Еще лет 30 назад работа веб-дизайнера требовала не только фантазии и сноровки, но и телесных затрат. Да-да, со зрением и осанкой дизайнер мог попрощаться. Скукожившись в позе эмбриона, при тусклом свете лампадки, художник без помощи компьютера создавал свои шедевры. Советские мультипликаторы, например, вручную прорисовывали всех персонажей мультфильма «Двенадцать месяцев» со всеми телодвижениями.
«Двенадцать месяцев» — кадр из советского мультфильма по мотивам пьесы С.Я. Маршака, 1942—43 г.
Время идет. Появилась компьютерная поддержка. Теперь работа веб-дизайнера требует освоения компьютерных программ, фантазии и много чего еще. Проще работа не стала, но в ногу со временем пошла. Появилась совершенно новая профессия — веб дизайнер. Профессия-то новая, а законы на нее действуют те же. Часто и самими веб студиями управляют люди творческого склада и им просто не до всех этих проволочек и подписания бумажек. Поэтому у веб-студий часто возникают юридические проблемы. Рассмотрю те, что чаще всего встречаются в юридической практике.
Проблема первая: заказчик не платит
Деталей и оттенков у такой проблемы может быть множество, но суть всегда одна. Вы свою работу сделали полностью или частично, а заказчик вас послал и наотрез отказался платить. Неприятная ситуация, да и как доказать, что вы не верблюд? Не печалься и не хнычь, проблема решаема…
Решение:
- Предусмотрите четкий алгоритм приемки работ.
- Установите короткий срок рассмотрения досудебной претензии.
- Помните про удержание исключительных прав на результат до момента стопроцентной оплаты.
- Проверьте контрагента перед заключением договора. Бывает, что бренд известный, а от его имени выступает однодневка.
Проблема вторая: заказчик вынуждает вас все переделывать по 100 раз
Первые 20 правок вы покорно вносите, но терпению приходит конец. Бесит? И неудивительно.
Решение:
- Нужно подробно прописать в договоре четкий порядок приемки работ, в том числе, все по части дизайна сайта.
- Пропишите детально техническое задание. Сделать это надо до того, как начнется работа над проектом. Поставьте перед собой конкретные задачи и согласуйте все с заказчиком. В техническом задании не забудьте указать сроки, к которым проект будет выполнен.
Проблема третья: заказчик требует подтверждения наличия прав на продукт или его часть
Для перехода исключительных прав необходимо:
- Наличие положения о служебном произведении, на которое нужно сослаться в трудовом договоре.
- Учесть то, что сумма вознаграждения за переход исключительных прав не должна входить в зарплату. Для удобства можно прописать, что за отчуждение каждого результата интеллектуальной деятельности взимается 3 000 рублей (например).
- Подписать с сотрудником акт о передаче исключительного права. Условие о размере вознаграждения должно отображаться в договоре и в акте.
- Оговорить в трудовом договоре, что работник не только передает права на служебные произведения, но и все рабочие и исходные материалы.
- Прописать в трудовом договоре, что все наработки, исходные коды, которые были созданы в рабочее время, принадлежат работодателю. С фрилансерами все немного иначе, но это уже совсем другая история...
Решение:
Если заказчик просит подтвердить права на сайт, сделать это можно только предоставив договоры с сотрудниками, в которых указано, что права переходят работодателю, где отдельно выделена сумма за передачу исключительных прав.
Если вы — человек творческий, это не дает заказчику основания полагать, что питаетесь вы святым духом. Вы не на помойке себя нашли. За вашу работу вы должны получить деньги. Это нормально. Ваши заповеди в работе с заказчиком таковы:
- оформляйте отношения с авторами (независимо от того, кто он: работник, фрилансер или подрядчик);
- стройте бизнес-процессы в соответствии с разработанными документами;
- формируйте перечень служебных заданий только через CRM.
Проблема четвертая: сменилось руководство юридического лица, и вам отказываются платить
Вы полностью разработали продукт, например, веб-сайт. Макет готов, все хорошо смотрится, все кликабельно и готово к релизу. Настал решающий момент — вам должны заплатить, но выясняется, что “у вас ничего не заказывали” и “кто вы вообще такой, мы вас не знаем”. Новому руководству ООО вообще не нужны услуги веб-дизайнера, сайт тоже не нужен, им всем за 70 и они работают на деревянных калькуляторах.
Фото: time-news.net
Решение:
Составляйте договор с заказчиком так, чтобы формально чужие кадровые перестановки вас никак не задевали. Что вам жизненно необходимо?
- Договор (хотя бы скан, подписанный с печатями обеих сторон)
- Подписанное приложение к договору (с заранее согласованной ценой)
- Направленные акты сдачи-приемки работ
- Указание в договоре, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, он должен оплатить фактически оказанные услуги. Можно даже предусмотреть штраф.
Помните: Художника может обидеть каждый! Да и устроены творческие люди так, что воевать не пойдут. Хотя стоило бы! А лучше, во избежание войны, правильно выстраивать бизнес-процессы и все будет хорошо!
Автор: milazarlaw