Пару дней назад у меня, как и у многих пользователей Notion из России, появилось жёлтое предупреждение. Оно напомнило, что пора искать альтернативу сервису, которым я пользовался более 5 лет.
В Notion я хранил личные задачи и заметки. Списки книг и статей, которые я прочитал или собирался прочитать. Результаты брейнштормов по пет-проектам, список инструментов, которые выручат в той или иной ситуации.
Notion был базой знаний моей жизни. Он повидал и бюджет на свадьбу, и бюджет на переезд. Он даже повидал план ремонта! Это приложение, которое было всегда открыто на моём компьютере.
Главный вопрос: куда переезжать?
При выборе альтернативных решений мне были важны возможности:
-
Безболезненный импорт данных из Notion. Я не хочу мучиться с импортом. Мне нужно, чтобы приложение при импорте максимально сохранило структуру моих данных и оформление заметок.
-
Работа с заметками. Удобство создания, форматирования, возможность прикреплять файлы и прочее.
-
Управление проектами. Работа с канбан-досками, to-do листами. Комментирование и оставление заметок. Возможность добавления тегов.
-
Организация данных. Систематизация данных с помощью папок, тегов, отличного поиска, возможность добавить картинки и иконки.
-
Скорость работы и UX. Я хочу, чтобы приложение работало быстро. Почему мы не создаём заметки в MS Word? Потому что медленно. А хочется быстро, чтобы как в старом добром Notepad++.
-
UX/UI. Я хотел сохранить привычные UX/UI, которые были в Notion. Всё-таки программой я пользовался долго. Не хотелось переучиваться, да и заново привыкать к новой тулзе слишком долго.
-
Потенциальное всё в одном. Мне важно, чтобы новый инструмент мог заменить другие приложения. А если меня что-то не устроит, я бы мог донастроить его под себя. Заранее смиримся с тем, что Miro заменить не получится. Но всё остальное... Почему нет?
-
Отсутствие риска потенциальной блокировки. Не хочется переезжать ещё раз, спасибо.
-
Бесплатность или небольшая стоимость. Я готов платить за подобный сервис до 10$ в месяц.
Решения-финалисты
Честно, я потерялся среди десятка решений, которые можно встретить на просторах интернета:
-
Teamly
-
Week
-
Strive
-
Yandex Wiki
-
OneNote от Microsoft. До Notion я пользовался OneNote — он был ничего, но меня смущали скорость и возможность опять попасть под санкции. Спасибо, не надо
-
Evernote — тоже был у меня в своё время, но уже давно вышел из моды
-
Obsidian
-
Много-много других программ, не добравшихся до финала
Почему я выбрал Obsidian
Из этой выборки выделялся Obsidian. Я слышал о нём ещё пару лет назад. У продукта масса обзоров на Ютубе и огромная поддержка сообщества. А это значит, что уже разработаны десятки плагинов и тем оформления, которыми пользуются сотни тысяч пользователей. Выбор был для меня стал очевидным.
Итак, Obsidian. У него есть бесплатный и платный тариф. В платные тарифы входят две важные фичи, которые в Notion были из коробки бесплатными, это:
-
Синхронизация между устройствами
-
Возможность публикации страниц
При этом бесплатная реализация этого функционала всё равно остаётся. Синхронизацию можно настроить через Google Drive или его аналог, а для публикации есть пара бесплатных комьюнити плагинов. В платной версии всё работает из коробки, в бесплатной придётся немного подшаманить. Но айтишникам не привыкать.
Донастройка Obsidian: сохраняем интерфейс Notion
В итоге мне удалось перенести не только свои данные из Obsidian в Notion, но и максимально сохранить мой пользовательский опыт — UX/UI. Дело в том, что из коробки Obsidian всё-таки не совсем user-friendly, и переезд в него из Notion без донастройки, которую я опишу ниже, можно сравнить с переездом с Мака на Винду или наоборот.
С донастройкой — всё намного лучше. Эту статью я уже писал в Obsidian, и мне норм.
Obsidian не один в один, конечно, но похоже, согласитесь:
Итак, ниже я пошагово распишу, что сделать, чтобы перенести свою базу знаний и ваш UX/UI из Notion в Obsidian. На миграцию уйдёт один вечер.
-
Экспортируем данные из Notion и импортируем их в Obsidian по простой инструкции:
1.1. Экспортируем информацию из Notion:
1.2. Ставим внешний плагин Importer.
1.3. Импортируем данные в Obsidian.
1.4. Ждём несколько минут.
-
Возвращаем себе привычный интерфейс Notion.
2.1. Устанавливаем плагины:
— MAKE.md — даёт часть привычного UX от Notion.
— Kanban — как в 21 веке жить без досок?
— Calendar (если хотите, быстрый доступ к небольшому виджету календаря в боковой панели).
— Advanced Tables можете ставить, можете нет. Я пока им не особо пользуюсь. Мне достаточно MAKE.md. Упрощает работу с таблицами.
2.2. Ставим кастомную тему Obdisidanotion.
-
У папок, что мы импортировали из Notion, проставляем иконки. Нужно ведь навести красоту!
-
Тратим час на просмотр коротких уроков по Obsidian, чтоб не тратить своё время на беготню по настройкам. Например, без этих мини-уроков я бы долго гадал, как сделать так, чтобы новые страницы добавлялись в текущую папку, а не в корень пространства.
Обратите внимание, что плагины и тему лучше ставить до просмотра этих роликов, иначе запутаетесь. Обычно в роликах рассказывают, как устроен Obsidian и как с ним работать на примере базового интерфейса. И он довольно сильно отличается от того UX, который получается после установки плагина MAKE.md.
-
Первые впечатления и выводы об Obsidian
На удивление, получилось довольно сносно.
Основные минусы
-
Блоки нельзя двигать вверх-вниз перетаскиванием.
-
Сложнее работать с таблицами. Плагин MAKE.md хоть и возвращает часть UX Notion, но периодически ломается. Например, в таблицах при попытке работы с тегами. Приходится отключать плагин и включать заново.
Из плюсов
На самом деле я давно не получал такого удовольствия, как настройка с нуля своей рабочей среды и рабочего стола. Это как в первый раз переустановить Винду. Всё новое, есть в чём покопаться и что донастроить. Можно ещё несколько вечеров изучать фишки и возможности Obsidian, а можно и спустя пару часов остановиться и начать работать в новой базе знаний.
Вывод
На мой взгляд, Obsidian идеально подходит для айтишников. Людям не из ИТ я бы точно его не рекомендовал (например, чтобы настроить бесплатную возможность публиковать страницы, потребуется работа с терминалом, нодой и гитом). Плюс иногда всплывают баги при использовании плагинов. Он подходит для индивидуального использования и для небольших команд до 10 человек.
А где вы ведёте свою базу знаний? Что выбрали вместо Notion или продолжаете использовать? Пишите в комментариях, буду рад обсудить!
Надеюсь, было полезно. Возможно, вам так же понравится мой телеграм-канал. Там я рассказываю о том, как развиваюсь как продакт-менеджер, как организую свою жизнь и выстраиваю отношения с другими коллегами.
Автор: Segun92