Сложно ли пронести гаджет в школу

в 16:00, , рубрики: B2B, samsung class, заказчики, интерактивные доски, педагогика, продуктовый менеджмент, технологии в образовании, управление разработкой, учитель, школьное образование

— Рыцарь — это человек, он без страха и упрёка

Петров и Васечкин

Это история разработки B2B решения для планшетов, чтобы увеличить их востребованность в сфере образования. Вначале мы совершили все возможные ошибки: считали себя самыми умными, путались в «болях» целевой аудитории вместе с фокус-группой. Всё нравилось менеджерам, разработчикам и, главное, начальству. Затем пилот решения дошёл до пользователей и пришло время отваги для осознания наших заблуждений.

Сложно ли пронести гаджет в школу - 1

Всё началось с участившихся запросов на применение планшета в школе. Мы съездили в несколько школ с целью выяснить, какая «боль» вызывает этот интерес, а какая не даёт его реализовать. Рядом с нами были коллеги-эксперты из IT Школы Samsung, которые помогали нам в исследовании. Мы наивно полагали, что всё сразу сделаем в лучшем виде.

К этому просто надо быть готовым

К этому просто надо быть готовым

Узким про­ли­вом мы плы­ли, и в серд­це тес­ни­лись сте­на­нья;
Сцил­ла с это­го боку была, с дру­го­го Харибда…

Гомер. Одиссея. (греческий эпос 8 в. до н. э.)

Эта статья о конечном видении продукта Samsung Class, реализовавшего «что хотела целевая аудитория». А еще о функциональных ролях продакт-менеджмента и разработчиков, которым важно следовать для достижения такого результата.

Как сосредоточиться на боли пользователя и этим не создавать ему новых
Как сосредоточиться на боли пользователя и этим не создавать ему новых

Сосредоточиться на «боли» целевой аудитории

Только Samsung оказался абсолютно открытым к диалогу
и готовым слышать то, что нужно реально для того,
чтобы продукт стал образовательным

Константин Эдуардович Тхостов
Директор лицея №369, Санкт-Петербург

Как изменися урок в школе за последние двадцать лет? Дети остались те же, разве что гаджеты разбаловали их. А еще теперь по закону проносить их в школу нельзя. При этом, как и раньше, учитель для реализации плана урока за короткое время решает две задачи:

1.     Вовлечение

2.     Удержание внимания

Ученики пришли с другого урока после перемены и мысленно ещё там или вообще в смартфоне, несмотря на формальный запрет. Когда они мыслями придут в себя сюда?

Чем занято внимание детей, только пришедших на урок

Чем занято внимание детей, только пришедших на урок

Блогеры YouTube и TikTok разбаловали всех соревнованием за секунды внимания, и учителю теперь приходится конкурировать с ними. Физическое присутствие на уроке вовлеченность не гарантирует. Для решения этой задачи уже есть метод — разнообразие педагогических приемов, и мы решили, что добавить в него еще вариантов — это адекватная и благородная цель.

К тому же, с древних времён осталась незакрытой тема «мне плохо видно с задней парты», потому что первых парт мало, а учеников много. Вовлечение и удержание внимания удаленных парт даётся объективно тяжелее, чем ближних.

Проблема задних рядов в школе

Проблема задних рядов в школе

С потребностями аудитории определились и началось самое сложное: соблазны забить продукт трендовой функциональностью. Настало время героических решений.

Сперва честно признались себе, что не будем делать ничего про дистанционное обучение: мы про планшеты в оффлайн классе.

Затем избавились от навязчивого желания сделать что-то вроде очередного приложения для образования.

Сложнее всего было выкинуть мысль встроить мессенджер, потому что они сейчас везде.

Итак, мы определились с целью: адаптировать планшеты к использованию на оффлайн уроке. Это означает, что планшеты должны быть окном внимания к учителю. Привычным окном, поскольку дети привыкли к гаджетам. Вместо того, чтобы сетовать на эту привычку, мы используем её во имя педагогического разнообразия. Для этого мы решили обеспечить связь между планшетами учеников и учителя с помощью нашего приложения Samsung Class.

Важно не только понимать боль ЦА, но и сосредоточиться на ней при создании решения.

Чем проще, тем лучше!

Разработчик, не увеличивай «боль» целевой аудитории

Как мы рассуждали дальше со стороны разработчиков: никаких модных облаков или дополнительных серверов. Мы решили, что использование и развертывание будут простыми для обыкновенного учителя. Его планшет будет управляющим для планшетов учеников с возможностями:

·       запуск трансляции экрана на устройства учеников

·       запуск трансляции содержания интерактивной панели на устройства учеников

·       доступ к экранам учеников

·       отправка необходимых для работы файлов

·       удаленный и единовременный запуск приложений и веб-страниц

·       отслеживание «бездействия» учеников

·       управление политиками доступа на всех планшетах

Приложение Samsung Class превращает разрозненные устройства в систему планшетов учащихся с планшетом учителя в качестве управляющего

Приложение Samsung Class превращает разрозненные устройства в систему планшетов учащихся с планшетом учителя в качестве управляющего

Санитарные нормы диктуют минимальный размер устройства в 10.5”, поэтому базовым вариантом мы выбрали модели Samsung Tab A9+/S9. Интерактивная панель Flip Pro с диагональю от 65 до 85 дюймов это опциональная часть решения. Часто в классах уже встречаются подобные панели других производителей, и они тоже могут быть задействованы для вывода экрана планшета учителя.

В качестве сервера используется планшет учителя. Никакой дополнительной инфраструктуры кроме сети Wi-Fi не требуется. Автоматическая установка и настройка реализованы с помощью сервиса Knox Configure: достаточно создать список серийных номеров в аккаунте сервиса и настроить удаленную установку программы.

Мы предусмотрели даже вариант отсутствия Wi-Fi. В этом случае планшет учителя используется в качестве точки доступа. Но для мобильных точек доступа есть ограничение до десяти устройств, поэтому это опция скорее для мини-групп на природе.

Сложно ли пронести гаджет в школу - 7

Как это выглядит на деле: планшеты «живут» в ящике с зарядками в шкафу, пронумерованы и закреплены за учениками согласно порядковому номеру в журнале. Весь урок на планшете не проходит, но использовать их на уроке имеет смысл. Например, в начале урока учитель проводит быстрый опрос, который позволяет в течение пяти минут вовлечь всех пришедших в урок, заодно проверив уровень усвоения знаний.

Для решения задачи включения ученика в урок мы создали дополнительную опцию решения – проведение быстрых опросов. Альтернативными вариантами могут быть quiz-задания на уже используемых образовательных платформах или короткие ролики. Это на выбор учителя.

Настройки системы тестирования

Настройки системы тестирования

Преподаватель имеет доступ к управлению происходящим на экране любого из учеников.  А также может отправлять им и на интерактивную панель изображение своего экрана. Таким образом, оно транслируется на устройства учеников, чтобы задним партам всегда «было видно». При необходимости преподаватель может снова подключать планшеты, единовременно запуская у всех приложения или открывая нужные ссылки.

Когда мы вышли на оперативный простор, начав тестировать решение в реальных аудиториях, то стали выявляться аспекты, которые потребовали от разработчиков дополнительной работы. Приведу несколько примеров:

Когда в классе много учеников, каждый раз подключать планшет через QR-код неудобно. Поэтому проще сделать шаблоны с названиями урока, аудитории, готовым списком учеников и выбранной папкой для материалов.

Ученикам при использовании гаджетов захочется их «сломать». Тогда убираем таскбар и верхнюю панель доступа, так что запуском приложений на устройствах управляет исключительно учитель, а учащемуся доступны лишь папка материалов и ранее запущенные приложения.

Иногда ученики авторизуются не под своими именами. Чтобы бороться с некорректной авторизацией, мы реализовали алгоритм, который автоматически привязывает ученика к планшету, используя соответствие номера планшета, устанавливаемого в приложении, с номером ученика в списке класса.

И так далее.

Удачно ли оказалось лавирование между Сциллой и Харибдой

Самым сложным было доносить идею о том, что Samsung Class это не образовательное приложение, вроде МЭШ, Uchi.ru или EdPad, а «предустановленный» B2B софт для образования, создающий из планшетов единый инструмент. Это не образовательная платформа и не контент, а техническая часть образовательной экосистемы.

Samsung Notes на планшете учителя связывается с помощью Smart View с интерактивной панелью

Samsung Notes на планшете учителя связывается с помощью Smart View с интерактивной панелью
Экран учителя доступен не только на интерактивной панели, но и на планшетах учеников

Экран учителя доступен не только на интерактивной панели, но и на планшетах учеников

По отзыву преподавателя информатики лицея №369 Санкт-Петербурга Скотникова Вадима Борисовича основные ценности решения:

Безопасность — это просмотр экранов учеников с устройства учителя. Контроль за происходящим на устройстве – это часть порядка в классе.

Скорость — это управление и одновременный запуск приложений (или ссылок) на всех планшетах, что позволяет избежать траты времени: «а теперь запустите приложение…»

Это одни из «болей», которые мы закрывали, чтобы гаджеты не усложняли ход урока.

До Samsung Class планшеты уже нашли применение в образовательном процессе 369 лицея и решение оказалось полезным дополнением к нему

До Samsung Class планшеты уже нашли применение в образовательном процессе 369 лицея и решение оказалось полезным дополнением к нему

В лицее нашёл свое применение и обычный софт вроде Samsung Notes: во взаимодействии со школьной инфраструктурой, включающей облачное хранилище, куда выгружали скриншоты или pdf для себя или для последующей проверки выполненных заданий учителем.

Не могу не напомнить о своей предыдущей статье про недавно появившиеся функции AI: в Samsung Notes тоже можно делать аудиозапись и транскрибацию лекций.

Сложно ли пронести гаджет в школу - 12

Вообще говоря, целевая аудитория — это не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения. Например, небольшие учебные группы или кабинеты по изучению языков. Также Samsung Class могут использовать бизнес-центры, предоставляющие в аренду аудитории для лекций и тренингов, чтобы сделать контент на интерактивной панели видимым каждому в зале.

Выводы

Создание продукта подобно маневрам между Сциллой и Харибдой из приключений Одиссея. Менеджеры по продукту и маркетинг должны концентрироваться на потребностях целевой аудитории, используя бритву Оккама для пресечения фантазий о ненужной функциональности. В свою очередь, разработчики должны быть готовы к доработкам и избегать создания новых «болей» пользователю, подбирая варианты технических решений.

Если участники IT проекта этого не понимают, то выгорают либо менеджеры по продукту, либо разработчики, в результате принося пользователю больше проблем, чем пользы.

Этим пониманием функциональных ролей в команде мы пользуемся, чтобы помогать B2B заказчикам в решении их запросов или искать решения для целых отраслей.

Продакты должны услышать боли пользователя, а разработчики не добавить новых

Продакты должны услышать боли пользователя, а разработчики не добавить новых

Мы поняли основные потребности = боли целевой аудитории, поняв и мотивацию – расширить разнообразие педагогических приемов для вовлечения учеников и удержания их внимания в ходе урока. Дали учителю планшет с Samsung Class, помогающим решать эту задачу, ради повышения эффективности обучения.

JTBD (Jobs To Be Done) фреймворк для решения потребностей ЦА

JTBD (Jobs To Be Done) фреймворк для решения потребностей ЦА

Удачность лавирования между Сциллой и Харибдой определяется отзывами и впечатлениями реальных пользователей. Такая вот Одиссея создания для любого продукта.

Павел Медведев
Samsung

Автор: pavelmedvedev79

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js