Mobile Number Portabilty (MNP) — это возможность сохранить свой телефонный номер при переходе к другому оператору. Механизм призван стимулировать конкуренцию среди телеком-операторов и оздоравливать рынок. Но на практике внедрение функции переноса номера может приводить к разным результатам. О мировом опыте MNP расскажем под катом.
Почему пользователи меняют операторов?
Чаще всего перейти к другому оператору пользователей заставляет так называемая «усталость от бренда». Накапливаются негативные впечатления, связанные с платными подписками на контент, качеством связи и нюансами оплаты.
На удовлетворенности клиентов также сказывается снижение качества связи с ростом абонентской базы. Возможность оставить прежний номер позволяет легко решиться на переход к другому оператору.
Картина развития MNP в мире
Впервые возможность сохранить номер реализовали в Сингапуре в 1997 году, но попытка оказалась неудачной. Перенести удавалось только звонки и SMS, а любая другая услуга проходила через сеть предыдущего оператора. Здесь услуга была реализована полноценно только в 2008 году.
Первую удачную попытку предприняли тоже в 1997 году, в Нидерландах. В 1999 к ним присоединились Великобритания и Гонконг. В настоящее время услуга MNP доступна более чем в 70 странах мира.
Популярность услуги в разных странах сильно отличается. Например, в Финляндии, где сохранить номер можно бесплатно, доля перенесённых номеров за один год превысила 20%. В Нидерландах, где MNPэта услуга обойдется в 9 Евро — 12% от среднего ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя за месяц), доля перенесённых номеров — 7%. А в Германии «взять» с собой номер стоит 29 Евро, поэтому там услуга MNP совсем непопулярна — меньше 1%. Опережает всех по числу перенесенных номеров Сингапур, где 95% абонентов поменяли оператора уже в первый год.
На популярность MNP оказывают влияние несколько факторов:
Развитие рынка мобильной связи в стране
Услуга MNP оказывается наиболее популярна в странах, мобильный рынок которых находится в ранней стадии развития. Самые благоприятные условия для ее развития — низкое проникновение мобильной связи, невысокое качество услуг и неразвитая конкуренция. Один из лидеров по популярности MNP – Финляндия — на момент внедрения услуги в 2003 году показывала уровень проникновения мобильной связи около 90% (для сравнения: в России этот показатель сейчас составляет около 180%), а оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.
Напротив, Япония на момент принятия MNP в 2006 году отличалась очень высокой конкуренцией в секторе мобильной связи, и услуга оказалась непопулярной, а доля перенесенных номеров составила всего 0,2% (против ожидаемых 30%).
Условия перехода и количество бюрократических барьеров
Популярность MNP, конечно, в значительной степени зависит от стоимости переноса, необходимости личного присутствия и срока, за который можно осуществить переход. Хотя востребованность услуги не всегда обратно пропорциональная стоимости. Например, в Великобритании, где она предоставляется бесплатно, доля перенесенных номеров значительно ниже, чем в Дании, где за MNP нужно заплатить около 10 евро.
Степень лояльности абонентов
Традиционно доля перенесенных номеров является невысокой в странах, в которых принято заключать долгосрочные (на год и больше) контракты с мобильным оператором. Такая практика сложилась, например, в США и Японии. В этих странах операторы предлагают большие скидки абонентам при заключении годового контракта, а расторжение такого контракта подразумевает высокие штрафы.
Сценарии развития MNP
Важно понимать, что процедура перехода разрабатывается регулятором — государственным органом, а не самими операторами. Можно выделить четыре сценария:
Агрессивный сценарий
Характерен для стран с ограниченным контролем со стороны государства. При внедрении MNP наиболее слабый из операторов начинает демпинговать, что приводит к ценовым войнам.
Где: Турция и Бразилия.
Умеренный сценарий
Небольшие операторы предпринимают усилия по захвату доли в корпоративном сегменте, у конкурентов наблюдается значительный отток абонентов.
Где: Польша
Консервативный сценарий
Крупные игроки стараются сохранить текущую ситуацию на рынке и ограничить потенциальные потери. Благодаря сильному государственному регулятору, конкуренция выражается не в ценовых войнах, а в предложении более широких наборов услуг, повышении их качества.
Где: Чехия, Таиланд, ЮАР и Россия.
Оптимистичный сценарий
Операторы договариваются друг с другом и одновременно меняют свои предложения таким образом, что при переходе абонент ничего не выигрывает. Очень похоже на консервативный сценарий, но демпинг предотвращает не регулятор, а договорённость операторов.
Где: Израиль и Индия.
Лучшие мировые кейсы
Турция
До 2008 года в Турции существовала почти полная монополия оператора Turkcell, который активно выступал против переноса. В таких условиях реализацию MNP инициировало не государство, как это бывает обычно, а сами операторы — Vodafone и Avea. За их счет была создана база, которую передали регуляционным органам.
Только в первый день было подано 50 тысяч заявок на перенос, а за пару лет количество перенесенных номеров составило уже почти 60%.
Vodafone и Avea выросли соответственно до 18,3 и 12,8 млн абонентов соответственно. Доля рынка Turkcell за четыре года снизилась с 76% до 49%. Чтобы перестать терять клиентов, оператор существенно снизил стоимость, что привело к общему удешевлению услуг связи (до 2008 самая дорогая в Европе).
Услуга предоставляется бесплатно и сам процесс занимает шесть рабочих дней.
Грузия
Внедрение MNP в Грузии в 2011 году считается одним из самых успешных и самым быстрым: все работы удалось завершить за четыре месяца. Уже к концу 2011 года также была реализована переносимость фиксированных номеров.
Услуга предоставляется бесплатно, процесс занимает до трех дней.
Великобритания
Здесь реализовать MNP в 1999 году помог независимый регулятор Ofcom. Услуга изначально предоставлялась бесплатно, но операторам необходимо было оплатить регистрацию номера (около 25 фунтов).
Время переноса удалось сократить с месяца до семи дней только к 2005 году, а в 2009 его ограничили двумя часами и дали возможность уйти к другому оператору почти мгновенно.
Затраты на внедрение MNP в Великобритании почти на 30 млн долларов превысили ожидаемые, а вот востребованность услуги оказалась невысокой. За первые пять лет возможностью перенести номер воспользовались чуть больше 5% пользователей.
США
В США с 1997 года действует LNP (Local Number Portability — возможность переносить стационарные номера), а MNP — с 2003 года. Для ее запуска удалось воспользоваться архитектурой интеллектуальной сети LNP. В результате внедрения MNP цены на мобильную связь снизились на 6%, появились новые выгодные тарифы. Суммарная экономия абонентов составила около 120 млн долларов в месяц.
Услуга предоставляется бесплатно, а срок переноса составляет всего пару часов. Заявку можно подать онлайн
Индия
В Индии, запустившей MNP в 2011 году, был специально для этого создан оператор MNPO (Mobile Number Portability Operator), взявший на себя ответственность за содержание базы данных перенесенных номеров. Абонент может перенести номер в пределах своей зоны. Всего зон две — северо-запад и юго-восток, каждая из них обслуживается отдельной компанией. Создавать переносимость внутри всей страны с такой большой площадью оказалось экономически нецелесообразно: в этом случае слишком возросла бы себестоимость вызова на перенесенный номер.
Срок переноса номера в Индии составляет до семи дней. Заявку можно подать с помощью SMS.
Заключение
Какой из этих сценариев хуже, а какой лучше? Всё зависит от точки зрения. Для абонента лучшим является агрессивный сценарий, означающий сильное падение цен. С другой стороны, он может привести к тому, что операторы со временем договорятся и начнут снова поднимать цены. Самый предпочтительный для операторов сценарий— оптимистичный. В этом случае MNP не стимулирует — наоборот, операторы стараются привязать абонентов к себе.
В России выбрана сбалансированная модель развития MNP: с одной стороны, нет демпинга и сильного падения ARPU, с другой — у операторов есть стимул конкурировать и постоянно предлагать новые, более интересные продукты. Как показывает практика, цены на тарифы имеют тенденцию к снижению независимо от того, реализована ли в стране MNP. Тем не менее, эта услуга может дополнительно стимулировать конкуренцию, и вслед за этим – снижение цен.
Автор: Yota