Привет! Мы тут сейчас делаем игру про викингов, и пока я узнавал про них, вскрылась пара неочевидных деталей. Но пока важное:
- Они дошли до Африки с набегами и поздними поселениями.
- Есть норманнская теория основания Руси — мол, это наши предки. Она спорная, куда больше свидетельств о постоянном сотрудничестве народов (читай: почти все варяги = викинги, а Тор и Перун на самом деле почти тот же мужик).
- Эти парни делали самые крутые корабли и самую крутую навигацию 7-10 веков, и уже знали явление поляризации света (вернее, не знали, но использовали).
- Они же ввели прямую демократию, которая потом стала альтингом (и до сих пор работает в Исландии).
- Очень много вещей в быту совпадает или похоже на то, что делали наши славянские предки.
То есть, можно ещё раз упростить, сказав, что викинги были тяжеловооружёнными технологичными пиратами. Такой пиратский спецназ. И они запустили кучу исторических процессов. И ещё у них огромный культурный слой саг, который вам до сих пор аукается в кинотеатрах.
Отправной точкой поисков было другое: парень из Новой Зеландии, упоровшийся по викингам, сделал крутую игру. Так вот, правильно ли он смог передать сеттинг?
Мне всё время казалось, что викинги — это какие-то северные чуваки из Норвегии, которые иногда приходили на Русь и окрестные страны на своих драккарах, грабили, убивали, торговали и насиловали — что получится. И что их культура предельно далека от нашей — примерно как Локи, превратившийся в лошадь и забеременевший от гигантского коня, а потом родивший ГМО-жеребёнка — он непостижим славянской логикой.
Оказалось, почти все варяги — это викинги. То есть эти бравые партии не просто бывали на Руси, а регулярно тут находились. В смысле, спор ещё продолжается, но я просто процитирую Вики:
О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать также различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.
Но пока мы тут не устроили классический исторических холивар, сразу скажу — рассказать я хотел не это.
База-поселение
Вот игровое поле. Внизу (около игроков) у нас наше викингское поселение, а выше — цели для набегов. Вполне возможно, что викинги видели свой мир иначе (не снизу вверх), но эта структура продиктована эргономикой рассадки игроков за столом.
По факту походы были такие:
Смотрим на нижнюю часть игрового поля, на поселение:
Поселение викингов — это, по сути, зимняя база. Напомню, основная профессия викингов была в том, чтобы грабить. Они выходили с базы в рейд на кораблях, ходили почти весь сезон до зимы и возвращались с награбленным на свою базу.
Строили поселения они на возвышениях около воды. Около воды — понятно, что для логистики с кораблями. На возвышении — потому что нужно было ещё защищать поселение от других отморозков, в особенности — от тех викингов, кто грабил в этом году плохо, и у кого нет другого выхода кроме как пойти в гости к соседу. Лучшая позиция — холм в глубине фьорда, чтобы издалека заметить супостата.
На краях поселения видно частокол — у него была задача повысить эффективность действий обороняющихся. То есть поселение строилось так, чтобы при наличии боевой группы викингов внутри никто его по трезвяку даже не думал брать, а при отсутствии боевой группы — чтобы те, кто остался (старики, женщины, интеллигенты-мастера) могли обороняться достаточно хорошо, чтобы нападающие выбрали более доступную цель.
Длинный дом строился одним из первых, и это архитектурная доминанта такого поселения.
Сохранившийся длинный дом на Лофотенских островах (Норвегия)
Внутри проводились собрания, размещалась столовая и работали мастера. За отсутствием других построек длинный дом заменял всё остальное. По мере развития поселения наружу выносилась кузница (в которой викинги работали с тем металлом, который натаскали за время набега), бараки для проживания и разные хозяйственные постройки, мастерские. Отдельно выносилось место для собраний. Ещё вокруг быстро появлялись отдельные дома для семей (на карте в игре их нет для упрощения интерфейса), где жили разные люди в зависимости от ранга.
Мастер-лучник из длинного дома, музейный актёр изображает члена боевой группы, способного чинить оружие в походе. Был очень удивлён, что я, русский, умею стрелять. Он дофига не знает про ролевые игры.
Это в Исландии, сохранились по большей части блоки жилых домов, в них поменяли окна-двери на современные.
Женщины были как наворованные, так и свои. Дети воспитывались коллективно: в семье, плюс мальчики — по сути, всеми мужчинами, девочки — всеми женщинами. Родителей любили и ценили, к семье привязывались, но мальчиков брали в набеги с 6 лет. Места на корабле такой юнга занимал очень мало, а принеси-подай делал хорошо. Ну и школы не было, надо же было где-то учиться основной профессии. Так что можно сказать, что дружина коучила такого юнгу.
Еду готовили на очаге, вода могла быть прямо в доме в бочках или вообще в колодце в одном из помещений
Здесь дева щита за каким-то чёртом находится на море и в боевой раскраске. На драккар женщин не брали примерно по тем же причинам, что и пираты — поскольку их существенно меньше, чем мужчин (готовых к бою), бойцы подерутся за их внимание, и потери начнутся ещё до точки назначения. Дева действительно могла защищать поселение зимой, но в целом в игре это дань политкорректности Запада. Ещё у неё в руках очень интересная штука — новогородский топор. Вот это как раз вполне реалистично.
Вот реконструкция женских занятий в музее на Лофотенах с актрисами:
Вторая дама показывает не столько почти-славянский костюм, сколько игру Нхефтафл или Кнефтафл, конвергентный прообраз шахмат. Вот про неё больше деталей в нашем телеграм-канале.
У ювелира в руках женские украшения и видно височные кольца. Это штуки для отображения социального положения. Как погоны у военных и как часы у чиновников. А то вот встретится майор с чиновником, и непонятно, кто кому «ку». Украшения подобные вопросы исключают. Ещё у женщин много разных бусин, и украшения использовались в брачных ритуалах как приданое. У мужчин социальный статус ещё передаёт рубаха с цветовым кодом для быстрого считывания.
Базу викинги могли заложить не только на новом месте, но и захватив чьё-то поселение. Например, монастырь. Дальше они перестраивали всё под себя.
Были довольно строгие социальные группы: рабы, крестяне-рабочие, младшая дружина, дружина, дальше офицеры и ярлы. Отдельно шли мастеровые, которые сначала были непонятными типами, а потом стали цениться как источник знаний и уникальных навыков. Собственно, иногда критически важных специалистов вербовали, нанимали или банально воровали для поселения. Нормальной практикой было нанять человека для обучения своих на сезон, а потом пробовать уже своими силами.
В игре социальное неравенство изображается прямо поверх поселения нужными рабочими местами (разноцветные фигурки, причём белая — мастеровой) и разным производством ресурсов от разных людей. Вот ещё раз картинка:
Как вы можете догадаться, интеллектуальная элита уже начинала цениться.
Стариков уважали, в овраг привязанными к санкам на пенсию не возили, но если приходил неприятель — вот тебе железяка, воюй с нами. И воевали, потому что погибнуть с оружием в руке — куда большая честь, чем от старости. А так они часто и были самыми главными экспертами и хранителями знаний поселений. Письменность появилась очень поздно, уже из-за христианства, и до этого были только саги. Из саг понятно только одно: что бы плохое ни случалось, виноват Локи. Однозначно. Всё остальное под вопросом, потому что саги сначала много раз передавались устно, а потом много раз переписывались ближе к современности. Саги и были системой обучения, потому что создавали в
Операционная деятельность
Эпоха викингов начинается в 725 году и заканчивается тем, что 1066 норман Вильгелм стал королём Англии и получил боевую кличку Завоеватель. Поначалу на них не обращали внимания, и входили они, в основном, в картинки про морских разбойников, которые грабят честных людей. Кстати, интересна версия происхождения мифа про рогатые шлемы: вроде как в одном монастырей их изобразили демонами, нападающими из ночи и с моря. А демоны должны быть рогатыми и страшными, иначе зритель может перепутать, кто тут герой. Чтобы картина разрушения монастыря не была похожа на что-то вроде призыва ломать другие монастыри, её чуть модифицировали объяснением, кто именно тут плохой. С тех пор и пошёл слух про опознавательные рога на шлемах.
UPD: homocomputeris приводит в комментариях ссылку, из которой следует, что рогатые шлемы были, но очень редко.
Ну и всё ценное путешествовало с боевой группой. То есть они приходили из набега с запасами на зиму, жили эту зиму, потом снова уходили в набег. Интересное случалось, когда не получалось правильно награбить или не получалось вернуться вовремя. В этот момент профессиональные воины нанимались в дружину к кому-нибудь, то есть наёмничали. Иногда к нашим русским князьям. У нас есть центральная точка одного из основных торговых путей — Смоленск. Там до сих пор археологи копают викингов в ассортименте. Примерно отсюда и денежная система — викинги торговали много с кем и получали плату много чем. Тому же князю Владимиру надо было чем-то расплачиваться. Ну и всякие бесполезные ништяки викинги в больших поселениях пытались выторговать на нужные им. Если так выхватить не получалось. Для этого требовался промежуточный агрегат (золото или серебро в виде разных монет).
Монеты в игре металлические. Поскольку практической ценности деньги «дома» почти не имели, их часто закапывали в виде клада. Клады находят до сих пор. Так что изучать банковскую систему викингов лучше с металлодетектором.
Отправлялись викинги в поход на драккарах (это большая ладья), грузы возили на кноррах (торговых пузатых кораблях), а по рекам-озёрам и вообще недалеко ходили на небольших ладьях на 5-7 человек.
Драккар — вершина кораблестроения той эпохи. Это очень лёгкое для гребли судно, экипаж которого грёб почти целиком. Для синхронизации использовались ритмичные песни, и стоял специальный боец, который их пел. Парус позволял набирать приличную скорость и делать крутые манёвры вплоть до перекрытия своим парусом ветра другому кораблю по вымпельному направлению. При этом корабль был достаточно мал, чтобы заходить в маленькие и мелководные речушки и подплывать прямо к цели с криком «СЮРПРИЗ». На норвежском.
Очень глубокая оптимизация и интеграция: например, щиты бойцов ставились на борт и становились частью обшивки (защищали от стрел гребцов), а потом выхватывались при начале десантирования или абордажа. При этом гребные люки не перекрывались щитами by design. В драккар обычно влезало около 20-30 человек. Спали прямо на палубе, в надстройке хранили ценности вроде оружия (чтобы защищать от влаги). Оперативная группа собиралась из нескольких драккаров и, если нужно, кнорра (40 человек на борту). Кнорры же были кораблями колонизаторов.
Текущий ремонт делал плотник топором, пилы почти не использовались. Этот же топор, похоже, использовался достаточно универсально, что говорит нам название «бродекс» (плотницкий топор) для вот этого оружия:
Навигация — по звёздам, поэтому могли ходить вдали от берегов, что давало невероятную способность «хрен догоните» для длительного преследования. Сбой случился около Исландии, где звёзд часто не видно — там использовали кристаллы для поляризации света, чтобы видеть, в какой части неба солнце. Так же делают пчёлы и муравьи, кстати. Ещё использовали воронов — стоит выпустить птицу в море, как она поднимется и посмотрит, где земля. А потом полетит туда.
Теперь про вооружение. Поначалу, понятно, что награбили, то и использовали.
Но по мере развития баз, отбора наиболее нравящихся видов вооружений и прогресса в ремёслах появилась более интересная система. Итак, первое и самое простое — копьё. Дёшево, смертельно и ещё можно метнуть. Клинки — удобны в клинче и на абордажах, хорошо работают со щитом. Затачиванием нижних двух третей не заморачивались, гардой особо тоже, делали каролинги (клинки с одинаковой шириной почти на всём протяжении, что отодвигает баланс подальше от привычного по европейской традиции) и с размаху ими колошматили. Позже появилась проблема с выковыриванием врагов из доспехов — тут как нельзя лучше подошли небольшие топоры-клевцы, бродексы («бородатые» топоры для колки шлемов) и так далее. Щиты для защиты от стрел. Доспех был слоями — пластинчатый ламеллярный сверху от рубящих ударов (это дорогая и самая поздняя часть вооружения), потом клёпано-сечёная кольчуга, потом кожаная рубаха, потом сам викинг. На море уже слой кольчуги не оставлял шансов выплыть, поэтому кожаная рубаха была основой. По шлемам — никак не могут установить, сами они делали «сов» или нет.
Вот эти милые люди разрисованы характерным камуфляжем. Это как в матросках на зебрах: психологическая атака. Не в последнюю очередь викингов изображали демонами из-за этих вот особенностей имиджа. Опять же, обратите внимание, по количеству шлемов на душу населения примерно можно установить, что мы в игре в первой трети эпохи викингов. Шлемы дорогие, и иметь хороший — роскошь.
Луки использовали много и часто — сначала это был дешёвый способ атаковать издалека, а потом они пришли к чему-то похожему на английский длинный лук и обзавелись своими снайперами. Что очень полезно на море перед абордажем. Заодно метали всё подходящее от сулиц до топоров. В поздние века появилось больше защиты, но необходимость металлических рукавиц так и не была обоснована, похоже.
У привратника на голове шлем-сова (официально они называются иначе), ранняя версия, без бармицы, зато с защитой по бокам. В ходу были также же по щеку, по верхнюю губу и на полное лицо. Обратите внимание, что вёдра на голове никто не носил — вторая цель шлема в том, чтобы дать удару соскользнуть. Рога вверх явно помешали бы этому и примерно удвоили бы силу удара в шлем большинством инструмента. Щит с картинки под вопросом: у них у всех были кулачные без локтевого крепления (почти все круглые), этот он мог прихватить где-то с очень малой вероятностью.
А это берсерк, который замечательно ужрался разных БАДов. С учётом, что в ходу были мухоморы, и очищать их от побочных компонентов не умели, отмечу, что романтизированные Астерикс и Обеликс должны были ходить в бой с капающей во все стороны слюной и слегка обдристанные. Но это же в жизни не главное, главное — всех перебить!
Чем всё кончилось? Бизнес викингов прекратился в момент, когда население северных стран упало, феодальный строй сделал набеги более сложными (тяжело штурмовать крепость с войском) и вообще мир изменился. В Исландии викинги стали преимущественно земледельцами и зажили мирно, а на континенте — пошли по пути феодального строя. Судя по упомянутому Вильгельму Завоевателю, местами очень даже эффективно.
Про игру в целом
Если очень коротко, то вы действуете следующим образом:
- Готовитесь к набегу. То есть комплектуете корабль ресурсами и людьми, чините оружие и так далее. Это часть с базой, и там всё очень круто. Есть пара неожиданных механик с «поставил человека – взял человека», но это уже игромеханический разговор. Похоже, эта механика и стала той штукой, которая дала автору премию за вклад в разработку.
- Когда ваш «корован» готов — набегаете и грабите. Тут не сильно отличающаяся от обычной боевая механика: броски кубиков, которые модифицируются за счёт разных действий ваших бойцов и героев. Соответственно, против разных целей надо набирать разные отряды с разными способностями.
И вот в этих двух местах ещё дальше отражается дух викингского социума. Напомню, смерть воспринималась как почётная часть жизни. Там за горизонтом ждали валькирии в Вальхалле, и всё шло к тому, что данные были на уровне документальных (с точки зрения жителя эпохи). Поэтому рубились викинги без страха и сомнений. Игромеханическое следствие — когда вы грабите поселение, то берёте добычу. Иногда вам попадаются фишки валькирий. Тогда случается большая удача для некоторых членов отряда: они погибают и попадают к ним в гости.
Игра очень хороша для интровертов тем, что ядро не требует прямых конкурирующих действий. У вас одно поселение, и соревнование идёт на уровне «кто заберёт больше добычи и славы». Взаимодействия между игроками на самом деле есть, и они очень глубокие, но понятно это становится партии после пятой. А до этого очень простое игромеханическое ядро даёт возможность набегать без оглядки и радоваться тому, как всё удачно получается. Так что можно играть даже с детьми. Они смогут потом удивить учительницу истории парой рассказов в духе, «Да, ходили мы в этих водах, ох и знатные у них там укрепления». Ну или просто чуть лучше разберутся в том, как устроен цикл жизни этого народа.
«Викинги» или «Raiders of North Sea» сделал Шем Филлипс из Новой Зеландии. Новая Зеландия — это страна, почти максимально удалённая от ареала обитания викингов. Звучало очень смешно, пока он не сорвал пару премий в 2017, не начал дико продаваться, не вошёл в первую сотню рейтинга настолок по миру и не взял в 2018 ещё две премии, причём одну за выдающиеся заслуги в разработке игр.
Мы заинтересовались, поиграли и взяли лицензию.
Вот так выглядит коробка (тестовый экземпляр, напечатанный на цифре с низким качеством) и Сергей Гуляев, человек, который реконструирует викингов даже в современности и время от времени дерётся на фестивалях:
Он помогал в тестах и проверял этот пост на предмет фактологии. И ещё раз просил передать, что однажды он пробовал драться в рогатом шлеме (захваченном в другой эпохе) и получил по рогу так, что ему чуть не сломали шею. Поэтому никаких рогов вверх у викингов!
Вот этот нож он сделал своими руками, это тоже реконструкция:
То есть автор игры Шем попал в рынок — викингов знает почти вся планета. Даже некоторые одеваются под них, реконструируя костюмы по находкам. Добавляем крутую механику, замечательный арт, сыпем внутрь железных монеток… И вот у нас бестселлер.
В России игра сейчас в краудфандинговой кампании, на тираж уже собрали, и он уже делается (компоненты, пока не сборка в коробки). То есть речь теперь просто о предзаказе со скидкой. Будет 1500 штук, те, которые не разберут на предзаказах, попадут в розницу по стране. Стоит игра на полке 3500 рублей, в предзаказе 2900 и ещё идёт с промо-картами. Ссылка вот. По этой же ссылке больше всякого про саму игру.
Автор: Сергей Абдульманов