Давеча отечественный государственный заказчик разместил интересный заказ. (Документация)
Суть заказа: создание блокчейна и сопутствующей инфраструктуры для управления авторскими правами и обмена знаниями. Под знаниями в данном случае понимаются тексты научных и образовательных материалов, схемы, чертежи, формулы 2D- и 3D-модели и прочий образовательный и научный информационный контент.
Поскольку мы с вами, участники сего сообщества, имеем знания и навыки, и часто являемся гражданами целевого государства, предлагаю обсудить:
- Целесообразность проекта
- Необходимость в этом проекте технологии типа "блокчейн"
- Варианты архитектуры и способы реализации проекта
- Прочие мысли по этому поводу
На чём можно ставить кат, под коим я оставлю некоторые свои мысли и интересные выдержки из текста.
В результате реализации проекта будет создана совершенно новая университетская сетевая платформа, позволяющая:
- Создавать и правомерно вводить в оборот значительный по объему, достоверный и актуальный по содержанию комплекс информационных ресурсов, включающий в себя «критическую массу» электронных научных, учебных и учебно-методических ресурсов.
- Обеспечить авторам «безбарьерный» ввод знаний в систему, минуя традиционные механизмы создания и публикации контента и предлагая автоматическое участие в последующих цепочках обращения объекта интеллектуальной собственности.
- Исключить из процессов оборота интеллектуальной собственности для нужд науки и образования посредников, повысив рациональность использования финансовых ресурсов университетов для информационного обеспечения.
- Повысить качество образовательной и научной деятельности за счет организации коллаборационной деятельности сотрудников университетов по созданию научных, учебных и методических материалов, введения в оборот данных исследований.
- Ввести систему объективной оценки востребованности произведений науки, литературы и искусства по множеству показателей (скачиваемости, цитируемости, используемости и др.), сформировав тем самым принципиально новую систему метрических оценок в университетской среде.
- Ввести элементы геймификации системы, привязав внутреннюю активность к комплексу материальных и нематериальных поощрений, обеспечив заслуженное вознаграждение, прозрачность и общественный контроль над знаниями, оборачиваемыми в формируемой экосистеме.
- Внедрить эффективные механизмы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в университетах, соответствующие гражданскому законодательству РФ, и одновременно – сформировать принципиально новую, прогрессивную культуру работы с интеллектуальной собственностью, необходимую для решения задач развития цифровой экономики.
- Сформировать эффективную систему распределенного депонирования и фиксации прав на основе технологий блокчейн, обеспечив агрегацию и легализацию оборачиваемого в университетской среде цифрового контента.
- Создать обособленную виртуальную экосреду на основе системы цифровых правил, позволяющую не только повысить прозрачность и результативность ученого (коллективов, коллабораций), но и получить необходимый опыт и апробировать практики, которые станут основой для развития всей национальной системы интеллектуальной собственности.
Цель и задачи проекта:
а) цели проекта:
Цель проекта – создание цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами на основе агрегации объектов авторского права, создаваемых в высших учебных заведениях, и обеспечения оборота таких объектов и прав на них на базе технологий распределенных реестров.
Новизна проекта заключается:
- в создании комплексной платформы, реализованной в русле парадигмы открытой науки (Open Science), построенной на распределенном реестре, сочетающей фиксацию авторских прав, депонирование объектов, систему поиска и безвозмездного и (или) условно безвозмездного обмена объектами между обучающимися, преподавателями и исследователями, работающими в ведущих университетах;
- замещении экономического института посредничества платформой, предоставляющей потребителям возможность осуществлять прямое взаимодействие с производителями контента, в том числе гибкое изменение их ролей;
- формировании экосистемы, где в качестве основы экономических отношений будет апробирована система реального и виртуального стимулирования на основе принципов геймификации социальных систем.
б) задачи проекта:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи.
- Выработать форматы ввода знаний (депонирования объектов) в систему, разработать стандарты для размещения новых форм описания цифровых объектов, пригодных для производства различных объектов (в том числе неполных) интеллектуальной деятельности, создаваемых в университетах.
- Организовать устойчивое взаимодействие участников проекта, в том числе процессов депонирования объектов в депозитариях участников и фиксации фактов депонирования, сведений о правах, их передаче и использовании объектов с помощью распределенного реестра на основе технологий блокчейн.
- Разработать цифровую платформу обмена знаниями и управления авторскими правами (далее – цифровая платформа, система), включающую функции:
а) размещения в распределенном виде знаний как в формате целостного объекта, так и в формате неполных объектов (фрагменты данных, текстов, моделей, кода и др.);
б) верификации подлинности совершенных действий и достоверности информации в отношении объектов интеллектуальной собственности, в том числе фиксации приоритета без участия человека;
в) ввода в оборот новых форм описания цифровых объектов, создаваемых университетами, необходимых для реализации приоритетов научно-технологического развития – генетических ресурсов, трехмерных, информационных моделей и т.д.;
г) развития моделей интеллектуального сопоставления и сравнение записанных в цифровой форме объектов права, позволяющих определить их уникальность полностью или в отдельных элементах;
д) монетизации, включающей условно свободное использование и отложенную монетизацию, а также возможность выплаты справедливого вознаграждения лучшим авторам из различных университетских фондов стимулирующих выплат. - Апробировать и внедрить модуль геймификации с целью сформировать новую виртуальную экосистему для ученых, в которой появляются стимулы к интенсивной генерации знаний, исследований, услуг, взаимного рецензирования, оценки творчества.
Мысли на тему
Государство предлагает создать децентрализованную инфраструктуру, позволяющую однозначно установить авторство и получать доступ к содержимому. Уже есть система, которая это может: Handle System, поверх которой работает известные всем людям науки DOI. Некоторое время назад государство было заинтересовано в создании собственного регистратора DOI, и даже публиковало книжку по этому поводу. Однако, проект и фонд, за него ратующий, были свёрнуты и реорганизованы, а на суд народу был предъявлен уже текущий проект с блокчейном в главной роли.
Ключевой вопрос: имеет ли смысл использовать блокчейн в данном контексте. Чтобы понять, нужно разбить систему на части и рассмотреть их подробнее.
Научная среда создаёт много данных. Очень много данных. Нет никакой возможности хранить их централизованно. Значит, хранить надо распределённо. И распространять распределённо. Лучшим в такой задаче показал себя протокол torrent, очень неплохо выглядит IPFS. Для установления авторства каждый объект в системе подписывается ключом автора.
В заказе речь идёт о фрагментарности и возможности разбиения и слияния объектов содержимого. Для таких задач в большинстве случаев отлично подходит git. Если отдельный файл можно адресовать по его хешу в IPFS, то с git мы имеем возможность адресовать до конкретного состояния файла, присовокупив идентификатор коммита. Коммиты, понятное дело, подписываются. Фактически, дерево коммитов репозитория и становится тем, что нам нужно для однозначного установления авторства и однозначной адресации. Однако, git не предусматирвает возможности передачи авторства. Переподписанный коммит становится другим коммитом.
Именно эту проблему, теоретически, имеет смысл решать блокчейном. Блокчейн существует параллельно с системой адресации и распределёнными репозиториями, и хранит в себе сделки в отношении авторских прав на объекты системы. Объектом в данном случае считается конкретное состояние (хеш файла + id коммита). Таким образом, не составляет сложности узнать, кто создал объект, и кто владеет правами на него.
Однако, в этой системе проблемы современной системы авторского права будут видны в полной мере. Например:
Исследователь A работает над оптимальным способом извлечения нефти из земных недр и публикует черновики работ в системе. Исследователь B создаёт на основе черновиков собственные разработки. Компания Р в определённый момент замечает, что исследования А дают сильное конкурентное преимущество, выкупает работы А и переносит их в статус коммерческой тайны либо делает патент. Однако работы В коммерческой ценности для Н не имеют, зато имеют ценность фундаментальную, и ценность для потенциальных конкурентов Н. Внимание, вопрос: кто и как теперь определяет судьбу работ исследователя В?
Исследователь Ю разработал и продал некую свою работу компании Д. Однако, уже после продажи обнаружил, что работа может иметь фундаментальную ценность, если внести в неё несколько изменений. Имеет ли право Ю внести такие изменения и опубликовать новое фундаментальное исследование, если таковое затрагивает коммерчески ценные данные, которые Д купило у Ю?
Мысли по мелочам
Очень интересно выглядит перспектива встраивания системы идентификации контента напрямую в редакторы. Чтобы, например, Inkscape или OpenOffice автоматически регистрировали за человеком вновь созданный документ.
Проблем с авторским правом бы не было, если бы вместо конкуренции предприятия кооперировались для создания новых методов и научных разработок. Не было бы смысла эти разработки прятать и препятствовать развитию науки. И блокчейн в такой системе был бы не нужен.
Геймификация… да какая, блин, геймификация, если можно сделать лайки. Мы же социальные существа, за лайки лоб расшибём быстрее, чем за ачивки.
Ещё интересных госзаказов про образование
Разработка архитектуры информационных научно-образовательных ресурсов — то, о чём шла речь в эпопее Необразованная молодёжь. Государство иногда нас слышит. Но сделать ничего не может. Распилено до нас.
Создание ресурса для агрегации научно-образовательного контента — Тоже интересная затея. Навигация по образовательным каналам в ютубе, группам ВК и, тем более, индивидуальным ресурсам — нетривиальная задача. Ибо порой нет даже кросс-ссылок. Беда в том, что в государственной системе будут собираться только дозволенные государством создатели контента.
почему вообще государство собирается агрегировать энтузиастов, вместо создания системы, которая и без энтузиастов от образования была бы хороша?
Почему госзаказы — не для нас
Завершу на грустном. Госзаказы, которые я показал, неплохи в своей сути. Однако, получить их практически невозможно. Приведу простой пример: стартап-школы, пусть я их и не люблю, дают до 60 дней на подачу заявки. Проекты для госзаказа значительно сложнее того, с чем приходят в стартап-школы. Однако — 20 дней. То есть, для получения такого госзаказа нужно знать о его создании заранее. Либо создавать отдел немедленного реагирования, который будет заниматься только отслеживанием и подготовкой заявок.
Автор: SBKarr