый раз, когда нужно совершить платеж, получить SMS и снова сменить SIM-карту. Как вы понимаете, это не самый удобный способ.
Необходимость уведомлять пользователей о совершении операций на банковском счете продиктована Федеральным законом «О национальной платежной системе» Статья 9, Пункт 4:
“Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.”
Как видно из текста, нет никакого упоминания SMS, и вроде как банки могут выбирать любой способ информирования: звонок, письмо, личное сообщение в соцсетях или мессенджерах, push-уведомления и др. Но при этом большинство банков используют SMS, без возможности выбора альтернативы.
А ведь предложение альтернативы было бы выгодно в первую очередь самим банкам и вот почему. Ежемесячно банки России отправляют 1,7 миллиардов SMS своим клиентам, на что тратят около 850 миллионов рублей. Смартфонами сейчас пользуются примерно 50% всех абонентов сотовых сетей. А среди пользователей интернет-банкинга владельцев смартфонов, наверное, и все 100%. Это значит, что при внедрении альтернативных способов уведомления (push-уведомления, сообщения в мессенджерах, электронная почта и др.), банки смогли бы сэкономить чуть больше 5 миллиардов рублей в год!
Справедливости ради, следует отметить, что некоторые банки в целях экономии уже предлагают альтернативу в виде push-уведомлений или сообщений через собственные приложения. Но, к сожалению, таких банков пока совсем мало — единицы.
Помимо финансовой выгоды отказ от SMS-уведомлений может увеличить и безопасность онлайн-транзакций. Ни для кого не секрет, что существующая инфраструктура мобильной связи устарела с точки зрения безопасности, и перехватить звонок, а тем более SMS, не составляет труда. (Тут и тут можно почитать о способах атак на сотовые сети.)
Мы нашли по крайней мере две российские компании, которые задались целью помочь банкам — это Tim Connect и Wings.
Tim Connect отправляет push-уведомления на специально установаленное пользователями приложение. Если пользователь не ввел код в течении определенного времени, уведомление дублируется по SMS. На наш взгляд, недостатком этого решения является необходимость установки отдельного приложения для получения уведомлений от банка.
Компания Wings работает над более глубокой интеграцией с банками, встраивая свой сервис непосредственно в клиентские приложения банков.
Как бы то ни было мы считаем, что наиболее перспективным было бы решение, при котором пользователь мог бы получить код подтверждения в любом из мессенджеров, идентификация в которых происходит по номеру телефона, такими как Viber, Whatsapp, Telegram и, почему бы нет — AVO. При таком подходе нет необходимости установки дополнительного приложения, да и сам интерфейс мессенджеров более привычен пользователям.
Автор: AVO