Функция определяет форму
Интро
Правильнее, конечно, называть шахматы Йозефа Хартвига. Но статья не только про сами шахматы, поэтому такой заголовок мне показался хорошим компромиссом.
О школе Баухаус есть огромное количество лекций, книг, статей и исследований. Фильм «Баухаус: Лицо двадцатого века» считается обязательным для обучающихся дизайну. Мне очень понравился документальный фильм DW выпущенный к 100-летию школы.
Баухаус это не только про дизайн и архитектуру. Это про мировосприятие, про поиск сути и смысла, про отношения к деталям и вещам, про рационализм.
Коротко о школе
Название школы Баухаус (Bauhaus) основано на игре слов: Bau — строительство, постройка и Haus — дом, здание (нем). Дословно Bauhaus можно перевести как «дом строительства». Этим же термином обычно называют стиль в дизайне и архитектуре, который зародился в школе.

Государственная высшая школа строительства и формообразования (или Государственный Дом строительства) просуществовала в Германии с 1919 по 1933 гг.
Всего 14 лет! Но за это время мастерские школы во многом сформировали будущее дизайна и архитектуры XX века. Наработки, принципы и идеи школы влияют на нас до сих пор.
После закрытия властями школы (bauhaus плохо сочетался с политикой третьего рейха), её воспитанники и наставники разъехались по мастерским и студиям по всему миру. И если взять любое более-менее значимое “творение” в XX веке, то или создатель или его учитель, практически наверняка, имеют корни из Баухаус.
А множество культовых предметов, которые сейчас воспринимаются как что-то обыкновенное, были придуманы в мастерских школы.


И не скажешь, что это было создано почти 100 лет назад. Где-то до сих пор, век спустя, не могут создать хотя бы что-то рядом :).

Изготавливалось компанией Embru, Швейцария, 1932-1935 гг.
В Баухаусе были разработаны уникальные стили и решения. Например, модные сейчас цветовые круги с основными и дополнительными цветами для интерфейсов, триады, правила для комплементарных и контрастных цветов были описаны тогда.

Система обучения.
В школе был новаторский подход к обучению, нечто совершенно новое для того времени.
Обучение разделялось на техническую и художественную подготовку. А сама учебная программа состояла из трех курсов:
На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, законах пропорций и масштаба. Ученики изучали функции и психофизическое воздействие различных форм, цветов и колористических решений.
Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. Занятия в мастерской института считалось абсолютно необходимым для будущего дизайнера.
«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»
Из манифеста Вальтера Гропиуса 1919 г.
Третьим, и самым серьезным курсом, был Строительный. Учащиеся проходили практики на реальных строительных площадках, а также реализовывали свободные творческие строительные проекты на экспериментальной площадке Баухауса.

Одним их важнейших элементом системы образования в Баухаус были мастерские под управлением профессоров. В их числе – мастерская по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен.



Студенты и преподаватели школы экспериментировали с материалами и формами, стараясь создавать предметы без излишеств и «нефункциональных» деталей. Предметы, которые бы совмещали практичность и простоту. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта.



Учебная программа была лишена узкой специализации. А классические для художественных школ курсы, как например «История искусства», преподавались как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.
Вместо того чтобы студенты копировали и строили свой фундамент на основе работ великих, их подталкивали к исследованию собственного характера и таланта. Студенты привыкали выходить за рамки стандартов, искать новые пути реализаций привычного.
И это сильно отличается от современного подхода в обучении дизайнеров. Сейчас дизайнеры «натаскивают» насмотренность. Набивают глаз и руку постоянно просматривая, анализируя и копируя чужие работы.
Ближе к концу существования школы, чтобы понять вкусы, нужды и запросы массового потребителя, в Баухаусе дополнительно ввели изучение социологии и экономики.

Под одной крышей удалось собрать удивительных, сильно непохожих, но талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, которые стали профессорами школы. Каждый из них привнёс своё мировоззрение в общую концепцию школьного образования.
Ярким примером такого влияния был Иоханнес Иттен. Который изучал восточную философию, персидский маздаизм и раннее христианство. Он брил голову и носил одежду, похожую на монашескую. Вслед за ним многие ученики становились вегетарианцами и обращались в маздаизм. Каждое занятие в его классе начиналось с медитации, концентрации внимания, дыхательных упражнений и расслабления. Иттен считал, что творческая личность должна развиваться духовно, интеллектуально, физически и творчески.
В Баухаусе ценили свободу, открытость и оригинальность. Это отражалось не только в учебной программе. Местные юноши, носили длинные волосы и вызывающую одежду, девушки коротко стриглись и отдавали предпочтение брюкам, а не юбкам. Для того времени это был вызов. Все вместе они часто купались голышом, шокируя обывателей. В своём безудержном новаторстве все они казались окружающим немного сумасшедшими.

Основные принципы
В 1919 г Вальтер Гропиус (первый директор и один из основателей Баухауса) написал свой знаменитый Манифест Баухауза в Веймаре. В котором декларировал взгляды на будущее архитектуры, дизайна и ремесла. Это стало основой для будущего «стиля Баухаус». Конечно же, в формирование принципов школы, а после и самого «стиля Баухаус», внесли свой вклад многие дизайнеры и архитекторы. Большинство из этих принципов остались актуальными до сих пор, а какие-то мы переоткрываем заново:
-
Форма следует за функцией. Любой дизайн в первую очередь должен быть функциональным и выполнять свое предназначение. Но при этом функциональность не должна быть скучной.
-
Меньше значит больше. Красота дизайна - это простота и комфорт. Отсутствие декора, геометрические конструкции, открытая планировка, плоские крыши и функциональная мебель. Дизайн лишен любого «украшательства» и подчинён лишь функции.
-
Единство искусства и технологий. Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым. Отрицал разделения на ремёсла и специализации. Равноправие всех видов творческой деятельности и их взаимозависимость и взаимопроникновение.
-
Чистые материалы. Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий. В Баухаусе не скрывали даже грубой поверхности материалов. Считали, что нет необходимости в дополнительном «украшательстве» материалов дизайна. Они прекрасны такими, какие они есть.
-
Постоянное развитие. Архитекторы, дизайнеры и художники должны все время экспериментировать, придумывать и открывать что-то новое. Баухаус – это поиск новых методов, новых материалов, новых способов создания, новых подходов к давно привычному.
-
Дизайн для народа. Стиль bauhaus подразумевает качественные и недорогие вещи из доступных материалов. Дизайн это не роскошь, а товары массового потребления, которые отвечают принципам многофункциональности и доступны для каждого человека.
Баухаус не признавал искусство ради искусства. Краеугольным камнем в основании любого дизайна были – функционализм, рационализм и минимализм. Считалось, что в синтезе искусства и простоты достигается совершенство.
Студенты и профессора Баухауса верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества.
Шахматы Йозефа Хартвига
Ну и собственно про сами шахматы
Из многочисленных работ во всевозможных сферах Баухауса, мне кажется, это квинтэссенция всех принципов и подходов школы в одном продукте.
Если посмотреть на классические винтажные шахматы с точки зрения современного «интерфейсного» дизайна, то это чистой воды Скевоморфизм. Фигуры имитируют реальные объекты из физического мира и перегружены «украшательством».

Йозеф Хартвиг таких слов, конечно же, не знал. Он обучался ремеслу обработки камня, работал каменщиком в Берлине, изготовляя надгробия. В 1921 году Вальтер Гропиус пригласил его в «Баухаус», где он обучал студентов резьбе по камню и дереву.
Неизвестно, как и когда Хартвиг решил заняться дизайном шахмат, даже неизвестно, играл ли он вообще в шахматы. Но скорее всего, толчком послужила его встреча с эмигрантом из России Григорием Зильбургом (Цильбургом). Тот был известным шахматистом и считается, что он рассказал Хартвигу об абстрактных фигурах, лишенных деталей и какой-либо стилизации, которые помогают ему во время игры вслепую.
С точки зрения принципов Баухауса, классические шахматы были абсолютно несовершенны. Фигуры были нефункциональными и излишне детализированными, их форма не отображала практического содержания и смысла. Шахматы были непрактичны в хранении и перевозке, занимали много места. Ну и главное – они были сложны (а значит дороги) в изготовлении и недоступны для широких масс.
Хартвиг взялся это исправить, сделав что-то более практичное, недорогое и наглядное.
В классических шахматах форма фигур не имеет никакой связи с правилами игры. Нужна дополнительная информация, чтобы понять их назначение и функции.
Как сейчас в плохом интерфейсе, нужны ? и i, чтобы пользователь понял какой функционал несёт эта кнопка или инпут
Решить эту проблему помогла любовь в Баухасе к простым геометрически телам и их первый принцип:
Форма следует за функцией. Форма стала задавать действие, отображать уникальное игровое движение каждой фигуры, форма не допускала двусмысленности и иного толкования.

Х-образная фигура — возможность ходить только по диагонали (слон/офицер). Куб — горизонтальное и вертикальное перемещение (ладья/тура). Король — куб увенчанный маленьким кубиком, повернутым на 45 градусов, т.е. может ходить как под прямым углом, так и по диагонали. Сфера на кубе ферзя — безграничные возможности перемещения. Кони склеены из двух Г-образных половинок, поставленные на любую из своих сторон, они отовсюду выглядят как уголок.
Помимо формы, Хартвиг проработал и унифицировал размеры. Меньше значит больше. Все фигуры вписывались в квадрат с одинаковой длиной стороны (кроме пешек, которые были меньше остальных). Он смог подобрать такое сочетание в пропорциях, чтобы с одной стороны весь набор идеально умещался в картонную коробку. С другой стороны, чтобы фигуры на доске были сбалансированы и не выглядели дисгармонично.

В числе прочего Хартвиг воплотил принцип Дизайн для народа. Фигуры были максимально технологичным и просты в изготовлении. Они производились из брусков квадратного сечения на простейшем станке с циркулярной пилой и требовали только самой минимальной доработки шлифовальным кругом. Чистые материалы.

При абсолютном минимуме трудозатрат и крайне экономном расходе материалов и сил, шахматы Хартвига можно было производить очень быстро и в больших объемах, а стоили они сущие копейки.

Наследие - Взгляд из настоящего
Стиль Баухаус окружает нас сейчас повсюду – минимализм, рационализм, функционализм и прочие прочие -измы. Самый яркий и известный современный представителем, что первым приходит на ум, это Икея. Но они, конечно же, одни из многих.
Для меня, путь, который прошли фигуры у Хартвига, это то же, что прошли у нас интерфейсы за последние 20 лет. От проецирования физического мира, с его объёмами, тенями и бликами – через флэт и материал дизайн – к простоте, функциональности и обоснованности каждой иконки и линии.
Но, как всегда, история сделала свою спираль.
Сейчас любой продукт пропускается через стандартные метрики, JTBD, Design Thinking и прочие устоявшиеся методологии. В итоге одинаковые продукты, с одинаковыми решениями и сиамским дизайном.
Чтобы создать что-то революционное и уникальное, нужно думать по другому. Думать нестандартно. Выходить за рамки. Так учили в Баухаус: ребят учили не копировать, даже не смотреть на другие подходы и принципы. Уходить от стандартов создавая свой новый идеал.
Yes, but
Я не могу не отметить, что в погоне за простотой, возможно, Хартвигом был утерян “дух” фигур. Шахматы несут в себе много религиозных и военных символов. Сочетание вековой истории с магией изысканности и сложности фигур, придаёт неповторимый шарм этой захватывающей игре.
Ну и самая главная проблема стиля Баухаус – функционально и рационально это не всегда удобно. А возведённое в культ зацикливание на геометрии и простоте, приводит в итоге к абсурдности. Но об этом в следующей статье.
Очень помогли в написании:
Блог Дмитрия Скирюка «Шахматные фигуры Bauhaus: история и создатели»
Школа дизайна «Шахматные фигуры Йозефа Хартвига»
Автор: Evgeny S.