Шахматы Bauhaus

в 1:10, , рубрики: баухаус, Йозеф Хартвиг, Шахматы Bauhaus, шахматы Хартвига, школа баухаус

Функция определяет форму

Интро

Правильнее, конечно, называть шахматы Йозефа Хартвига. Но статья не только про сами шахматы, поэтому такой заголовок мне показался хорошим компромиссом.

О школе Баухаус есть огромное количество лекций, книг, статей и исследований. Фильм «Баухаус: Лицо двадцатого века» считается обязательным для обучающихся дизайну. Мне очень понравился документальный фильм DW выпущенный к 100-летию школы.

Баухаус это не только про дизайн и архитектуру. Это про мировосприятие, про поиск сути и смысла, про отношения к деталям и вещам, про рационализм.

Коротко о школе

Название школы Баухаус (Bauhaus) основано на игре слов: Bau — строительство, постройка и Haus — дом, здание (нем). Дословно Bauhaus можно перевести как «дом строительства». Этим же термином обычно называют стиль в дизайне и архитектуре, который зародился в школе.

Здание Баухауса в Дессау по проекту первого директора и одного из основателей Вальтера Гропиуса.

Здание Баухауса в Дессау по проекту первого директора и одного из основателей Вальтера Гропиуса.

Государственная высшая школа строительства и формообразования (или Государственный Дом строительства) просуществовала в Германии с 1919 по 1933 гг.

Всего 14 лет! Но за это время мастерские школы во многом сформировали будущее дизайна и архитектуры XX века. Наработки, принципы и идеи школы влияют на нас до сих пор.

После закрытия властями школы (bauhaus плохо сочетался с политикой третьего рейха), её воспитанники и наставники разъехались по мастерским и студиям по всему миру. И если взять любое более-менее значимое “творение” в XX веке, то или создатель или его учитель, практически наверняка, имеют корни из Баухаус.

А множество культовых предметов, которые сейчас воспринимаются как что-то обыкновенное, были придуманы в мастерских школы.

Набор столиков B9 дизайнера Марселя Брёйера, 1927 г.

Набор столиков B9 дизайнера Марселя Брёйера, 1927 г.
Настольные часы Марианна Брандт, 1932 г.

Настольные часы Марианна Брандт, 1932 г.

И не скажешь, что это было создано почти 100 лет назад. Где-то до сих пор, век спустя, не могут создать хотя бы что-то рядом :).

Перегородка / Книжная полка Марселя Брёйера. Изготавливалось компанией Embru, Швейцария, 1932-1935 гг.

Перегородка / Книжная полка Марселя Брёйера.
Изготавливалось компанией Embru, Швейцария, 1932-1935 гг.

В Баухаусе были разработаны уникальные стили и решения. Например, модные сейчас цветовые круги с основными и дополнительными цветами для интерфейсов, триады, правила для комплементарных и контрастных цветов были описаны тогда.

Цветовой круг Иттена, 1921 г.

Цветовой круг Иттена, 1921 г.

Система обучения.

В школе был новаторский подход к обучению, нечто совершенно новое для того времени.

Обучение разделялось на техническую и художественную подготовку. А сама учебная программа состояла из трех курсов:

На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, законах пропорций и масштаба. Ученики изучали функции и психофизическое воздействие различных форм, цветов и колористических решений.

Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. Занятия в мастерской института считалось абсолютно необходимым для будущего дизайнера.

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»
Из манифеста Вальтера Гропиуса 1919 г.

Третьим, и самым серьезным курсом, был Строительный. Учащиеся проходили практики на реальных строительных площадках, а также реализовывали свободные творческие строительные проекты на экспериментальной площадке Баухауса.

Диаграмма программы занятий 1923 г.

Диаграмма программы занятий 1923 г.

Одним их важнейших элементом системы образования в Баухаус были мастерские под управлением профессоров. В их числе – мастерская по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен.

Переплетная мастерская, Баухаус Веймар, 1919-20 гг.

Переплетная мастерская, Баухаус Веймар, 1919-20 гг.
Керамическая мастерская, Баухаус Веймар, 1924 г.

Керамическая мастерская, Баухаус Веймар, 1924 г.
Мастерская росписи, Баухаус Дессау, 1926 г.

Мастерская росписи, Баухаус Дессау, 1926 г.

Студенты и преподаватели школы экспериментировали с материалами и формами, стараясь создавать предметы без излишеств и «нефункциональных» деталей. Предметы, которые бы совмещали практичность и простоту. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта.

Мастерская по металлу, Баухаус Дессау, 1927-29 гг.

Мастерская по металлу, Баухаус Дессау, 1927-29 гг.
Рекламная мастерская, Баухаус Дессау, 1926 г.

Рекламная мастерская, Баухаус Дессау, 1926 г.
Ткацкая мастерская, Баухаус Дессау, 1927 г.

Ткацкая мастерская, Баухаус Дессау, 1927 г.

Учебная программа была лишена узкой специализации. А классические для художественных школ курсы, как например «История искусства», преподавались как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.

Вместо того чтобы студенты копировали и строили свой фундамент на основе работ великих, их подталкивали к исследованию собственного характера и таланта. Студенты привыкали выходить за рамки стандартов, искать новые пути реализаций привычного.

И это сильно отличается от современного подхода в обучении дизайнеров. Сейчас дизайнеры «натаскивают» насмотренность. Набивают глаз и руку постоянно просматривая, анализируя и копируя чужие работы.

Ближе к концу существования школы, чтобы понять вкусы, нужды и запросы массового потребителя, в Баухаусе дополнительно ввели изучение социологии и экономики.

Баухаус Дессау, 1927-28 гг.

Баухаус Дессау, 1927-28 гг.

Под одной крышей удалось собрать удивительных, сильно непохожих, но талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, которые стали профессорами школы. Каждый из них привнёс своё мировоззрение в общую концепцию школьного образования.

Ярким примером такого влияния был Иоханнес Иттен. Который изучал восточную философию, персидский маздаизм и раннее христианство. Он брил голову и носил одежду, похожую на монашескую. Вслед за ним многие ученики становились вегетарианцами и обращались в маздаизм. Каждое занятие в его классе начиналось с медитации, концентрации внимания, дыхательных упражнений и расслабления. Иттен считал, что творческая личность должна развиваться духовно, интеллектуально, физически и творчески.

В Баухаусе ценили свободу, открытость и оригинальность. Это отражалось не только в учебной программе. Местные юноши, носили длинные волосы и вызывающую одежду, девушки коротко стриглись и отдавали предпочтение брюкам, а не юбкам. Для того времени это был вызов. Все вместе они часто купались голышом, шокируя обывателей. В своём безудержном новаторстве все они казались окружающим немного сумасшедшими.

Триадический балет Оскара Шлеммера

Триадический балет Оскара Шлеммера

Основные принципы

В 1919 г Вальтер Гропиус (первый директор и один из основателей Баухауса) написал свой знаменитый Манифест Баухауза в Веймаре. В котором декларировал взгляды на будущее архитектуры, дизайна и ремесла. Это стало основой для будущего «стиля Баухаус». Конечно же, в формирование принципов школы, а после и самого «стиля Баухаус», внесли свой вклад многие дизайнеры и архитекторы. Большинство из этих принципов остались актуальными до сих пор, а какие-то мы переоткрываем заново:

  • Форма следует за функцией.  Любой дизайн в первую очередь должен быть функциональным и выполнять свое предназначение. Но при этом функциональность не должна быть скучной.

  • Меньше значит больше. Красота дизайна - это простота и комфорт. Отсутствие декора, геометрические конструкции, открытая планировка, плоские крыши и функциональная мебель. Дизайн лишен любого «украшательства» и подчинён лишь функции.

  • Единство искусства и технологий. Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым. Отрицал разделения на ремёсла и специализации. Равноправие всех видов творческой деятельности и их взаимозависимость и взаимопроникновение.

  • Чистые материалы. Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий. В Баухаусе не скрывали даже грубой поверхности материалов. Считали, что нет необходимости в дополнительном «украшательстве» материалов дизайна. Они прекрасны такими, какие они есть.

  • Постоянное развитие. Архитекторы, дизайнеры и художники должны все время экспериментировать, придумывать и открывать что-то новое. Баухаус – это поиск новых методов, новых материалов, новых способов создания, новых подходов к давно привычному.

  • Дизайн для народа. Стиль bauhaus подразумевает качественные и недорогие вещи из доступных материалов. Дизайн это не роскошь, а товары массового потребления, которые отвечают принципам многофункциональности и доступны для каждого человека.

Баухаус не признавал искусство ради искусства. Краеугольным камнем в основании любого дизайна были – функционализм, рационализм и минимализм. Считалось, что в синтезе искусства и простоты достигается совершенство.

Студенты и профессора Баухауса верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества.

Шахматы Йозефа Хартвига

Ну и собственно про сами шахматы🙂

Из многочисленных работ во всевозможных сферах Баухауса, мне кажется, это квинтэссенция всех принципов и подходов школы в одном продукте.

Если посмотреть на классические винтажные шахматы с точки зрения современного «интерфейсного» дизайна, то это чистой воды Скевоморфизм. Фигуры имитируют реальные объекты из физического мира и перегружены «украшательством».

Что-то из гугла по запросы «винтажные шахматы»

Что-то из гугла по запросы «винтажные шахматы»

Йозеф Хартвиг таких слов, конечно же, не знал. Он обучался ремеслу обработки камня, работал каменщиком в Берлине, изготовляя надгробия. В 1921 году Вальтер Гропиус пригласил его в «Баухаус», где он обучал студентов резьбе по камню и дереву.

Неизвестно, как и когда Хартвиг решил заняться дизайном шахмат, даже неизвестно, играл ли он вообще в шахматы. Но скорее всего, толчком послужила его встреча с эмигрантом из России Григорием Зильбургом (Цильбургом). Тот был известным шахматистом и считается, что он рассказал Хартвигу об абстрактных фигурах, лишенных деталей и какой-либо стилизации, которые помогают ему во время игры вслепую.

С точки зрения принципов Баухауса, классические шахматы были абсолютно несовершенны. Фигуры были нефункциональными и излишне детализированными, их форма не отображала практического содержания и смысла. Шахматы были непрактичны в хранении и перевозке, занимали много места. Ну и главное – они были сложны (а значит дороги) в изготовлении и недоступны для широких масс.

Хартвиг взялся это исправить, сделав что-то более практичное, недорогое и наглядное.

В классических шахматах форма фигур не имеет никакой связи с правилами игры. Нужна дополнительная информация, чтобы понять их назначение и функции.

Как сейчас в плохом интерфейсе, нужны ? и i, чтобы пользователь понял какой функционал несёт эта кнопка или инпут🙂

Решить эту проблему помогла любовь в Баухасе к простым геометрически телам и их первый принцип:

Форма следует за функцией. Форма стала задавать действие, отображать уникальное игровое движение каждой фигуры, форма не допускала двусмысленности и иного толкования.

Шахматы Bauhaus - 16

Х-образная фигура — возможность ходить только по диагонали (слон/офицер). Куб — горизонтальное и вертикальное перемещение (ладья/тура). Король — куб увенчанный маленьким кубиком, повернутым на 45 градусов, т.е. может ходить как под прямым углом, так и по диагонали. Сфера на кубе ферзя — безграничные возможности перемещения. Кони склеены из двух Г-образных половинок, поставленные на любую из своих сторон, они отовсюду выглядят как уголок.

Помимо формы, Хартвиг проработал и унифицировал размеры. Меньше значит больше. Все фигуры вписывались в квадрат с одинаковой длиной стороны (кроме пешек, которые были меньше остальных). Он смог подобрать такое сочетание в пропорциях, чтобы с одной стороны весь набор идеально умещался в картонную коробку. С другой стороны, чтобы фигуры на доске были сбалансированы и не выглядели дисгармонично.

Шахматы Bauhaus - 17

В числе прочего Хартвиг воплотил принцип Дизайн для народа. Фигуры были максимально технологичным и просты в изготовлении. Они производились из брусков квадратного сечения на простейшем станке с циркулярной пилой и требовали только самой минимальной доработки шлифовальным кругом. Чистые материалы.

Шахматы Bauhaus - 18

При абсолютном минимуме трудозатрат и крайне экономном расходе материалов и сил, шахматы Хартвига можно было производить очень быстро и в больших объемах, а стоили они сущие копейки.

Шахматы Bauhaus - 19

Наследие - Взгляд из настоящего

Стиль Баухаус окружает нас сейчас повсюду – минимализм, рационализм, функционализм и прочие прочие -измы. Самый яркий и известный современный представителем, что первым приходит на ум, это Икея. Но они, конечно же, одни из многих.

Для меня, путь, который прошли фигуры у Хартвига, это то же, что прошли у нас интерфейсы за последние 20 лет. От проецирования физического мира, с его объёмами, тенями и бликами – через флэт и материал дизайн – к простоте, функциональности и обоснованности каждой иконки и линии.

Но, как всегда, история сделала свою спираль.

Сейчас любой продукт пропускается через стандартные метрики, JTBD, Design Thinking и прочие устоявшиеся методологии. В итоге одинаковые продукты, с одинаковыми решениями и сиамским дизайном.

Чтобы создать что-то революционное и уникальное, нужно думать по другому. Думать нестандартно. Выходить за рамки. Так учили в Баухаус: ребят учили не копировать, даже не смотреть на другие подходы и принципы. Уходить от стандартов создавая свой новый идеал.

Yes, but

Я не могу не отметить, что в погоне за простотой, возможно, Хартвигом был утерян “дух” фигур. Шахматы несут в себе много религиозных и военных символов. Сочетание вековой истории с магией изысканности и сложности фигур, придаёт неповторимый шарм этой захватывающей игре.

Ну и самая главная проблема стиля Баухаус – функционально и рационально это не всегда удобно. А возведённое в культ зацикливание на геометрии и простоте, приводит в итоге к абсурдности. Но об этом в следующей статье.

Очень помогли в написании:
Блог Дмитрия Скирюка «
Шахматные фигуры Bauhaus: история и создатели»
Школа дизайна «
Шахматные фигуры Йозефа Хартвига»

Автор: Evgeny S.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js